Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Знать правило написания сочетаний «ча-ща», «чу-щу», «жи-ши», уметь находить при чтении ударные сочетания «ча-ща», «чу-щу», «жи-ши» как «опасные места», объяснять в них выбор букв. | Коммуникативные УУД: Участвовать в коллективной беседе, разыгрывать диалоги, соблюдать правила общения. Отвечать на вопросы, задавать свои, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. Познавательные УУД: Читают название урока и предполагают наличие новых сведений. На основе модели воспроизводят правила чтения и письма прямых слогов. Сравнивают согласные звуки, произносимые при чтении перед буквами «а–я», «у–-ю»; осознают и формулируют правила чтения и письма таких слов. Наблюдают за выбором букв ударных гласных после букв мягких согласных [ч,] и [щ,], выявляют отклонения от общего правила. Формулируют особое правило написания ударных сочетаний «ча–ща», «чу–щу», проверяют «открытое» правило по букварю, моделируют его и включают в сводную таблицу. Находят при чтении ударные сочетания «ча–ща», «чу–щу», а также «жи–ши» как «опасные места», объясняют в них выбор букв. Обобщают сведения об «опасностях письма», строят сообщения о них на основе моделей в сводной таблице; находят известные «опасные места» в отдельных словах, предложениях и текстах. Читают тексты, осмысливают их по вопросам; выполняют на их основе задания, представленные в словесной и модельной форме. Регулятивные УУД: Узнавать и понимать учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; понимать и принимать инструкции и советы учителя; коллективно планировать действия для решения учебных задач, выполнять их, применяя осваиваемые способы действия; использовать речь для регуляции своих действий, выполнять некоторые в громкоречевой форме. Контролировать, корректировать, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Адекватно воспринимать оценку учителя. Личностные УУД: Положительное отношение к урокам обучения грамоте, интерес к работе по букварю, к выполняемым заданиям; желание научиться читать и готовность выполнять для этого учебные действия. Желание быть аккуратным, исполнительным, стремление к положительным результатам труда. |
Формы работы | Фронтальная, в парах, индивидуальная. |
Ресурсы | Учебник, мультимедийная установка, ноутбук |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 этап. Оргмомент. Цель: включение в учебную деятельность. | Приветствие, доброжелательный настрой, организация внимания школьников. - Каким бы вы хотели видеть сегодня урок обучения грамоте. Урок: интересным, познавательным, развивающим, плодотворным - Поясните каждое понятие. - Чтобы урок получился таким недостаточно действий одного учителя, необходима ваша помощь. - Какими должны быть на уроке ученики? Ученики: активные, думающие, работоспособные, внимательные, творческие, дисциплинированные - Вы готовы быть такими? - В конце урока мы посмотрим, получился ли урок таким, каким мы его хотели видеть | Проверка готовности рабочего места Проявляют заинтересованность. | Л: Положительное отношение к урокам обучения грамоте, интерес к работе по букварю, к выполняемым заданиям. Желание быть аккуратным, исполнительным, стремление к положительным результатам труда. Р: волевая саморегуляция К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 этап. Актуализация знаний. Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий. | Выявление уровня знаний. Вывесить на доску схемы, отражающие правило чтения. - Произнесите правило чтения. | «Перед буквами… читаю…». | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. П: На основе модели воспроизводят правила чтения и письма прямых слогов. Читают название урока и предполагают наличие новых сведений. Обобщают сведения об «опасностях письма», строят сообщения о них на основе моделей в сводной таблице; находят известные «опасные места» в отдельных словах, предложениях и текстах. Читают тексты, осмысливают их по вопросам; выполняют на их основе задания, представленные в словесной и модельной форме. |
Чтение слов для проверки действия правила: сны – усни; встал – снял; спой – спели; плот – сплёл; круг – крюк. Выполнение дополнительного орфографического задания: в нескольких словах найти и отметить «опасные места». (Организуя работу, постоянно уточняйте признаки орфограмм и способ действия, т. е. спрашивайте, что и как ищут ученики.) | Читают слова. Подтверждают правило. Находят и отмечают «опасные места». |
