1. Мотивация к учебной деятельности | Словесный (беседа) Наглядный (показ) | Организует приветствие. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь. Организует подготовку к уроку. - Проверьте готовность к уроку. У вас должны быть на парте: учебник, пенал. Организует мотивацию через звуки животных (лягушки, синицы, дятла). | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Проверяют готовность к уроку. | | К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; | |
2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный(беседа) Частично-поисковый (проблемный вопрос) | Организует беседу по звукам. - Звуки, каких животных мы услышали? - С помощью звука (а именно с помощью приема звукозаписи) вы легко смогли определить животного. А смогли бы вы нарисовать образ животного по звуку? - Смогли бы создать образ? - Какой образ возник при прослушивании звуков? | Отвечают вопросы. | | К: владеть диалогической речью; слушать и понимать речь других. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный метод (беседа) | Организует постановку цели и задач урока. - Какие произведения мы сегодня прочитаем? - А также мы с вами создадим образы животных через прием звукозаписи. | Формулируют цель урока: изучить произведения Формируют задачи урока: 1. Изучить произведения И. Токмаковой «Лягушки», «Разговор синицы и дятла». 2. Изучить произведение В. Бианки «Разговор птиц в конце лета». 3. Создать образ с помощью приема звукозаписи. | | Р.: принимать и сохранять учебную задачу; Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленными задачами. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Памятка-алгоритм «Работа со стихотворением» Памятка-алгоритм «Выразительное чтение стихотворения» | Организует работу с текстом до чтения. Организует работу по памятке-алгоритму «Работа со стихотворением». - Откройте учебник страница 7. Рассмотрите эту страницу. - Можно ли, не читая, сразу сказать, о чём текст? - Как вы догадались? Кто вам в этом помог? - Прочитаем фамилию, имя автора литературного произведения. Организует рассказ про автора И. Токмакову. - Ирина Петровна Токмакова (3 марта 1929, Москва, 5 апреля 2018) - советская и российская детская писательница, автор образовательных повестей-сказок, стихотворений и пьес для детей дошкольного и школьного возраста. - Как называется это произведение? - Что это за произведение: сказка, рассказ, стихотворение? - Почему вы так считаете? - О ком это стихотворение? Организует работу со столбиками слов. тём-нень-кое тёмненькое ска-чу-ще-го скачущего блес-тя-щу-ю блестящую жи-во-го живого сле-по-го слепого - Прочитайте столбики слов (сначала про себя, потом вслух, орфоэпическое чтение). - Как вы думаете, для чего мы учились читать эти слова? Организует работу с памяткой выразительного чтения стихотворения. Организует работу с текстом во время чтения. - Какие слова находит поэт, чтобы передать звуки природы? ● Перечитывание в парах. - Прочитайте с соседом по парте диалог. Передайте интонацию вопросительных и восклицательных предложений. 2) Повторное чтение стихотворения И. Токмаковой «Лягушки» (про себя). Организует беседу после чтения. - Какой прием использует автор, чтобы передать звуки природы, образы персонажей? | Рассматривают страницу, отвечают на вопросы. -Художник-иллюстратор. - И. Токмакова. - «Лягушка». - Стихотворение. Высказывают своё мнение. - О лягушках. Их изобразил художник, а также само название подсказываем нам тему. Читают столбики слов. - Чтобы правильно читать и произносить эти слова. - Слова «ква», кваканье лягушек. - Прием звукозаписи. | научатся воспринимать факты биографии авторов, соотносить их с содержанием произведений; выразительно читать текст; | К.: владеть диалогической формой речи. П.: осуществлять анализ, строить сообщение в устной форме. П: устанавливать причинно-следственные связи. П: осуществлять анализ объектов, стоить сообщения в устной форме. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речь | Памятка-алгоритм «Работа со стихотворением» Словесный (беседа) Практический(упражнение) Наглядный(демонстрация) Памятка-алгоритм «Выразительное чтение стихотворения по ролям». | Организует работу с памяткой-алгоритмом «Работа со стихотворением», И. Токмакова «Разговор синиц». Организует работу с текстом до чтения. - Откройте с. 8. Какое это произведение? - Кто автор этого стихотворения? - Как называется это стихотворение? - Если бы художник не подсказал своей иллюстрацией, мы смогли бы догадаться только по названию, о ком идёт речь в стихотворении? Организует работу с текстом во время чтения. - Можно ли услышать разговор птицы? Как этого достигает поэт? - Прислушайся к звучанию стихов. ● Перечитывание в парах. - Прочитайте разговор птиц выразительно в парах. 2) Повторное чтение стихотворения И.Токманова «Разговор синицы и дятла» (про себя). Организует работу с текстом во время чтения. 1) Чтение с комментированием стихотворения В. Бианки «Разговор птиц в конце лета». - Откройте учебник на с. 9 и скажите, кто автор следующего произведения, которое мы будем читать. - Что вы о нем знаете, какие произведения читали? Организует рассказ о биографии В. Бианки. - Виталий Валентинович Бианки (1894—1959) — писатель, автор многих произведений для детей. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений. - Бианки — мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить ее. - С каким произведением этого автора мы познакомимся сегодня на уроке? Организует чтение стихотворения по строфам. - Как вы думаете, о чем могут разговаривать птицы в конце лета? Организует работу со стихотворением после чтения. — О каких птицах рассказывает нам Виталий Валентинович? 1) Пеночка-теньковка — птичка, издающая звенящий прерывистый звук. 2) Удод — птица размером чуть больше скворца, очень своеобразной внешности. Оперение обыкновенного удода пестрое, охристо-рыжее с черным и белым. Перья красивого веерообразного охристо-рыжего хохла имеют черные вершины, и на задних перьях имеются еще белые предвершинные пятна. Птица может складывать и распускать хохол, как веер. 3) Горихвостка — небольшая певчая птица из семейства мухоловок, отряда воробьиных. 4) Тетерев — птица средней величины: масса ее колеблется от 700 до 1600 г. Он довольно строен и подвижен. Большую часть жизни тетерев проводит на земле, хотя зимой почти повсеместно кормится на деревьях. 5) Чижик — один из видов певчих птиц из отряда воробьиных. Чижей часто содержат дома в клетках ради их пения. Общая окраска зеленовато-желтого или оливково-зеленого цвета, с неясными темными пятнами, снизу — с желтыми пятнами. Клюв серый. Организует повторное чтение стихотворения (самостоятельно, про себя). - Какой разговор птиц подслушал писатель в лесу? - Как он сумел оживить увиденную картину? - Найдите слова, напоминающие говор птиц. Организует работу по памятке-алгоритму «Выразительное чтение стихотворения по ролям». - Распределим роли и прочитаем разговор птиц в лицах. | - Стихотворение. - И. Токмакова. - «Разговор синицы и дятла». - Само название подсказываем нам тему. - Да. - В.Бианки. - «Разговор птиц в конце лета». Предполагают. Слушают, рассматривают слайды. Отвечают на вопросы. Читают по ролям. | научатся выразительно читать текст; научатся воспринимать факты биографии авторов, соотносить их с содержание произведений; выразительно читать текст; | П.: осуществлять анализ объектов, строить сообщения в устной форме. К.: владеть диалогической формой речи. П: осуществлять анализ объектов, стоить сообщения в устной форме. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. бережное отношение к окружающей природе. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Практический (упражнение) Словесный (беседа) | Организует самостоятельную работу. - Создадим с вами образы животных из стихотворений с помощью пластилина. И работать вы будете в группах. 1 группа, вы должны создать то животное, звук которого вы сейчас услышите. - Какое животное вы услышали? - Вторая группа, ваше животное. Прослушайте звук. Кто это? - Третья группа, вы будете создавать следующее животное. Кто это? | Работают самостоятельно. | Умение создавать образ животных. | П.: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |