Просмотр содержимого документа
«Презентация творчества Н.Н.Носова.»
Презентация творчества Н.Н.Носова (к 100-летию со дня рождения)
(к столетию со дня рождения)
Цель: -познакомить детей с жизнью и творчеством Н.Н.Носова,
-развить умение самостоятельного чтения книг,
-расширить литературный кругозор учащихся.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы снова встретились с вами в литературной гостинице. Добро пожаловать!
У нас в гостях сегодня приглашено очень строгое жюри, которое будет вас оценивать и в конце нашей встречи подведёт итог. Итак, члены жюри:
Волшебники, как известно, бывают разные: добрые и злые. Сегодня мы будем говорить об очень добрейшем волшебнике, потому что именно он владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов маленьких граждан нашей страны и всей планеты: книги его переведены на десятки языков мира. Они совершили путешествие по всем континентам. Это был очень весёлый человек. Как все настоящие волшеб-ники, он был редкостным Фантазёром: как раз его фан-тазия и подарила всем нам знаменитого Незнайку со всеми увлекательнейшими его путешествиями в кругу друзей, и в Солнечном городе, и на Луне. Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить?
Правильно, ребята! Наша встреча посвящается знаменитому детскому писателю Николаю Николаевичу Носову и неслучайно. Именно сегодня ему исполняется 100 лет со дня рождения.
Николай Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве, но детство своё провёл в небольшом городке, расположенном в 27 км от Киева на берегу реки Ирпень, притока Днепра. Город так и назы-вается Ирпень. Отец – актёр эстрады, певец, а мать – домохозяйка, рукодельница, певунья. Воспитывали четверых детей: сыновей Петра, Николая, Бориса и дочь Ларису.
Николай Носов вспоминал: «Читать я научился в пятилетнем возрасте. Причём меня никто не учил. Учили моего старшего брата, а возле него и я выучился. Первыми моими книгами были «Чудо-сказки», и «Волшебные сказки».
Когда пришло время учиться старшим детям, семья продала домик в Ирпене и переехали в Киев. Мальчики, Пётр и Николай, стали учиться в киевской гимназии Стельмашенко, после революции ставшей просто гимназией № 9. Однажды братья решили, что нет необходимости ежедневно делать домашние задания, лучше погу-лять – авось завтра не спросят. Так они отстали от одноклассников, что нагнать про-йденное было уже почти невозможно. Но всё таки как бы трудно ни было Николай берёт в руки учебники и преодолев самого себя и собственную лень начинает зано-во перечитывать учебники. Он вспоминает: «Для меня впервые, может быть, в
-2-
тот момент стало ясно, что настоящая человеческая радость – в борьбе, в труде, в преодолении трудностей».
Так Николай Носов выиграл один из первых боёв в своей жизни. Далее он вспоминает: «Чего только я не успевал тогда! Ходил в публичную библиотеку!.. Играл в шахматы. Да как играл! Так что кричал во сне… пел в школьном хоре… Играл в оркестре на скрипке, мандолине, гитаре. Ежемесячно выпускал журнал «Икс», для которого писал рассказы и повести».
Коля от природы обладал разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случилось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией. Потом он поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать учебные, научные и мультипликационные фильмы. Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался очень важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом Красной Звезды.
Как и многие знаменитые писатели Носов начал сочинять сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ, он назвал «Затейники» и отнёс в журнал «Мурзилка». Рассказ напечатали. А за ним последовали другие: «Живая шляпа», «Огурцы», «Фантазёры», «Заплатка» и многие другие. Кроме рассказов Носов написал несколько повестей о школьной жизни: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома». Позднее к этим весёлым героям нарисовался ещё один, на этот раз сказочный – Незнайка. Ему посвящена целая серия романов-сказок: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».
Умер Николай Николаевич Носов 6 июля 1976 году на 68 году жизни. Преемником и продолжателем творчества Николая Николаевича является родной внук Игорь, который продолжил написание увлекательнейших серий книг о Незнайке.
Книжки Николая Носова самые потрепанные в библиотеке. Почему? Да потому что их с удовольствием читают, они никогда не залёживаются на полках. И кто ещё не брал в руки книг Николая Николаевича Носова, живо в библиотеку! Уверяю вас, забудите об улице, о телевизоре, о компьютере и получите массу удовольствия при чтении книг.
Итак, давайте подведём итог. Что мы знаем о Н.Н.Носове?
1.Когда и где родился Н.Н.Носов? ( Родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве.)
2.Где учился?
(В Киеве в гимназии, в Московском институте кинематографии)
-3-
3.Чем занимался после института?
(Работал на Мосфильме режиссёром и постановщиком научных и документальных фильмов, а также мультфильмов).
4. Кем же ещё был Носов?
(Детским писателем)
5. Сколько лет прожил?
(67 лет)
Конкурсы.
1.Разминка. Угадай рассказ, отгадав загадку..
1. «Вильнёт хвостом туда - сюда,
И нет её, и нет следа»
(рыбка, рассказ «Карасик»)
«На грядке – длинный и зелёный,
В кадке – жёлтый и солёный»
(огурец, рассказы «Огурцы» и «Огородники»)
«С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком».
(собака, рассказ «Дружок»)
«Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой.
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом»
(ледяной горка, рассказ «На горке»)
2.Домашнее задание.
Инсценирование фрагментов из произведений Н.Н.Носова.
Угадать, фрагмент из какого произведения показали ребята?
3.Из какого рассказа эти диалоги?
1. -Она жи-жи-живая!
-Кто живая?
-Шля-шля-шля-па.
-Что ты! Разве шляпы бывают живые?
(рассказ «Живая шляпа»)
-4-
2. –Вдруг слышу сквозь сон: тук-тук-тук!
-Кто-то стучит,- говорю.
-Кто же может стучать?
-А вот послушай.
(рассказ «Тук-тук-тук»)
3. –А я раньше летать умел!
-А ну, полети!
-Сейчас не могу: разучился.
(рассказ «Фантазёры»)
–Давай верёвку.
-А её нет, верёвки.
-Где же она?
-Там.
-Где – там?
-Ну… в колодце.
-Так ты, значит, с верёвкой ведро упустил?
-Ну, да!
(рассказ «Мишкина каша»)
4 .Конкурс «Чёрный ящик»
Представителям команд предлагается угадать наощупь, какие предметы спрятаны в чёрном ящике, и вспомнить, из какого рассказа этот предмет.