kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Православный календарь и его символическое значение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль"Основы православной культуры"). 

Цели урока: раскрыть понятие «Православный календарь»; показать отличие православного календаря от светского; развивать коммуникативные способности, ассоциативное мышление, навыки сравнительного анализа; воспитывать нравственно-эстетические чувства.

Оборудование: учебник (А.В.Кураев «Основы православной культуры  4-5» Москва «Просвещение»,2010 ), мультимедиа, выставка поделок, раздаточный материал для практической работы (матрица таблицы, знаки-символы, памятки для организации работы в группе), иллюстративный материал (светские и православные календари, настенные, отрывные).

В ходе урока проводится исследовательская работа, в результате которой ребята  устанавливают, что православный календарь является путеводителем в духовной жизни православного человека, символизируя собой круг его духовной жизни.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Православный календарь и его символическое значение »




Конспект урока

курса «Основы религиозных культур и светской этики»

в 4 классе

по теме: «Православный календарь и его символическое значение»

(модуль «Основы православной культуры»)



Тип урока: комбинированный

Цели: раскрыть понятие «Православный календарь»; показать отличие православного календаря от светского; развивать коммуникативные способности, ассоциативное мышление, навыки сравнительного анализа; воспитывать нравственно-эстетические чувства.


Оборудование: учебник (А.В.Кураев «Основы православной культуры 4-5» Москва «Просвещение»,2010 ), мультимедиа, выставка поделок, раздаточный материал для практической работы (матрица таблицы, знаки-символы, памятки для организации работы в группе), иллюстративный материал (светские и православные календари, настенные, отрывные).



Ход урока

I. Организационный момент.

Дети встают в круг. Учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.


Из глубокого колодца (руки “О”)

Солнце медленно встает (руки поднимаются над головой)

Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх)

Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)

Новый день оно начнет (руки вниз широко).


Учитель: С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.


II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания. Презентация поделок по теме Православное прикладное искусство».


Задания:

- представьте свою поделку;

- ответьте на вопросы:

* Из чего изготовлена поделка?

* Что она означает?

* Кто помогал вам?

- выскажи свое мнение о поделках одноклассников.

Слово учителя

Мы поняли, что каждая ваша поделка имеет свой смысл – это знак, или символ, связанный с определенным православным явлением.

Сегодня на уроке мы узнаем о предмете, который имеет большое значение в жизни каждого человека.


III. Сообщение темы и целей урока.

1) Актуализация темы (индукция – «наведение», т.е. создание эмоционального настроя)

У. - Время бежит, течет.

(Демонстрация часов и видеоряда)

(Слайд.Видеоряд)

- Как можно измерить время?

(Определить по часам)

У. - Ребята, разгадайте загадку:

Сам дней не знает,

А другим указывает.

(Календарь)

У. - Ваш ответ – тема нашего урока.

(Запись темы в тетрадь)

У. - Запишите тему урока в тетрадь.

2) Словарная работа

Работа над семантикой слова календарь.

(Слайд.Наш словарь)

У. - А знаете ли вы, как на Руси называли календарь?

(месяцеслов)

У. - Ребята, какие бывают календари?

(настольные, отрывные, настенные)

У. - Ребята, а зачем нужны календари, если есть часы?

(Календарь охватывает весь год; времена года – круг жизни, а календарь этот круг описывает: он дневник жизни крестьянина, он энциклопедия народного быта)

У. - Ребята, а есть особый календарь, в котором можно найти сведения о православных праздниках, о святых людях, о православных обрядах. Такой календарь называется православный.

(Слайд.Настенный православный календарь)


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз – подняться, подтянуться

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – ноги шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сесть.

IV. Изучение темы. Исследование по теме: «Православный календарь, его символическое значение».

1. Самоконструкция

(самостоятельное первоначальное исследование по теме)

Слово У. - Перед вами на парте лежат календари.

Как они называются?

Найдите в них даты своего рождения и рассмотрите листок календаря.

2. Социоконструкция (этап исследования в парах)

У. - Расскажите друг другу в парах о результатах своего наблюдения.

3. Социализация (работа в четверках)

У. - Как вы поняли, что такое православный календарь?

