Просмотр содержимого документа
«Приёмы олицетворения в поэзии и живописи. М.Ю. Лермонтов «Утёс»»
Приёмы олицетворения в поэзии и живописи. М.Ю. Лермонтов. «Утёс»
Цель урока:
- показать смысл художественного приёма - олицетворение – используя анализ поэтического и художественного образа.
Задачи урока:
- Ввести понятие олицетворения; - Воспитывать чувства взаимопонимания и взаимоуважения; - Развивать чувство восприятия прекрасного.
Оборудование урока:
- учебник В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой “Литературное чтение. 2 класс”, - текст стихотворения М. Лермонтова “Утёс”, - репродукции картин М. Чюрлениса “День”, Н. Рериха “Стражи ночи”, - листы для коллективной творческой работы детей.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания:
1) Чтение детьми стихотворения Д. Кедрина “ Осенняя песня”.
2) Найдите строчки, в которых видно, что предметы, о которых рассказывает поэт, - живые существа.
3. Работа над новым материалом:
- Я прочитаю вам стихотворение М. Ю. Лермонтова “Утес”. Послушайте внимательно и скажите о чём оно - о природе или о людях.
Учитель читает стихотворение. Затем идут высказывания детей (одни говорят о природе, другие - наоборот).
- Правы и те и другие ученики. У поэзии есть одна важная, почти волшебная особенность. Поэт произносит слова, которые живут одновременно двойной жизнью. Например, мы можем увидеть и пейзажную зарисовку, очень красочную и достоверную, и одновременно угадываем в ней рассказ о сложных человеческих отношениях.
Обсудить прочитанное стихотворение, обнаруживая в нём сначала только описание реальных природных особенностей, разгадывая только пейзажные (естественнонаучные) тайны. Затем обнаружить олицетворения (старый и мощный живой утёс, легкомысленная резвая молоденькая тучка) и расшифровать все метафоры (на груди утёса-великана, влажный след в морщинке и т. д.), называя все образы олицетворениями, подчёркивая, что у оживших природных есть душа, то есть лицо;
Обнаружить вместе с детьми другой, лирический смысл стихотворения, образность поэтического языка; показать, что речь идёт о взаимоотношениях старости (прикованной к месту, мечтающей об общении, о том, чтобы защищать кого-то, отдать свою нежность, мудрость) и молодости (с её неусидчивостью, подвижностью, легкомыслием, страстью к новым впечатлениям);
- Сейчас мы и рассмотрим данное стихотворение с этих двух сторон. Откройте страницу учебника 26 и прочитайте шёпотом стихотворение. Мы начинаем исследовать это произведение.
Дети читают стихотворение шёпотом, затем 2 -3 ученика читают вслух.
- Посмотрим на стихотворение как на удивительно красивый пейзаж. Если бы нас попросили нарисовать иллюстрацию к нему, чтобы вы изобразили на своей картине?
- Давайте разгадаем все пейзажные тайны стихотворения. Для этого нужно к выделенным другим шрифтом строчкам поставить вопрос “почему?” и попробовать ответить на него. Ведь настоящий исследователь всегда “почемучка”.В этом нам поможет наука естествознание.
Дети работают с текстом.
- Почему тучка золотая? - Цвет заката, заходящегосолнышка. - Почему ночевала на груди утёса-великана? Что за грудь у утёса? -Утёс большой, высокий, на вершине склон. Тихая, безветренная погода. Тучка остановилась на этом склоне. - Почему утром она умчалась в путь рано, играя? - Её снесло ветром, а поскольку она небольшая, то ветер подхватил её и понёс, всё время меня траекторию. - Что значит по лазури? - По ярко-синему небу. - Почему у утёса морщина влажная? - Это ложбинка, трещинка. За ночь часть тучки превратилась в капельки воды - конденсат. - Почему утёс тихонько плачет? - Влага под лучами солнца стала медленно испаряться.
- Мы сейчас так безжалостно расшифровали образный язык стихотворения М. Ю. Лермонтова. Но согласитесь, что это помогло нам представить огромный утёс, стоящий в одиночестве в пустыне, лучи заходящего солнца, окрашивающие золотом маленькую игривую тучку.
Но речь здесь идёт не только об этом.
- Как автор называет главную героиню? - Тучка – значит маленькая. - Только ли речь идёт о её размере? - Нет, ещё и о возрасте: тучка юная, молоденькая, легкомысленная, игривая, постоянно в движении, ищущая новых впечатлений). - Этим она похожа на вас. Как называет поэт другого действующего героя? Утёс-великан. - Только ли важен размер утёса? - Нет. Поэт называет его старым, у него морщины, он прикован к месту, неподвижен, не может двигаться, у него нет собеседника, он одинок, от этого страдает, переживает случайные яркие впечатления.[
- Этим утёс похож на дедушек и бабушек, с их опытом, способностью и желанием помочь, защитить, уберечь от неприятностей близких и дорогих им людей, но часто остающихся наедине с одиночеством.
Поэт видит в неживом предмете черты человека - он создаёт олицетворение.
5) - Почему я стихотворение прочитала с разной интонацией, разным темпом? Первое четверостишье - неугомонная, быстрая тучка, второе четверостишье - медленный, уставший от возраста и одиночества утёс.
- Прочитайте с нужной интонацией слова, относящиеся к тучке, к утёсу. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
Далее идет опрос 2-3 учеников, исправление ошибок.
6) - Может ли живописец воспринимать мир неживой природы?
Рассмотрите репродукции картин М. Чюрлениса “День” и Н. Рериха “Стражи ночи”. Что вы видите? Можно ли назвать образы, созданные художниками олицетворением?
Выслушиваются ответы детей.
Рассмотреть вместе с детьми случаи использования приёма олицетворения : купы деревьев и облака приобретают человеческие очертания (М. Чюрлениса “День”), горы похожи на монахов в капюшонах (Н. Рерих);
4. Творческая работа учащихся.
- Сейчас мы попробуем создать свои произведения, оживив предметы неживой природы или предметы, окружающие вас, используя приём олицетворения.
Для этого разделимся на творческие группы. Решите, какой предмет будете оживлять, очеловечивать, нарисуйте его, наделив качествами живого существа, придумайте небольшой рассказ о нём.
Каждая группа рисует предмет, о котором будет составлен рассказ. Затем один ученик от группы выходит к доске и представляет работу своего коллектива - рисунок и устное мини-сочинение.
5. Домашнее задание:
- Выучить стихотворение наизусть, подготовить рисунок к тексту.
6. Итог урока.
- С каким художественным приёмом познакомились вы сегодня на уроке? Кто пользуется этим приёмом?
Список использованной литературы:
Чуракова Н. А. Литературное чтение. Методический комментарий к учебнику для 2 класса. М., 2008.
Малаховская О. В. Литературное чтение. Тематическое планирование. 1-2 класс. М., 2012.
Свиридова В. Ю., Чуракова Н. А. Литературное чтение. Учебник для 2 класса (1-4), 1 часть. 2-е изд., перераб. и доп. Самара, 2011.
Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова. - Самара, 2011.