Прикладное творчество "Керамика". Лепка из глины женской фигуры в национальном башкирском костюме
Прикладное творчество "Керамика". Лепка из глины женской фигуры в национальном башкирском костюме
Научиться выполнять женскую фигуру способом рельефно-декоративной пластины с национальными элементами башкирского костюма. Формирование художественного вкуса, развитие творческого подхода к работе на базе изучения национального костюма. Воспитание интереса и любви к искусству родного края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Прикладное творчество "Керамика". Лепка из глины женской фигуры в национальном башкирском костюме»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение школа №14 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Тема:
Лепка из глины женской фигуры в национальном башкирском костюме.
Способ лепки – рельефно – декоративная пластина.
Учитель технологии
Шакирова Диляра Маратовна
Цель: знакомство с женским национальным башкирским костюмом. Научиться выполнять женскую фигуру способом рельефно-декоративной пластины с национальными элементами башкирского костюма. Формирование художественного вкуса, развитие творческого подхода к работе на базе изучения национального костюма. Воспитание интереса и любви к искусству родного края.
Оборудование:таблицы с иллюстрациями национального костюма. Таблица, где показана последовательность работы.
Материал: глина, стеки, штампы, подкладочная доска, стакан с водой, тряпка, кисть. Планшет ( светлый фон ) 60х60 см для компоновки готовых изделий в единую композицию.
Литература: С.Н.Шитов, «Башкирская народная одежда»,1995 г.
Н.М.Конышева, «Лепка в начальных классах», 1995 г.
Ход занятия
1. Повторение изученного материала: опрос в виде беседы – с целью повторения материала изученного ранее. (4- мин.)
2.Изучение нового материала. Объяснение с использованием женского башкирского костюма, таблицы, фотографии, рисунки, демонстрация нагрудников, камзола, головных уборов. В сопровождении национальной музыки. (7- мин.)
3. Закрепление нового материала. (2- мин.)
4. Объяснение практической работы. Выделяем основные этапы лепки из глины. (9- мин.)
5. Техника безопасности. (2- мин.)
6. Выполнение практической работы. Лепка из глины. (14- мин.)
7. Закрепление пройденного материала. (2- мин.)
8. Формирование единой композиции. (3- мин.)
9. Анализ работ (2- мин.).
- Ребята, на прошлом занятии вы познакомились с историей жизни башкирского народа.Чем занимались раньше башкиры?
- Скотоводством. Они разводили овец, баранов.
-Посмотрите, какое замечательное стадо барашек вы выполнили на прошлом занятии, а вот и батыр на коне скачет – стадо пасёт. Ребята расскажите, как вы лепили барана? Как этот способ лепки называется?
- Способ лепки называется пластический. Из целого куска глины вытягивают одновременно голову, шею, ноги животного. Далее уточняем основные пропорции частей тела- придаём соответствующую форму.
- Затем через сито пропускали небольшие комки глины и получались тонкие жгутики – которые имитируют шерсть барана. Обкладывали заготовку этими жгутиками, т.е. декорировали изделие.
- Правильно. А где нибудь за горами, за долами – ждут своих батыров с пастбищ женщины. В одном из башкирских преданий говорится: « После зарождения мира расселились люди в разных местах и стали жить поживать. Каждому народу был дан свой язык, своя одежда…» Особенно была красива одежда башкирской женщины.
Тема сегодняшнего занятия: « Башкирский национальный костюм », где мы познакомимся с женским костюмом. Посмотрим,в чём же встречала женщина своего батыра? Посмотрим, как они одевались. А затем выполнимиз глины женскую фигуру в национальном башкирском костюме. Способ лепки называется – рельефно - декоративная пластина.
Посмотрите. Вот перед вами комплект женского костюма. В него входит : платье, головной убор, сапожки. Платье обычно имело красный, синий, зелёный, реже жёлтый цвет. На подол платья нашивали две- три узкие полоски цветной ленты. Самым ярким украшением платья являлся – нагрудник. Посмотрите, как он отделан монетами, кораллами, всевозможными драгоценными камнями, которые в целом создают неповторимый орнамент. Всё это нашивалось на тканевую основу и одевалось поверх платья на нагрудную часть тела. Надев такой нагрудник, платье становилось очень нарядным, а такие нашивки имели в представлении людей ещё и магические свойства. В каждом районе Башкирии нагрудник отличался как по форме, так и по размеру. Иногда он спускался ниже пояса или, напротив был очень маленьким. Женщины выполняли нагрудник сами по существующим образцам, но по манере нашивок монет каждое изделие было индивидуальным. Каждый нагрудник имел своё отличие, свой неповторимый орнамент. Мастерицы при изготовлении нагрудника проявляли незаурядный художественный вкус, богатство фантазии, выдумку.Посмотрите вот несколько нагрудников.
