Урок литературного чтения по теме «Кукушка» (ненецкая народная сказка)
Цели и задачи урока:
-развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, умение передавать их;
-формирование умения понять внутреннее состояние персонажа, обосновать сделанные выводы фрагментами текста; знаний о климатических условиях, характерных растений и животных, занятиях людей в тундре, об особенностЯх кукушки;
-развивать умение рассказывать сказку от лица определённого персонажа;
-развитие любви к своей матери.
Ход урока.
1.Орг. Момент:
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
На уроке сказки внимательно слушаем,
Их запоминаем, выразительно читаем,
Ни минутки зря не теряем!
2. Фонетическая зарядка, элементы занимательного чтения.
Слайд:
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки -лукошко.
В каждом лукошке-кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
--прочитайте шёпотом и медленно.
--прочитайте с интонацией удивления.
--прочитайте с вопросительной интонацией.
3.Работа в парах:
--у вас на партах лежат карточки.
--посовещайтесь и найдите в названиях русских народных сказок ошибки и исправьте их.
Баба Бяка……………………
Жар-Муха………………….
Змей Равниныч………….
Елена Некрасивая……………..
Курочка бела…………………….
Сивка-Мурка……………………….
Царевна жаба……………………..
Кощей Бесстрашный…………………..
4.Постановка проблемного вопроса.
--Ребята, вы любите сказки?
--почему все дети любят сказки?
--сказки каких народов вы читали?
Пусть эпиграфом сегодняшнего урока будут слова Гастона Левиса: слайд
Любой народ, велик ли он числом , мал ли, всегда талантлив, и о величии его мы в конечном счёте судим по духовным ценностям, накопленным им на протяжении веков
--кто из вас знает что такое духовные ценности? Я думаю, что к концу урока вы сами сможете дать ответ на этот вопрос.
5.Организация восприятия и усвоения уч-ся нового материала.
--Сегодня на уроке мы продолжим изучать главу «Сказки народов России».
У нас в гостях ненецкая народная сказка «Кукушка». Страница 59
словарная работа: чум (слайд)
малица (слайд)
тундра (слайд)—а теперь послушайте небольшое сообщение о тундре. Которое приготовила для вас Пугачёва Лера.
Ненецкий народ, проживающий в тундре, сочинил сказку «кукушка».
--как вы думаете, о чём эта сказка?
6.Чтение сказки заранее подготовленными учащимися.
-правильные были ли ваши предположения?
--докажите, что это сказка
6 чтение сказки учащимися.
7. Первичная проверка понимания сказки.
--какие чувства вызвала у тебя эта сказка?
--что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? Прочитайте.
Какими были дети: слайд:
Беззаботными
Легкомысленными
Безжалостными?
Объясните своё мнение. Подтвердите словами из текста.
--могли ли дети помочь маме?
--а хотели ли помочь?
--как вы думаете. Что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
--что говорится о кукушке-матери в сказке? Прочитайте.
Что знаете об этой птице? Слайд КУКУШКА
8. Обобщение и систематизация знаний полученных на уроке.
--может ли такая история быть на самом деле?
--что волшебного в этой сказке?
--что общего в русской и ненецкой народных сказок?
--будут ли счастливы дети, которые не помогали маме, не уважали старших?
--какие праздники знаете, когда особенно чтят женщин?
(8 марта, День матери, День пожилых людей)
Я надеюсь, что в нашем классе только хорошие дочери и сыновья.
9.Итог урока:
--в начале урока я вам задавала вопрос о духовной ценности, кто же понял. Что это такое?
Доброта, справедливость, любовь к ближним
9 Рифлексия.
--выбери пословицу, которая передаёт твоё отношение к маме.
При солнышке тепло, при матери добро.
Кто свою мать уважает . тот и чужую не обижает.
Всё на свете найдёшь, кроме отца и матери.
--прочитайте ту карточку, которую выбрали вы.
--кто может объяснить. Почему вы выбрали все три карточки?
В каждой из них упоминаются духовные ценности, о которых говорилось в эпиграфе на уроке.
Дом. Задание стр.60, задание 5.