Создайте синквейн на тему «Православный календарь», используя памятку.

(Слайд.Памятка по созданию синквейна)

Запишите синквейн на плакат.

(Календарь

православный мудрый

наставляет, учит, советует.

Круг духовной жизни.

Энциклопедия)

4. Афиширование

(Первоначальные выводы по исследуемой теме)

У.- Повесьте плакат на доску, зачитайте свои синквейны.

У.- Вы сделали правильное заключение о православном календаре: символическое значение православного календаря – это круг духовной жизни православного человека.

5. Практическая работа в группах по теме «Отличие православного календаря от светского»

Задание. Составьте сравнительную таблицу.

У. - Сейчас вы будете работать в четырех группах

(Слайд.Времена года)

У. - Найдите свою группу по значку-символу: снежинка, подснежник, ягодка, желтый листик.

Ребята расходятся по группам.

У. - Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели.

У. - Ребята, познакомьтесь с правилами работы в группах, распределите роли, ознакомьтесь с инструкцией

(Слайд.Инструкция. Правила работы в группе)

и приступите к заполнению таблицы

(Слайд.Таблица)

6. Самоанализ, взаимоанализ, обсуждение в группе сведений, полученных в ходе исследования – разрыв (Осознание полноты собственного значения или несоответствия своего знания, возникновение информационного запроса)

7. Презентация проектов исследования

(Вывешивание таблиц на доске)

У. - Представьте проект своей группы – таблицу с результатами исследования по теме.

Занесите в свои индивидуальные таблички результат исследования других групп, выскажите свои пожелания одноклассникам, дайте оценку их работы

(Слайд )

V. Подведение итогов

1. Оценивание обучающихся

Учитель: - Ребята, вы провели серьёзную исследовательскую работу и установили, что православный календарь является путеводителем в духовной жизни православного человека, символизируя собой круг его духовной жизни.

2. Рефлексия. Конкурс слоганов

У: - Придумайте слоган о православном календаре, запишите на листочке-символе и прикрепите на доску возле своего времени года, а рядом с понравившимся слоганом прикрепите свой значок-символ.

(«Читай православный календарь – познавай духовную жизнь»; «Православный календарь – учебник жизни православного человека»; «Читаю православный календарь – читаю книгу жизни святых»; «Православный календарь – круг жизни православного человека»).

VI. Домашнее задание (дифференцированное)

  • Составить листок календаря с датой своего рождения.

  • Прочитай в православном календаре историю святого, который является вашим духовным покровителем и подготовь рассказ о нем.

  • Расскажи о православном календаре членам своей семьи, друзьям.

Приложение № 1



НАШ СЛОВАРЬ


Календарь (от лат. первый день месяца)- это определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделением их на отдельные, более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).


Месяцеслов (или святцы) - указатель памятей святых по дням года с отсылками к определенным евангельским или апостольским чтениям, прилагаемый к Евангелию или Апостолу, предназначенным для богослужебного употребления.

Приложение № 2

Православный календарь


Приложение № 3



Правило синквейна


1 строка – тема или предмет (одно слово существительное).

2 строка – описание предмета (2 прилагательных).

3 строка – 3 глагола, характеризующих действия предмета.

4 строка – фраза обычно из 4-х значимых слов, выражающих отношение автора к предмету.

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы, предмета (1 слово).


Приложение № 4



Инструкция по выполнению исследовательской работы по теме «Отличие православного календаря

от светского»


  1. Рассмотрите таблицу и обратите внимание на время года, дату, обозначенную в ней.

  2. В православном и светском календаре найдите эту дату, прочитайте, какое событие происходит в этот день.

  3. Запишите в таблицу найденные в календаре сведения.

  4. Найдите, что является общим для разных календарей и чем они отличаются.

  5. Обсудите результаты исследования в группе, сделайте общий вывод.

  6. Расскажите одноклассникам о результатах своего исследования и выводах.


Приложение № 5


Правила работы в группе


1. Настройся на совместную работу в группе.

2. Определи свою роль в группе.

3. Высказывай свои мысли спокойно, не волнуясь.

4. Слушай других внимательно, не перебивая.

