Риторика 3 класс
Правила успешного пересказа. Пересказ.
1 Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, родители! Сегодня у нас необычный урок, необычный день! День открытых дверей! Сегодня мы пригласили ваших родителей в гости! Я думаю им понравится у нас в гостях! Итак, мы начинаем урок риторики!
2 Мотивация изучения темы. Беседа. Проблемная ситуация.
-Мы с вами изучаем разные тексты. На уроках литературного чтения мы прочитали разные произведения! Вот некоторые: А. Волков «Волшебник изумрудного города», Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», Ш. Перро «Ослиная Шкура». (карточки с названиями прикрепляются на доске)
-Давайте разыграем ситуацию: вы пришли в библиотеку, хотите взять одну из этих книг, но забыли название и автора! Что делать? ( выбрать библиотекаря и разыграть ситуацию)
-И еще одна ситуация: ваши родители ушли в гости, а вы остались с младшим братом или сестрой. Уже поздно, вам надо уложить брата спать, а он никак не спит! Что делать? (выбрать героев и разыграть ситуацию)
-Ч то вы использовали в этих случаях? ( пересказали содержание сказки кратко и подробно)
- Так, о чём же мы с вами сегодня будем говорить на уроке? (о пересказе) слайд 1
- Какой бывает пересказ? (подробный и краткий) слайд 2
-Когда мы пользуемся в жизни пересказом? ( делимся мыслями, о прочитанном с друзьями, родителями, на уроках, в тех ситуациях, которые показали и т.д.)
- Значит, для нас очень важно уметь пересказывать! Это важно не только на уроках, но и в жизни.
Но, всегда ли у нас получаются хорошие пересказы? Умеем ли мы это делать?
-Какие же мы поставим цели сегодня на урок?
- Научиться правильно пересказывать текст, знать, что такое краткий и подробный пересказ, когда ими пользоваться.
3 Работа по учебнику
Откройте учебник на с.46 №45. Перед вами текст басни И.А.Крылова «Лисица и виноград», слайд 3, 4, давайте посмотрим мультфильм по этой басне. ( просмотр мультфильма)
- О чём эта басня? Главная мысль? (не все, что хочется, можно получить) слайд 5
- В тексте есть непонятные слова, давайте посмотрим их по толковому словарику в конце учебника слайды 6,7,8
-Это исходный текст, и перед вами есть еще 3 текста, определите, какой текст – краткий пересказ, а какой подробный. (работа в парах) ( подробный пересказ – 3, краткий – 1, а 2 текст не является пересказом, т.к. в нем искажена основная мысль – виноград был зрелый и красный, а не зеленый (кисти рделись; кисти сочные), в басне не говорится, что Лиса решила пойти поискать другую еду. )
-Трудно ли пересказывать стихотворный текст? (да, даже басню)
-Сохраняет ли подробный пересказ выразительность авторского текста? (нет, не сохраняет)
-Подсчитайте сколько слов в кратком и в подробном пересказе слов, по вариантам, запишите.
(в кратком – 39 слов, в подробном – 59, и в том и в другом передается содержание басни и ее основная мысль. В подробном пересказе больше характеризуется поведение лисицы, приводятся слова автора: «Хоть видит око, да зуб неймет»)
- с.48, №46,47 Давайте попробуем на основе только что просмотренных текстов, составить правила успешного пересказа! ( письменно записать ответы на вопросы)
1Точно передать основную мысль и содержание текста.
2Не надо текст воспроизводить дословно.
3Нужно сохранять особенности языка писателя.
4Без изменений надо пересказывать определения и правила.
5При кратком пересказе надо исключать подробности, а сходные предметы и признаки называть общим словом.
С.49 №48
Русский писатель А.И.Куприн очень любил лошадей. Слайд 9
-Прочитайте текст о давнем помощнике и друге человека – лошади.(вслух читают 3 -5 человек) слайды 10,11,12
-Что самое главное сказано о лошади? (нет ей равного на земле животного)
-Какие слова выделены в тексте? (ключевые) слайд № 13
-Прочитайте предложения с выделенными ключевыми словами. Что у вас получилось? (краткий пересказ)
-А теперь добавьте предложений, чтобы получился подробный пересказ. Замените перечисления общим словом.
- Как можно озаглавить наш пересказ? (Удивительное животное – лошадь) слайд 14
№ 49 представьте себе, что вы на телепередаче «В мире животных», попробуйте пользуясь текстом и своими наблюдениями, рассказать о лошади и вам отводится не более 2 минут.
(включить музыку, затем убавить звук, выслушать 2 рассказа)
-Посмотрите на эти книги ( Волков «Волшебник изумрудного города, «и Урфин Джюс и его деревянные солдаты»т.д.)
-Что их связывает? (автор) слайд № 15
-Мы читали отрывок из книги «Волшебник изумрудного города», а в № 50 вам предлагается отрывок из книги «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».
-Прочитайте, самостоятельно посмотрите в словарике непонятные вам слова.
-Сколько в отрывке частей? Давайте озаглавим каждую часть, запишим заголовки и у нас получится план
Запись плана в тетеради слайды №16,17,18
-Так почему же именно дядя Чарли был незаменимым спутником Элли?
-Попробуйте по этому плану подробно пересказать этот отрывок.
-Какие слова из текста надо обязательно использовать в тексте, показать, какое впечатление произвёл дядя Чарли на Элли ( «Элли была в восторге», «Элли казалось, что дядя Чарли сам немножко волшебник»)
-Какие слова можно использовать как обобщающие? (искусный рассказчик, мастер на все руки, разные материалы, инструменты)
-Как можно озаглавить этот текст? (Мастер на все руки) слайд № 19
( если будет время записать краткий пересказ № 51, если времени не будет, это домой)
4 Итог урока
-Какую же цель мы ставили перед собой на урок? Выполнили мы ее?
-Чему вы научились, что вспомнили?
-Что вам понравилось на уроке? Какие оценки вы бы поставили себе?
5 Домашнее задание
С.52 №51, 52,с.55 №55 подробный и краткий пересказ
Слайд №20
А. Волков
«Волшебник изумрудного города»
Г. Андерсен
«Стойкий
оловянный
солдатик»
Ш. Перро
«Ослиная
Шкура»