открытый урок по литературному чтению содержащий в себе словарную работу, работу в парах, лексическую работу, сочинение учащихся, вопросы по содержанию
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения.
Оборудование:
Выставка книг Д. Н. Мамина - Сибиряка;
Карточки с заданиями;
Иллюстрации учащихся к произведению “Приёмыш”;
Презентация.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока
– Как вы думаете чем мы будем заниматься на данном уроке? На этом уроке мы постараемся научиться проявлять любовь ко всему живому, что нас окружает. Сегодня мы заканчиваем работу над - Сибиряка “Приёмыш”.
- Какие цели вы поставите перед собой? Будем читать, рассуждать, думать, высказывать своё мнение. А также проанализируем, как автор описывает лебедя и как к нему относится старый рыбак Тарас.
III. Проверка домашнего задания
– А сейчас проверим домашнее задание.
– Что вы узнали о жизни писателя с прошлого урока?
– Кто же такой Приёмыш?
– Сейчас мы с вами продолжим работу таким образом. Индивидуально по карточкам будут работать…. Вам нужно письменно ответить на вопросы.
Карточка 1.
Кто такой Тарас?
Кто такой Соболько?
Кого звали Приёмышем?
Карточка 2.
Где жил Тарас?
Почему старик жил на озере один?
Каким человеком был Тарас?
Карточка 3.
Кто такой Тарас?
Чем он занимался?
Где он жил?
Как он относился к природе?
Почему он приютил лебедя?
– С остальными ребятами мы будем работать коллективно. Ребята читают понравившиеся эпизоды
Выступление желающих детей.
– Какие чувства вы испытывали во время чтения?
– Спасибо, ребята, за проделанную вами работу.
IV. Работа над содержанием текста
Словарная работа
Поясните, что такое:
- протока - боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоёма.(5-6 слайды)
- бобыль – холостяк, одиночка.
- особняком – отдельно от всех.
- схиреет – заболеет, умрёт.
- сгрудятся – объединятся в группу.
- грезилось – виделось, мечталось.
- дескать – то - есть.
- на перелёте – во время перелёта.
- божья птица – птица, угодная богу.
- божья тварь – животные.
- царская птица – важная, гордая птица.
– А теперь нам предстоит работа по содержанию рассказа.
- на сколько частей вы бы разделили этот текст? 4 части, начнём работу над 1 частью.
1-я часть
– О чём рассказывается в 1 части рассказа?
Выборочное чтение и ответы на вопросы.
– Как рассказчик-охотник впервые увидел лебедя?
– Докажите словами из текста, что лебедь – крупная птица.
2-я часть
– Приступаем к работе над 2 частью рассказа.
– Расскажите, как лебедь оказался у Тараса?
– Почему Тарас решил приютить лебедя?
– Найдите в тексте предложение, которым можно объяснить решение Тараса. (...летать-то не умеет...)
Лексическая работа. (7 слайд)
– А теперь – лексическая работа. Я буду читать отрывок, ваша задача – исправить ошибку. Работаем с текстом.
1. Пропадёт один-то, потому что молод ещё, не приспособлен к жизни.
Дети: Пропадёт один-то, ястреба заедят, потому как смыслу в нём ещё настоящего нет
2. Без родителей остался.
Дети: сиротой остался.
3. Утром рано поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой.
Дети: Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой
– Найдите в тексте предложение о том, как старик говорил о лебеде? (Необыкновенно любовно, как о близком человеке.)
– А, теперь давайте заполним пропуски в предложении. (8 слайд)
Умная птица, и свой порядок знает.
– А понимал ли лебедь старика? (Понимал, он посматривал на него своими умными глазами.)
V. Физминутка
VI. Продолжение работы
3-я часть
– Продолжим работу. Напомните, пожалуйста, о чём говорится в 3-й части рассказа?
– Доволен ли был старик своим Приёмышем?
Выборочное чтение.
– Как говорится об этом в тексте? Прочитайте.
– Замените слова: “ужасно был доволен” близкими по смыслу (синонимами) и прочитайте, что получится. (9 слайд)
Старик очень любил своего Приёмыша.
Очень радовался своему Приёмышу.
Восхищался своим Приёмышем.
Выборочное чтение.
– Прочитайте. В чём же проявлялся характер гордой птицы?
– Ну, а теперь обратимся к заключительной части текста. Что мы узнаём из этой части?
– Какими словами Тарас характеризует лебедя? Найдите эти слова. (Хорошая, учёная, Божья, особенная.)
– Почему ответ Приёмыша опечалил старика? Найдите.
– Подумайте, почему Тарас отпустил лебедя, к которому так привязался?
– Как он сам это объяснял?
– А теперь давайте прочитаем, как лебедь простился со своим спасителем.
– Тосковал ли старик по своему любимому лебедю?
– Как он пережил разлуку с Приёмышем?
– Каким же человеком был Тарас? (10 слайд)
– Давайте поработаем самостоятельно и напишем мини-сочинение о Тарасе (Доброта, любовь к животным, забота о слабых, щедрость души, милосердие.)
– Какой можно сделать вывод, прослушав выступления ребят? (11 слайд)
VII. Обобщающая беседа
– Какие эпитеты автор использовал для описания лебедя? (Умная, гордая, царская, учёная, особенная, хорошая, Божья птица.) (12 слайд)
Справедливый суд. (13 слайд) Работа в парах.
–Я считаю, что Тарас поступил неправильно, взяв птицу к себе домой. Нельзя вмешиваться в жизнь диких животных. А как бы вы поступили на его месте?
(14 слайд) Что было бы правильнее?
- поступить с лебедем, как это сделал Тарас;
- подрезать крылья птице и навсегда сделать ее ручной;
- силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей.
Работа в группах.
– Как вы думаете, вернётся ли к Тарасу лебедь весной?
Докажите свою точку зрения.
Вывод учителя: всё зависит от её величества судьбы. Хотелось, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет: приёмыш – это птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своей любимой или любимого они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам, людям.
– Чтобы ещё больше узнать об этих птицах, ребята приготовили сообщения, теперь послушайте, что нам могут рассказать ребята о жизни этих птиц.
Сообщения детей. (14 слайд)
Ученик 1. Лебедь – одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты, любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Ещё красивее кажется лебедь на уединенном озере в глухом лесу. Он плывёт, скользит по воде легко и бесшумно, и вода под ним светлеет. Лебедь неповторимо изящен в каждом своём движении– и в крутом повороте при плавании, когда он оставляет за собой искрящуюся волну, и при купании, когда шумно расплёскивает воду, и при подъеме на крылья, упруго и гулко секущие воздух.
Ученик 2. Гнездятся лебеди по глухим малодоступным озёрам, в густейших камышах: это исключительно чуткие и осторожные птицы.
В древности лебедям приписывали голос необыкновенной красоты. По поверью, они в час смерти поют чудесную песню, полную тоски и отчаянья. Но, к сожаленью, лебеди не поют. Они шипят, трубят, а когда ухаживают за птенцами, лают по-собачьи.
Однако, красота этих птиц не мешала людям нещадно их истреблять. В основном это делали ради их мяса, а также ради шкурок с белым оперением.
– А как же нам, людям, нужно относиться к животным, к природе, ко всему, что нас окружает.
– Теперь послушайте отрывок из стихотворения Н. А. Заболоцкого “Просьба”.
Птицы, рыбы, звери
В душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди.
Не убивайте зря.
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
А земля без зверей – не земля.
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно
И должно быть сердце, сердце человечье.
VIII. Викторина
– К описанию лебедя обращались многие писатели и поэты. Определите, из каких произведений эти строки? (Ответы сопровождаются показом книг.)
“Раз под вечер, когда солнышко сияло на небе, из-за леса поднялась целая стая чудесных птиц. Таких красивых птиц утёнок никогда не видел – все белые, как снег, с длинными гибкими шеями. Это были лебеди.
Их крик был похож на звуки трубы. Они распростёрли свои широкие могучие крылья и полетели с холодных лугов в тёплые края, за синие моря” (Г-Х.Андерсен “Гадкий утёнок”) (15 слайд)
“Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит.
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт” (А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане...”) (16 слайд)
IX. Итог урока
– Понравился ли вам рассказ?
– Что нового узнали?
Х. Домашнее задание: подготовить пересказ: 1в.-1,2 части; 2в.-3,4 части. (17 слайд)
Карточка 1.
Кто такой Тарас?
Кто такой Соболько?
Кого звали Приёмышем?
Карточка 2.
Где жил Тарас?
Почему старик жил на озере один?
Каким человеком был Тарас?
Карточка 3.
Кто такой Тарас?
Чем он занимался?
Где он жил?
Как он относился к природе?
Почему он приютил лебедя?
Ученик 1. Лебедь – одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты, любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Ещё красивее кажется лебедь на уединенном озере в глухом лесу. Он плывёт, скользит по воде легко и бесшумно, и вода под ним светлеет. Лебедь неповторимо изящен в каждом своём движении– и в крутом повороте при плавании, когда он оставляет за собой искрящуюся волну, и при купании, когда шумно расплёскивает воду, и при подъеме на крылья, упруго и гулко секущие воздух.
Ученик 2. Гнездятся лебеди по глухим малодоступным озёрам, в густейших камышах: это исключительно чуткие и осторожные птицы.
В древности лебедям приписывали голос необыкновенной красоты. По поверью, они в час смерти поют чудесную песню, полную тоски и отчаянья. Но, к сожаленью, лебеди не поют. Они шипят, трубят, а когда ухаживают за птенцами, лают по-собачьи.
Однако, красота этих птиц не мешала людям нещадно их истреблять. В основном это делали ради их мяса, а также ради шкурок с белым оперением.
Теперь послушайте отрывок из стихотворения Н. А. Заболоцкого “Просьба”.