Работу с букварём (с. 86) - Прочитайте заголовок и предположите: будет ли на уроке что-то новое. (Слово узнай должно подсказать ответ.) - При чтении столбиков слов догадайтесь, что имел в виду учёный, подбирая для чтения именно такие слова. | Читают заголовок. Предполагают тему урока. Отвечают на вопрос. (Хотел напомнить правило чтения…) |
- Когда вы будете читать постарайтесь не только понять, о чём рассказ, но и найти в нём слова, которые будут удачны для заголовка. - В двух начальных строках назвать буквы гласных, которые указывают на твёрдость согласных, а потом – на мягкость. | (Эти слова – птичий домик.) Для быстроты одни буквы могут искать мальчики, а другие – девочки. |
3 этап. Постановка учебной задачи Цель: выявление места и причины затруднений, постановка целей урока | - Нет ли в нашем языке сочетаний, которые нарушают общее правило чтения и письма? | Уточняют тему урока. | Р: Узнавать и понимать учебную задачу. Л: желание научиться читать и готовность выполнять для этого учебные действия. |
4 этап. Открытие нового знания. Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование способности к выполнению. | - Вспомнить такие сочетания и «особое» правило письма нам помогут слова на с. 87. В них надо указать ударение и подчеркнуть «опасные» сочетания, после чего сказать правило и объяснить, в чём «опасность». | Находят «опасные места», называют правило и объясняют в чем «опасность». | П: Сравнивают согласные звуки, произносимые при чтении перед буквами «а–я», «у–-ю»; осознают и формулируют правила чтения и письма таких слов. Наблюдают за выбором букв ударных гласных после букв мягких согласных [ч,] и [щ,], выявляют отклонения от общего правила. Л: стремление к положительным результатам труда. К: Участвовать в коллективной беседе, разыгрывать диалоги, соблюдать правила общения. Отвечать на вопросы, задавать свои, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. Р: использовать речь для регуляции своих действий, выполнять некоторые в громкоречевой форме. |
Работа по учебнику (с. 87) - Открыть новый секрет букв и новое правило можно, продолжая чтение. - Перед открытием, прочитайте заголовок-задание и первые два столбика слов. - Помня общее правило чтения и письма, всмотритесь в выделенные буквы, поищите, нет ли каких нарушений принятого правила. Обсудив несоответствие написанных букв общему правилу письма (после букв мягких согласных пишут…), открыть часть «секрета» и повесить на доску карточку с сочетаниями ча´–ща´. - Прочитайте два следующих столбика. О каких двух других сочетаниях откроем секрет? | Чтение текста в букваре. Открывают новое правило. |
5 этап. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: усвоение нового способа действия. | Чтение пар слов (молчать – молчу и др.) - Прочитайте следующие пары слов и проведите проверку сделанного открытия, а затем хором прочитать правило в рамке. Вывод: названные сочетания – это «опасные при письме места». | Чтение слов. Проверка сделанного открытия. Формулирование вывода. | П: Формулируют особое правило написания ударных сочетаний «ча–ща», «чу–щу», проверяют «открытое» правило по букварю, моделируют его и включают в сводную таблицу. Л: стремление к положительным результатам труда. |
6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха. | Чтение материалов букварных страниц (с. 87). - Перечитайте все столбики слов, в словах укажите ударение и подчёркните новые «опасные» сочетания. Вывод: бывает так, что в слове на месте всех гласных, ударных и безударных, при письме есть «опасность». | Самостоятельное чтение слов. Выполняют задания. Осуществляют самопроверку, сравнивая с образцом на доске. | Л: стремление к положительным результатам труда. Р: Контролировать, корректировать, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. |
8 этап. Рефлексия деятельности. Цель: самооценка результатов деятельности. | Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли ее? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Р: осуществлять самооценку. Л: адекватно воспринимать оценку учителя. К: формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. |