Предмет | Литературное чтение |
Класс | 2 |
Учитель | Зеленская Оксана Владимировна |
Образовательное учреждение | МОАУ «СОШ №5» города Соль-Илецка Оренбургской области |
Тип урока | общеметодологической направленности Деятелъностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Содержательная цель: построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему. |
Технология построения урока | Проблемно-диалогическая с элементами проектно-исследовательской деятельности |
Тема | С.Г. Козлов «Вольный осенний ветер» |
Цель | Формирование образовательных компетенций (информационной, коммуникативной, читательской, слушательской) учащихся через анализ литературного произведения с разных позиций (стилистики, содержания, эмоционального окраса) |
Задачи | Образовательная: подвести к пониманию лирико-философского смысла сказки, формировать осознанное, правильное, выразительное чтение и рассказывание; развивать умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; совершенствовать навыки выразительного чтения. Развивающая: развивать познавательные способности учащихся; способствовать расширению и обогащению словаря; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; содействовать формированию навыков работы с текстом учебника. Воспитательная: развивать навыки сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к современной литературе. |
Межпредметные связи | Музыка, окружающий мир, психология. |
Основные термины, понятия | Сказка, сказочная миниатюра, настроение |
Этапы урока. Цель | Формируемые умения (УУД) | Структура этапов урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап. мотивации Цель: Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделение содержательной области («могу»). Формулирование темы и задач урока. | личностные: -смыслообразование регулятивные: -целеполагание как постановка учебной задачи; -планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; -составление плана и последовательности действий. познавательные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -установление причинно-следственных связей; -построение логической цепи рассуждений. коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | 1. Введение в тему урока. | Положительный настрой. - Сядет тот, кто понимает, о каком человеке идёт речь. «Великолепный писатель прошлого века, которого знали все, и по мультфильмам, и по сказкам. В самом начале своего творческого пути он выдумал трёх персонажей, и всю жизнь сочинял о них истории. Так постепенно появился целый сказочный мир — или лес».. - Что это за человек?... - Какой ещё биографической информацией вы можете поделиться? | Личный настрой на приятие учебной задачи. Высказывания. |
2.Формулирование темы и постановка задач урока | - Как вы думаете, почему мы заговорили о С. Г. Козлове?... - Да мы будем продолжать работать с произведениями писателя. - А для нас это новая тема? - Так зачем мы будем продолжать работать с пр-ми С.Г. Козлова? - Давайте сформулируем учебные задачи. 1. Продолжить знакомство с творчеством писателя. 2. Учиться анализировать произведение с разных позиций. | Формулирование темы и задач урока. |
3. Представление рефлексивной карточки урока (приложение) | - По ходу урока мы будем рефлексировать свою деятельность с позиции самостоятельности. У каждого есть «Карточка рефлексии». (добавляется вид деятельности) 3. Уметь рефлексировать свою деятельность. - Какие умения вы уже можете оценить?... Оцените… (Могу сформулировать тему урока. Могу поставить учебные задачи.) | Самооценивание деятельности |
2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Цель: актуализация используемых способов действий и тренировка соответствующих мыслительных операций. Организация коммуникативной деятельности учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации. | личностные: - самоопределение; познавательные: -уметь выстраивать логическую цепочку рассуждений; -уметь анализировать; -владеть приёмами моделирования регулятивные: -овладение приёмами планирования деятельности; -уметь находить разные способы решения задач; -принимать инструкцию коммуникативные: -слушать и понимать речь других. | 1. Подведение к защите групповых проектов, выполненных на внеклассном чтении. | - Представьте сказочный лес… Там каждый зверёк живёт в своем доме, запасает еду и дрова, топит печку, смотрит на огонь, слушает дождь и ветер. Зверьки ходят друг к другу в гости, угощают друг друга яблоками, чаем с мёдом, если погода тёплая - гуляют возле реки и до темноты сидят у кого-нибудь на крыльце — сумерничают. В лесу медленно и чудесно сменяются времена года… -О каких трёх главных персонажах С. Козлова идёт речь? (рисунки) Сергей Козлов считал, что с детьми можно поговорить всерьёз, о чём и с взрослыми – о доверии, о радости жизни, о доброте, о хрупкости красоты. Заслушивание аудиозаписи из книги «Правда, мы будем всегда?» (1.52-2.23) - Из какой книги этот диалог? - Несколько дней вы знакомились с книгой «Правда, мы будем всегда?» и создали групповые проекты. Каждая группа работала над разными главами, а задание было одинаковым: 1. Заслушать отзыв каждого члена группы о прочитанной главе. 2. Выбрать самый лучший. 3. Проанализировать рисунки с позиции совместимости о прочитанном. 4. Подготовить проект к защите по схеме выступления: В ___ главе____ сказочных миниатюр. Мы заслушали все отзывы и самым лучшим оказался______. Все рисунки ______. Судя по рисункам, мы пришли к выводу, что ______________. Мы оценили работу каждого и пришли к выводу____________. Послушайте лучший отзыв о главе______________. | Слушание. Высказывание. |
2. Защита проектов. | - Какое умение вы можете оценить? (Могу написать отзыв с опорой на памятку) | Слушание. Выстраивание цепочки рассуждения. Презентация работы группы. |
3. Физминутка | (под песню из м/ф «Как львёнок и черепаха пели песню). | Выполнение движений под музыку. |