5. Учись принимать чужое мнение, соглашаться с ним, если оно принято большинством.

Приложение № 6


Дата

Православный календарь

Светский календарь

25 января











19 января












23 февраля


День Святой мученицы Татианы.

День постный.










Святое Богоявление.

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Совершается великое освящение воды.








День священномученика Харлампия

День Российского студенчества.

Если в этот день идет снег, то лето будет дождливое. Проглянет солнышко – к раннему прилету птиц.








Ясная холодная погода –к засушливому лету, пасмурная и снежная – к обильному снегопаду.










День Защитника Отечества.

Хоть февраль злится, но весну чует

Зима


Весна

Дата

Православный календарь

Светский календарь


4 апреля









9 мая








24 мая


Светлое Христово Воскресение. Пасха








Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в год Великой Отечественной войны в 1941-1945 годов



День Кирилла и Мефодия, учителей словенских




День геолога.

На Василия-солнечника солнце всходит в кругах – к урожаю. Василий-теплый капелью велик






День Победы.








День славянской письменности и культуры.

Если на Мокия поземный туман, образовавшийся вечером, расходится до восхода солнце, близится ненастье


Лето


Дата

Православный календарь

Светский календарь


12 июня









7 июля








14 августа


День преподобного Исаакия, исповедника обители Далматской








Рождество честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоана






Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня.

Праздненству Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Начало Успенского поста и освящение меда нового урожая


День России









Иван Купала.

Сильная роса на Ивана-купалу – к урожаю огурцов






На первый Спас и нищий медку попробует. На первый Спас отлетают ласточки и стрижи.


Осень

Дата

Православный календарь

Светский календарь


1 сентября









21сентября








14 октября


День мученика Андрея Стратилата








Рождество Пресвятой Богородицы








Покров Пресвятой Богородицы.

На Покров зима снегом покрывается, морозом одевается.

На Покров до обеда - осень,

после обеда - зима.


День Знаний.

Стратилат день приспел-овёс поспел








Оспожинки-праздник урожая.

Если погода хорошая в этот день, то осень будет хорошая.





Международный день стандартизации


Приложение 7

 

Календарь - это ритм, который призван объединить внешнее мироздание с внутренним человеком в некое гармоничное целое. Отношение ко времени свидетельствует не только об определенном уровне культуры, но и является выражением тех внутренних особенностей, которыми одна культура отличается от другой. Естественно, что отношение ко времени внутри отдельно взятой культуры сказывается прежде всего на календаре.

Однако календарь является не только ритмом, но и ритмической памятью человечества.

Даже самые древние из календарей, такие как Солнечный древнеегипетский календарь или Лунно-Солнечный календарь Вавилона с их периодически повторяющимися циклами религиозных праздников, всегда преследовали одну важную цель: быть, в первую очередь, надежными хранителями памяти о том, что лежало в первооснове каждой из культур.

Русский Православный Календарь также не является исключением из этого правила. Однако он обладает некоторыми особенностями, которые сделали его уникальной и неповторимой системой организации времени. Эти особенности заключены в конструктивных принципах Православного календаря, который представляет собою соединение так называемого Месяцеслова (или "Святцев") и Пасхалии.

Месяцеслов указывает на имена святых, чья память празднуется в тот или иной день месяца, а также непереходящие Православные праздники, которые имеют постоянную календарную дату.

Пасхалия определяет плавающую дату праздника Пасхи и всех, зависящих от нее переходящих праздников, которые не имеют постоянной даты в календаре, но перемещаются (“плавают”) в зависимости от дня празднования Пасхи.

Месяцеслов вплотную связан с Солнечным циклом, а Пасхалия - с Лунным календарем.

Правилами Александрийской Православной Пасхалии определено праздновать Пасху Христову в первое воскресение после первого весеннего полнолуния, последовавшего за днем весеннего равноденствия 21 марта (по Юлианскому календарю, называемому также “старым стилем”)

Православный Церковный Календарь пришел на Русь из Византии вместе с введением христианства. В то время он был известен как “Миротворный Круг”, “Церковный Круг”



15




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Православный календарь и его символическое значение

Автор: Морозова Юлия Александровна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126706


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства