МБОУ «Гимназия № 36»
г. Иваново
Конспект урока по окружающему миру
в 1 классе
на тему:
«ОТКУДА В НАШ ДОМ ПРИХОДИТ ВОДА
И КУДА ОНА УХОДИТ».
Выполнила: Ранжина Елена Владимировна,
учитель начальных классов
2015-2016 уч. год.
Тема: «Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит».
Цели:
Образовательные:
- познакомить детей с природными источниками воды, используемой в быту;
- сформировать у детей представления о том, как в наш дом приходит вода;
- сформировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развивать способность понимать знаки, символы, модели, приведённые в учебных пособиях;
- с помощью опытов показать процесс очистки воды.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- формировать устойчивое внимание, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;
- воспитывать бережное отношение к природе;
-формировать потребность в здоровом образе жизни.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
Знать:
- значение воды для жизни;
- что такое загрязнение и очистка воды;
- о пользе чистой воды для здоровья.
Уметь: - прослеживать по рисунку - схеме путь воды;
-очищать воду через фильтр.
Личностные УУД
-формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
-формирование нравственно – этического оценивания;
-развитие личной ответственности за свои поступки;
-развитие доброжелательности, внимания к людям.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД
-формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию;
-делать выводы и обобщения.
Регулятивные УУД
-формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-планировать свою деятельность на уроке;
-контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности
Коммуникативные УУД
-слушать и слышать учителя, другого ученика;
-доносить до собеседника свою точку зрения;
-формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-формировать умение признавать свои ошибки, озвучивать их
адекватно оценивать работу в группе
Тип урока:урок «открытия» нового знания.
Технологии обучения: личностно – ориентированное деятельностного типа, здоровье – сберегающего направления.
Методы и формы обучения:
Частично-поисковый, проблемный, сочетание индивидуальной работы и работы в парах.
Оборудование: 10 прозрачных стаканчиков, 5 фильтров, фильтр-кувшин, прозрачная емкость, 5 комплектов предметов: шприц, шарик, ложка, плоскогубцы, стаканчик; 18 сигнальных карточек красного и зеленого цветов, 5 комплектов карточек со словами, карточки для рефлексии, м /проектор, интерактивная доска, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент.
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке –
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
- Ваня, налей мне, пожалуйста, стакан воды из-под крана. Как нет воды? Почему?
- Ребята, как вы думаете, почему в кране нет воды? (Авария, из-за стройки, отключили) А что-то значительнее могло произойти? А может она вообще закончилась? И в реке тоже?
- А знаете ли вы, что в крупнейшем резервуаре пресной воды в озере (как оно называется?) Байкал уровень воды упал на 1 метр? (малоснежные зимы, вырубка лесов по берегам рек). Ученые считают, что уровень воды в водохранилище критически низок и может случиться так, что качественной питьевой воды будет недостаточно для обеспечения граждан водой. То есть, чего мы можем опасаться? (вода может закончиться). О чем же мы будем говорить? Какова наша цель? (понять, где может закончиться вода и почему?)
III. Работа по теме урока.
Мы сказали, что вода поступает к нам из … (реки). Посмотрим на доску. (Слайд 2). На реке стоит водоприемник. Какие 2 корня имеет слово? Что слово значит? Правильно, это сооружение принимает воду, через него она проходит дальше.
У нас в городе тоже есть такой водоприемник, находится он на Уводь-строе (Слайд 3). А если уровень воды в водоприемнике понизится, что делать? Более 50 лет назад был прорыт канал из величайшей реки России, которая называется … Волга в нашу Ивановскую реку… Уводь. Канал назвали Волга – Уводь. Он помогает поддерживать уровень воды в нашем водоприемнике.
На схеме мы видим решетки, зачем они? Это называется отделение механический примесей. Здесь вода очищается от водорослей, мелкой рыбы, других крупных предметов.
Далее вода поступает в следующий отдел (Слайд 4). Какое слово здесь написано? (хлорирование) Какое известное вам слово здесь спряталось? (хлор). Для чего его добавляют? (чтобы убить болезнетворные микробы).
IV. Построение ситуации-затруднения.
Пока вас не было, я решила полить цветы в классе. Налила в ведро воды из-под крана, чтобы отстоялась: мы сказали, что воду хлорируют, а цветы этого не любят. Вы уже многие заглянули в него и что увидели? (вода желтая) Так и должно быть? По какой причине это могло случиться? (где-то что-то не сработало). Кроме химической очистки (хлором) нужна еще механическая очистка. Вы сами можете в этом убедиться.
Опыт.
У вас на столах салфетка, 2 стакана: один пустой, другой с водой из моего ведра. Зачем нам салфетка? Перелейте грязную воду в чистый стакан через салфетку. Что видите на салфетке? Почему вода в ведре такая желтая? (не сработали фильтры). Дома мы тоже пользуемся фильтрами (демонстрация работы фильтра-кувшина).
И в масштабах города тоже используют фильтры, только они намного больше и мощнее. (Слайд 5).
Физкультминутка.
Вода в ведре где грязнее была? (на дне). А потому, что она уже отстоялась. Вернемся к нашей схеме (слайд 6). И на схеме вы видите, что вода сначала поступает в отстойник, потом в фильтр.
Я открою вам секрет: если меняли трубы (как у нас около школы) после фильтрации, она поступает к нам ржавая.
(Слайд 7). Наконец вода попала в резервуар. Какое слово спряталось? (резерв). Как вы его понимаете? (запас). Резервуар – накопитель питьевой воды. Зачем он нужен? (в новогодние праздники, когда все пользуются водой; во время засушливого лета).
В начале урока вы назвали много причин отсутствия воды, но не назвали одну очень важную, Вот ты, Маша, на каком этаже живешь? А ты, Ваня? Катя? Что же получается, по законам физики (есть такая наука) и на 1 этаже не должно быть воды, так как он находится выше уровня воды.
Опыт.
Посмотрите, если я наклоню ёмкость, то вода … выльется под действием силы притяжения земли.
Может, кто-то подскажет, почему вода не выливается, а попадает в дом?
Опыт.
Работа в группах. Давайте проведем эксперимент. У вас на столах разложены предметы. Какие из них помогут поднять воду? У вас есть возможность заставить воду подняться вверх. Наберите в шприц воды и постепенно выпустите её. Давайте выясним, за счет чего вода стала двигаться вверх. (под напором воздуха вода выталкивается наружу). Это самый простой способ, а в водопроводных системах используют очень мощные современные насосы, которые заставляют воду подниматься (даже на 100 этаж).
(Слайд 8). После резервуара вода попадает в насосную. Так какая же еще важная причина того, что сегодня у нас нет воды в кране? (не работает насос).
Из насосной вода через систему труб ( водопровод) попадает в дом ( слайд 8). Какие два слова спрятались? (проводить воду) Первые водопроводы появились в Древнем Риме в 312 г. до н.э. (более 2000 лет назад).
Физкультминутка.
V. Закрепление на основе полученных знаний.
Мы проделали немалый путь от реки к дому, выяснили по каким причинам может не быть воды. Хочу вернуться снова в начало урока: может ли вода вообще кончится?
Вывод: на нашей планете Земля вода кончиться не может. Все так устроено: вода идет по кругу – круговорот воды в природе (забегая вперед, скажу, все идет в природе по кругу: времена года, день-ночь и т.д.). И мы с вами пользуемся водой, которую пили еще динозавры. И наши потомки будут пить ту же воду.
Это происходит за счет фильтров. У природы есть свои биологические фильтры. Примером мощных био-фильтров могут служить болота. Все реки берут начало в болотах, там много ключей, родников, мхов. Но человечество растет , все мы пьем, умываемся, стираем, потребности в воде постоянно увеличиваются, биологические фильтры могут не справиться. Мы должны им помочь. Следующий этап нашего урока – «Обратный путь воды в природу».
Вспомните, зачем я наливаю предварительно воду в ведро? (чтобы она отстоялась). Не только комнатные растения не любят хлор, но и всё живое. А какие еще примеси могут оказаться в воде после её и использования?
Работа в группах.
Рассмотрите карточки у вас на столе и выберите названия тех примесей, которые не растворяются в воде, нанося ей вред.
Можно ли отправлять прямо в природу использованную воду? Давайте проголосуем сигнальными карточками: красный – нельзя, зеленый -можно. Поясните свой выбор.
- Что же должно стоять между использованной водой и рекой? А кто знает, как называется система водопровода, которая ведет не в дом, а из дома? Это называется канализация – система труб и фильтров (Слад 8). Вода поступает не просто так в канализацию, а для очистки. Так выглядит канализация сегодня, а хотите посмотреть, как она выглядела 150 лет назад? (Слайды 9-10). Теперь можете догадаться, почему называют такую систему канализацией? (система канав – каналов).
- А очищенная вода куда поступает? (в реку) Вот вам и круговорот. Давайте вместе попробуем составить схему этого круговорота (на доске).
- Какой вывод мы можем сделать? Чистота той воды, которую мы пьем, зависит от … чистоты сливаемой нами воды.
VI. Итог урока.
Давайте обобщим совместно полученные знания. Отгадайте загадку. (Слайд 11)
Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём,
Как мы это назовём? (водопровод). ( Слайд 12)
На доске: Надсистема
Городское хозяйство:
- водоснабжение
- газоснабжение
- электроснабжение
Прошлое
КАНАВА
Будущее
ГИДРОКАПСУЛЫ
ВОДОПРОВОД
(система)
Подсистема
Водопровод
Отстойник
Фильтр
Резервуар
Насос
VII. Рефлексия.
У вас на листочках изображены маленькие водопроводы, показывающие глубину ваших знаний в начале урока и в конце. Оцените по пятибалльной шкале: на сколько вы были осведомлены в начале урока и в конце.
Дорисуйте капельке лицо, по вашему настроению.
Я увидела, что водопроводы наполнены, капельки веселые, значит, урок прошел с пользой для нас. Моя капелька тоже улыбается.
Урок закончен.