Конспект урока для первого класса по теме "Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши". Урок ставит целью систематизировать знания учащихся о правописании слов с сочетаниями жи-ши. Урок поможет
обобщить знания обучающихся о шипящих звуках [ж], [ш];
сформировать умение безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши;
способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи учащихся.
воспитывать потребность в знаниях, наблюдательность.
прививать интерес к урокам русского языка.
Ожидаемый результат:
учащиеся должны знать:
о звуках [ж], [ш] как твердых.
учащиеся должны уметь:
правильно писать слова с сочетаниями жи, ши.
Ход урока I. Орг. момент. - Здравствуйте. Урок русского языка. Поприветствуйте гостей. Садитесь. - Откройте тетради и запишите: 24 апреля.
- Начнем с минутки чистописания.
Жж
Шш
Чч
Щщ
- Назовите буквы. Какие звуки они обозначают? (Согласные, шипящие. [ж] и [ш] – всегда твердые, [ч`] и [щ`] – всегда мягкие, [ж] – звонкий, остальные - глухие.) Дайте характеристику звукам : Ж,Ш,Щ,Ч.
Запишите в тетради. Не забывайте правило посадки . III. Словарная работа.
Прочитайте слова. С.рока, в.рона, в.р.бей, щ.ки, морж., ч.йки. - Как назвать одним словом? (Животные.) - На какие 2 группы можно разделить слова? (Словарные слова и слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.) - Запишите слова в 2 столбика. Поставьте ударение, выделите орфограммы. Удоски: сорока щуки
ворона моржи
воробей чайки - Какие буквосочетания встретились? IV. Сообщение темы и цели урока. - Сегодня на уроке будем отрабатывать умение писать слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Давайте вспомним стихи о правилах написания гласных после шипящих. А помогут нам-
Жи да ши, жи да ши С буквой и всегда пиши: Мыши, ежики, ужи, Лужи, крыши и моржи.
Ча и ща, ча и ща, Роща, чаща и свеча, Пища, туча, саранча - С буквой а и ча, и ща.
Сочетания чу и щу Пишем только с буквой у. Чудо, щука, ухвачу И кричу, лечу, хочу.
У на герой сказки «По щучьему велению»Емеля.
Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу:
Зачерпывая воду, Емеля выловил загадку.
Полосатая злодейка Съест любого малыша: Пескаря, плотву, уклейку Не проглотит лишь ерша (щука)
Догадались, кто у нас в гостях(щука)
Запишите с новой строки. Выполните звукобуквенный анализ.Удоски-
Щука- в этом слове 2 гласные буквы, значит слогов -2. Ударение падает на 1 слог.букващ дала звук щ-мягкий нарисую зелёный кружок ит.д.
- Что вы знаете о щуке? Давайте расскажем , что мы про нее знаем.
Щука - это пресноводная рыба, хищница, мясо очень вкусное, желчь щуки берут на лекарство. Щука питается не только мелкой рыбёшкой, она хватает уток, утят, поэтому в народе её прозвали утятницей.
Щука еще нашими предками наделялась мудростью и хитростью. Щука необходима для нормальной жизни водоема. Она – его санитар, так как нападает, прежде всего, на больную рыбу. А еще щуку называют “речным волком”. Как настоящий волк, она затаивается в камышах и молнией налетает на жертву. Недаром говорят: “На то ищука в реке, чтобы карась не дремал”. Работа с деформированным предложением.
-Прочитайте слова, составьте предложение.
в, щука, жила, озере
т-Какое предложение получилось?
Жила в озере щука.
В озере жила щука.
В озере щука жила.
Щука в озере жила.
-Пропустите строчку запишите последнее предложение с красной строчки.
Щука в озере жила. Подчеркните орфограммы. Удоски..
Работа с деформированным текстом.
- А как же жила наша щука? Чем она занималась? Об этом узнаем из стихотворения.
Работаем в паре.
1. Щука в озере жила.
2. Червячка с крючка сняла.
3.Наварила щука щей.
4. Пригласила трех ершей.
5. Говорила всем ерши:
6. «Щи у щуки хороши!»
- Почему записали именно предложение «Щука в озере жила.», а не какое – то другое?
(стихотворение начинается этим предложением. В предложении должна быть рифма!)
-Говорили, что щука – хищница. А в нашем стихотворении мы видим ее приветливой, радушной хозяйкой. Почему?
(Стихотворение- это вымысел, фантазия автора.
Чтобы сочинить какое – либо произведение, нужно уметь придумывать, фантазировать.)
- Как можно озаглавить стихотворение?
Запишите заголовок на свободной строчке. («Щукины щи», «Радушная хозяйка».)
Назовите слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу:
Сделайте вывод о написании буквосочетаний.
Вывод: Слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу встречаются достаточно часто. Поэтому мы должны хорошо усвоить их написание.