Поверх платья одевался камзол. Цвет тканей брался яркий: красный, синий, зелёный или чёрный. Косо срезанные полочки открывали грудку платья изакреплялись там фигурной пряжкой. По краю борта, на полочках и по низу, так же нашивались монеты. Общий вес всех монет женского костюма иногда доходил до 4- 6 кг.
Головной убор являлся логическим завершением костюма. По нему можно было определить семейное положение, возраст, обеспеченность женщины. Распространённым головным убором являлся ободок вокруг головы красного цвета с перемычками на темени. У висков были прикреплены кисти сплетённые из бисера, а сзади накосник сплетённый из бус. На красную ткань и бисерные кисти нашивались монеты, перламутровые пуговицы, плоды экзотических растений и др. необычные предметы. Головной убор носил в себе охранную функцию, роль оберега играли нашитые на убор перечисленные предметы.
Итак, ребята вы познакомились с национальным башкирским женским костюмом. Напомните мне, что входило в комплект женского костюма? Чем его украшали?
Посмотрите, ребята перед вами таблица, где показана последовательность выполнения работы. На таблице изображён каждый этап работы, мы видим, как выполняется та или иная часть фигуры. Обратите внимание, что каждая деталь фигуры состоит из простых геометрических фигур.
Внимательно рассмотрите образец готовой фигуры, и попытайтесь описать последовательность изготовления этой работы.
1.Вначале выполняем платье- оно треугольной формы, раскатываем из глины пластину и вырезаем треугольник. Кладём на подкладочную доску.
2.Выполняем голову - скатываем шар, затем слегка сплющиваем между ладонями и прикладываем к первой детали - обе детали примазываем друг к другу.
3.Рукава - раскатываем жгут, делим на две равные части, каждую расплющиваем, концы заостряем нажатием пальцев. Прикладываем к платью и примазываем.
4.Камзол и оборки платья выполняется при помощи тонких жгутиков. Для оборки платья жгут по краю всей длины расплющиваем пальцами, отступая каждый раз в размер толщины пальца – получается волнистая линия. Затем уложить линии в два – три ряда, верхнюю часть каждой линии примазать к платью, начиная с нижней линии. Камзол имитируется при помощи жгутика, который укладывается по контуру.
5.Нагрудник – на треугольную пластину укладываем небольшие шарики – которые имитируют монеты.
6.Головной убор – выполняется при помощи жгутика, также укладываются в ряд глиняные плоские шарики – которые имитируют монеты.
Техника безопасности: прежде чем вы приступите к работе, напоминаю вам, что вспомогательные предметы, а это стеки, штампы имеют острые концы и опасны при неправильном их использовании. Поэтому, не берите без надобности штампы, не играйте стеками, не кидайтесь глиной. Прежде чем задать вопрос соседу, или отвечая на вопрос, положите на стол все острые предметы, которые держите в руках, т.к. при разговоре вы можете задеть товарища и поранить его.
Успехов вам в работе. Работаем над созданием поделки.
Вот и готова наша фигурка. Сейчас каждый расположит свою работу вот на этом планшете. Давайте подумаем, как можно расположить фигуры, чтобы получилось интересное по композиции панно. Либо это девушки в хороводе (т.е. по кругу), либо беседуют (т.е. парами или группами).
Проводится сравнение работ с выделением удавшихся элементов и недостатков. Учитывается правильность строения модели, верность пропорции. Проводиться анализ работ.
Ребята, вы все замечательно выполнили поделку. Хорошо работали, все молодцы!
Фотоприложение
Место проведения: МБОУ СОШ № 14 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Возраст: 10 лет, объединение «Волшебная глина»
Количество участников экологического урока: 15
Место работы: МБОУ ДОД СЮН Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан