«Преемственность в работе учителей по подготовке и написанию изложений и сочинений»
«Преемственность в работе учителей по подготовке и написанию изложений и сочинений»
Развитие связной речи младших школьников – одно из важных направлений в работе над развитием речи. Эффективным средством развития связной речи является написание сочинений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Развитие связной речи младших школьников – одно из важных направлений в работе над развитием речи. Эффективным средством развития связной речи является написание сочинений.
Сочинение- вид учебной работы учащихся, в основе которой лежит самостоятельное создание как письменного, так и устного высказывания. (Словарь-справочник / Под ред. Т.А. Ладыженской).
Это один из самых трудных видов деятельности для младших школьников, поскольку предполагает максимальную самостоятельность учащихся.
Написание сочинение - сложный вид деятельности. На протяжении всей начальной школы учащиеся овладевают основными видами сочинений:
сочинения по наблюдениям;
сочинения по картинам;
сочинения на основе прочитанного (отзыв);
сочинения в форме письма;
сочинения с элементами рассуждения.
В начальной школе ученики знакомятся с основными типами сочинений: сочинение – повествование, сочинение – описание, сочинение – рассуждение.
В процессе обучения в первом классе учащиеся приобретают первоначальный опыт работы над сочинением.
Чтобы первоклассники приобретали необходимые умения для написания сочинений, необходима система упражнений, основанная на принципе наращивания трудностей:
Построение простых предложений: учимся правильно располагать в нём слова, видеть границы предложения;
Составление предложений, объединенных темой;
Восстановление деформированного текста; составление деформированного текста по серии сюжетных картинок;
Устные ответы на вопросы, объединенные темой;
Составление предложений по сюжетным картинкам;
Устные рассказы по прочитанному.
Во 2 классе работа над сочинениями усложняется. Сочинения во втором классе -
– это небольшие сюжетные рассказы. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме.Со 2 полугодия в сочинения и рассказы включаются элементы описания – краткие описания отдельных предметов, животных, людей. В описаниях широко используются прилагательные.
План работы над сочинением во втором классе:
1. Сообщение темы и задач предстоящего сочинения. На данном этапе необходимо вызвать интерес, желание выразить свои мысли, создать хорошее настроение.
2. Подготовительная беседа. Определяем, о чем будем писать (тему), с какой целью будем об этом рассказывать (выявляем главную мысль).
2. Коллективное составление плана.
План – это «проект» предстоящего высказывания, его «скелет», каркас. В начальных классах план обязателен при подготовке всех рассказов и сочинений. Во 2 классе роль плана выполняют вопросы учителя; в 3 классе план составляется коллективно; в 4 классе - самостоятельно. В начальных классах рекомендуется простой план из 3-5 пунктов, которые могут формулироваться в виде вопросов или назывных предложений.
3. Коллективное составление, рассказывание и обсуждение вариантов предстоящего сочинения. Рассказы составляются коллективно, затем два – три ученика их повторяют. Постепенно количество повторений сокращается до одного.
4. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов. Запись на доске и орфографический разбор отдельных слов.
5. Запись учащимися составленного рассказа. Приступая к сочинению, напоминаем ученикам, что любая творческая работа должна содержать три основных части: вступление, основную часть и заключение.
6. Самопроверка.
Основные виды сочинений во 2 классе:
Сочинения по наблюдениям (сочинения – описания):
1) описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению («Игрушка», «Домашнее животное») или по прошлым наблюдениям («Берёза весной и осенью»);
2) описание трудового процесса, который выполнялся учеником;
3) описание картин природы и других явлений.
Сочинения по картинам художников. Сочинения по картинам весьма распространены в начальной школе. Начинается такая работа со сбора материалов о художнике. Рассказ о художнике и истории создания картины. Беседа по картине ведётся при помощи наводящих вопросов, основная задача которых - помочь учащимся понять содержание. Например, рассматривая сюжетную картину, учитель может задать следующие вопросы: Что изображено на картине? Где и в какое время происходит действие? Что можно сказать о героях, изображенных на картине?
А вот рассматривая картину-пейзаж, учитель может задать такие вопросы: Что изобразил художник на полотне? Какой цвет является основным в картине? Почему? С помощью каких красок художник создает впечатление, например, летнего солнечного дня? Чтобы создать у нас радостное или тревожное настроение, какие краски использует художник?
Переходя к композиции картины необходимо рассмотреть передний план, задний, центральную часть, определяя сюжет.
Важным этапом урока развития речи при обучении написанию картины является словарно- стилистическая работа. Чтобы исключить повторы подбираем синонимы к словам: художник (живописец, пейзажист, мастер кисти), создает (пишет), картина (полотно, репродукция).
В ходе беседы, учащиеся осуществляют коллективный поиск слов, необходимых для описания произведения живописи, подбирают образные языковые средства: эпитеты, сравнения. Закончить сочинение необходимо, выражая своё отношением к герою, картине, описывая свои чувства, которые вызывает картина. От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.
В 3- 4 классах школьники учатся работать самостоятельно.
Сочинения третьеклассников - это небольшие сюжетные рассказы, сочинения по сюжетным картинкам, сочинения на основе прочитанного (сочинения –отзывы).
Методика работы над сочинениями та же, что и во 2 классе.
С новым видом работы- сочинение с элементами рассуждения, учащиеся знакомятся в 4 классе. Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, так как основывается на понимании причинно- следственных связей явлений и событий, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения.
В тексте- рассуждении объясняется, доказывается что-либо.
Написанию таких сочинений предшествует большая подготовительная работа.
В начальных классах проводится целенаправленная работа над сравнением, сопоставлением, противопоставлением в основном по живым наблюдениям, объяснение причинно-следственных связей явлений; Учащиеся учатся давать объяснение какому- либо явлению, событию, приводятся размышления о предмете. Текст отвечает на вопросы «Почему?», «Что из этого следует?». Например: «Почему осенью с деревьев опадают листья?», «Почему я люблю книги?», «Почему нужен друг?»
Сочинения в форме письма.
В сочинениях- письмах выражаются эмоциональные переживания детей, их отношение к событиям повседневной жизни, к окружающим людям. Требования к сочинениям в форме письма: писать грамотно, ясно, адресуясь конкретным лицам.
Письмо особым образом оформляют: вначале пишут приветствие и называют человека, которому письмо адресовано, а в конце ставят подпись, дату.
Начинается работа такого вида с коллективного составления небольших писем.
Каждое письмо имеет составные части:
1. Обращение.
2. Сообщение.
3. Прощание.
4. Подпись.
Сочинения – отзывы проводятся в 3-4 классах.
В 1 и во 2 классах дети, как правило, еще не пишут развернутых отзывов, они лишь записывают названия прочитанных книг, фамилии их авторов, очень кратко излагают содержание книги или какого - то эпизода и указывают, понравилась им книга или нет. Так постепенно школьники подготавливаются к 3 классу, где впервые проводится урок обучения письму отзывов.
План работы над сочинением-отзывом:
1. Подробная беседа о книге (кратко излагается сюжет, описываются главные действующие лица, анализируется идейное содержание произведения).
2. Выставка: портрет автора, иллюстрации художников к изучаемому произведению, рисунки самих учащихся.
3. Знакомство с образцами отзывов о прочитанных книгах, анализ.
4. Составление коллективного отзыва, его обсуждение и запись в тетрадь (с дополнениями и изменениями).
Сочинения- отзывы это одна из самых перспективных работ по развитию речи в начальной школе. Постепенно усложняясь, в основном звене школы они перерастут в сочинения на литературные темы.
Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка, потому что при изложении своих мыслей он приучается осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит сопоставлять и сравнивать, делать выводы, заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.
Сочинения развивают творческое начало ребенка, способствуют становлению его личности, дисциплинируют мышление, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.
ПАМЯТКА
Как подготовиться к сочинению
Определи, о чём следует написать в сочинении (тема).
Определи, с какой целью ты будешь об этом рассказывать
(главную мысль).
Наметь, какие части будут в сочинении, озаглавь их
(план текста).
Определи, о чём нужно сказать подробнее.
Подбери слова и выражения, которые помогут точно и выразительно раскрыть тему и главную мысль текста.
Составь устный рассказ по плану. Запиши его в черновик.
Прочитай окончательный вариант своего сочинения, внеси, если нужно, последние исправления.
Проверь правописание слов и постановку знаков препинания.
Запомните, что при написании сочинений вы можете пользоваться всеми видами словарей.
ПАМЯТКА
Как подготовиться к сочинению
Определи, о чём следует написать в сочинении (тема).
Определи, с какой целью ты будешь об этом рассказывать
(главную мысль).
Наметь, какие части будут в сочинении, озаглавь их
(план текста).
Определи, о чём нужно сказать подробнее.
Подбери слова и выражения, которые помогут точно и выразительно раскрыть тему и главную мысль текста.
Составь устный рассказ по плану. Запиши его в черновик.
Прочитай окончательный вариант своего сочинения, внеси, если нужно, последние исправления.
Проверь правописание слов и постановку знаков препинания.
Запомните, что при написании сочинений вы можете пользоваться всеми видами словарей.