3 этап. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: Проговаривание во внешней речи учащимися в форме коммуникативного взаимодействия сконструированный план действий с его обоснованием. Построение полученной системы. Вербализируется область применения полученной структуры | личностные: -мотивационная направленность на решение проблемы регулятивные: -формулирование проблемы; -прогнозирование; -выход на вариативное решение сформулированной проблемы познавательные: -выдвижение гипотез и их обоснование -поиск и выделение необходимой информации; -анализ с целью выявления признаков сходства и различия ранее изученных способов действия с новыми; -доказательство коммуникативные: -точное выражение своих мыслей; -владеть диалогической формой речи; -овладевать монологической формой речи | 1. Узнавание названия сказки. | - Сегодня мы познакомимся с новой сказочной миниатюрой С. Г. Козлова, название которой вы сможете узнать, выделяя каждую третью букву в записи. Повлсодблщйьюбнфэысуйхяоцусщветынбанжчигёйапвщхезстелерар «Вольный осенний ветер» - Прочитайте название сказки. Как вы думаете, о чём или о ком она? | Работа в парах. Анализ фразы. Чтение. Прогнозирование событий. |
2. Работа в парах. | -Писатель создавал разные произведения, но они очень музыкальны. В молодости он некоторое время был учителем музыки и в его сказках вы можете услышать шум ветра, песню травы, как чайник урчит и клокочет. - Послушайте сказку, постарайтесь услышать звуки и понять настроение произведения. - Какое общее настроение передаёт сказка? | Слушание аудиозаписи. |
3.Слушание аудиозаписи сказки | - Оправдались наши прогнозы на вопрос о ком или о чём сказка? - Какие звуки передал автор? Что услышали? | Высказывания по результату прогнозирования. |
4. Вторичное знакомство со сказкой. | - Перечитайте сказку, подготовьтесь к работе в группе. - Кем почувствовал себя Заяц? - Долго ли Заяц решался стать ветром? - Что же чувствовал заяц? - Почему Заяц ничего не объяснял? - А был ли Заяц счастлив? - «Заразил» ли Заяц счастьем жителей леса? - Какое умение вы можете оценить? (Могу понять настроение произведения) | Определение настроения главного героя. |
4 этап. Включение в систему знаний и повторение. Цель: Включение изучаемых способов действий в систему знаний. | личностные: -определять и следовать общим для всех правилам работы в группе; -оценивать необходимость полученных знаний и умений (исходя из личных потребностей) регулятивные: -уметь работать по плану; -уметь планировать собственную деятельность, исходя из учебной задачи; -осуществлять способы контроля; -пользоваться приёмами моделирования; -оценивание работы группы в целом и самооценивание собственной деятельности в составе этой группы познавательные: -формулировать проблему; самостоятельно создавать способы создавать способы решения проблемы; -выдвижение гипотез и их обоснование; -построение логической цепи рассуждения; коммуникативные: -уметь полно и точно выражать свои мысли; -уметь договариваться и принимать совместное решение | 1. Работа в группах. | -Сейчас вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы. 1 гр. Подготовить чтение по ролям. 2 гр. Составить словесный портрет зайца. 3 гр. Найти в сказке два устойчивых выражения (фразеологизмы), которые можно применить в разных жизненных ситуациях и сравнение. 4 гр. Придумать вопросы, передающие содержание и настроение сказки. 5 гр. Найти в тексте слова, выражения, описывающие поведение Зайца. -На работу в группах 5 минут. | Групповая работа. Алгоритмизация деятельности. Распределение ролей. Оценивание работы группы в целом. |
2. Защита групповой работы | 1). Чтение по ролям. - Зачем писатель ввёл в сказку новые персонажи? 2). Ответы на вопросы, придуманные группой. 3). Зачитывание фразелологизмов. Объяснение. «Ни свет ни заря» «Понёсся со всех ног». Сравнение «как ветер». 4). Словесный портрет Зайца. - Обычно в сказках заяц олицетворяет собой трусость или хвастовство. Каким получился наш Заяц? 5). Зачитывание выражений, описывающих поведение Зайца. Прибежал, закричал, вопил, убежал, птицей летел по лесу и вопил истошным заячьим голосом, сделал полный круг и снова выбежал на медвежью поляну, вдруг остановился, замер, встал на задние лапы и расхохотался, и понёсся со всех ног прочь, ничего не спрашивал, никому ничего не говорил, а вольный, как ветер, летел по лесу. - Сказки С. Козлова не содержат невероятных чудес и приключений. Даже в названиях чувствуется реальная жизнь. Они не имеют ни начала, ни конца. - Как вы думаете, зачем С. Г. Козлов написал эту сказку?... -Работая в группах, степень самостоятельности какого умения вы можете оценить? (Могу анализировать произведение, исходя из учебной задачи) - Оцените свою работу на уроке в целом. | Защита проектов. Рассуждения. |
5 этап. Рефлексия деятельности. Цель: Выставление самооценки учениками деятельности на уроке. Фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности, постановка целей последующей деятельности. | личностные: -устанавливать связь между целью деятельности и конечным результатом регулятивные: -давать оценку собственной деятельности на уроке; -осознавать причинно-следственные связи успешности/неуспешности коммуникативные: -использовать выразительные средства языка для выражения своих мыслей. | 1. Анализ карт рефлексии | - Ребята, встаньте те, кто может осуществлять перечисленные виды деятельности в основном самостоятельно. - Те, кто пока не может выполнять перечисленные виды деятельности. - А в основном получилось, что вы можете выполнять деятельность с помощью одноклассников. И это здорово, ведь для того мы и живём, чтобы быть друг у друга. | Подведение итогов собственной деятельности. |
2. Коллективная рефлексия. | - Выполнили мы задачи, которые ставили в начале урока? - Удалось ли Зайцу заразить счастьем вас? - Выберите того Зайчонка, который больше подходит вам по настроению на конец урока. | Соотнесение поставленных задач урока с конечным результатом. |
3.Домашнее задание | - Вы продолжите знакомство со сказками писателя, и раскроете новые душевные качества наших героев. - А чтобы счастье от встречи с героями у вас оставалось дольше, послушайте песню в их исполнении. | |