kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание жи ши ча ща чу щу

Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.»

Урок русского языка по теме: «Правописание сочетаний ЖИ и ШИ»

«Жи-Ши пиши с буквой И!» - любимой школьное правило маленьких первоклашек. Чтобы на уроке им было интересно и запоминание проходило лучше и быстрее, а цель занятия достигалась более эффективно, урок был проведен в форме сказки с использованием презентаций.

Данный урок подходит к любому УМК.

Тип урока: урок – обобщение. 
Форма урока: урок – сказка. 
Цель урока: обобщить, систематизировать и закрепить знания на орфографическое правило. 
Задачи: 
• Повторить изученное правило: ЖИ, ШИ пиши с гласной И; 
• Развивать орфографическую зоркость- умение видеть изученное правило в словах и применять его на практике; 
• Развивать самостоятельность, активность; 
• Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, стремление к добрым поступкам. 
Оборудования: компьютер, интерактивная доска, книга русских народных сказок, карточки из цветной бумаги красного, жёлтого и зелёного цветов на каждого ученика, лист ватмана, вырезанный по контуру и раскрашенный рисунок шкатулки каждому ученику.
Ход урока 
I. Орг.момент. 
Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.
(Метод «Поздоровайся локтями»)
Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.
Проведение:
Учитель просит учеников встать в круг и предлагает им сложить руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны и, что они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто коснувшись друг друга локтями.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
 II. Чистописание. 
-Послушайте скороговорку: 
Жаба, журавль и желтый жучок 
В гости к ежихе шли на лужок, 
Чтобы пришила на место портниха 
Буковку Ш и в лесу стало тихо. 
-Какие звуки часто встречаются в этой скороговорке? 
-Какие буквы обозначают эти звуки на письме? 
-Сегодня мы будем работать над строчной и заглавной буквами Ж,ж и Ш,ш. 
-Послушайте веселые стихи про эти буквы. 
Ж имеет столько ножек, 
Будто буква ползать может. 
Буква Ж наверняка 
На бумаге тень жука. 
Буква Ш в таких словах: 
Школа, шест, шарада, шах. 
Букву Ш я написала: 
Три шеста и снизу шпала. 
Запись на доске: 
1-я строка – написание буквы Жж. 
2-я строка – написание буквы Шш. 
3-я строка – написание буквосочетаний: иж, ши, уж, шу, ож, шо, еж. 
III. Мотивация учащихся. 
- Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы с вами отправимся в путешествие по страницам вашей любимой сказки «Гуси-лебеди». А вот и наш сказочник. 
IV. Работа по теме урока. 
( Заранее подготовленный ученик читает сказку) 
- Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. 
— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек. 
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. 
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. 
Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! 
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся. 
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом…. 
Долго она бегала по полям, по лесам. Наконец-то нашла она своего братца у бабы-яги… 
Девочка взяла братца и побежала. 
Увидела баба-яга, что в избушке нет никого и закричала: 
— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!.. 
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди. 
— Речка, матушка, спрячь меня! 

— А ты выполни мое задание, - ответила речка. 
- Какое же задание дала речка? Давайте поможем девочке! 
• Отгадайте загадки и запишите слова. 
Посмотрите, выше крыш 
Шею вытянул малыш, 
Хочет, глупый, хоть чуть-чуть 
В небе солнышко лизнуть. (Жираф) 
Не летает, не жужжит, жук по улице бежит. 
И горят в глазах жука - два блестящих огонька. (Машина) 
Ползун ползет, иголки везет. (Ежик) 
Даже ночью муравьишка, 
Не пропустит свой домишко: 
Путь – дорожку до зари 
Освещают фонари. 
На больших столбах подряд 
Лампы белые висят. (Ландыши) 
Жмутся в узеньком домишке 
Разноцветные детишки. 
Только выпустишь на волю- 
Где была пустота, 
Там, глядишь - красота! ( Карандаши цветные) 
Где упрется хвостом, 
Станет дырка потом. (Шило) 
• Подчеркните сочетания ЖИ, ШИ. 
• Напишите еще два слова на это правило. 
-Молодцы, ребята! 
- Река укрыла ее под кисельным бережком. 
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. 
Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня… 
— Яблоня, матушка, спрячь меня! 

—А ты выполни мои задания – спрячу тебя. 
-Какое же задание у яблони, посмотрим? 
• Отгадайте загадку: 
Покружилась звездочка 
В воздухе немножко 
Села и растаяла 
На моей ладошке. (Снежинка) 
-А сейчас из данного слова (СНЕЖИНКА) составьте как можно больше слов. 
-Молодцы ребята, помогли девочке и с этим заданием. 
Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. 
Физкультминутка.  

Метод «Воздух, земля, огонь и вода».

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов.

Земля. Теперь ученики приседают.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени.

Вода. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде».

– Молодцы! А теперь тихонечко сели на свои места. Наша сказка продолжается… 
-Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. 
Добежала девочка до печки: 
— Печка, матушка, спрячь меня! 
— Выполни мои задания – спрячу вас обоих. 
- Какое же задание у печки? Поможем девочке выполнить задание печки? 
• Подберите подходящие по смыслу слово и напишите. 
Длинные …, густые…, цветные…, душистые …, колючие…, проворные… 
Слова для справок: камыш, еж, нож, ерш, карандаш, стриж, уж, ландыш. 
-Молодцы, выполнили и это задание. 
Спрятала печка девочку с братцем. 
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге. 
Девочка вместе с братцем прибежала домой, а тут и отец с матерью пришли. 
-Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось Вам? 

-Как вы думаете, чему учит нас эта сказка? 
-Ребята, девочка благодарит Вас за оказанную ей помощь и желает Вам крепкого здоровья и успехов в учебе. 
-Сейчас я прочту стих, в котором вы должны услышать и запомнить слова на это правило и помочь мне закончить его известным правилом. 
Лыжи, мыши и ужи, 
Шины, ежики, чижи. 
Жи да Ши, Жи да Ши 
С буквой И всегда пиши. 
Чижи, ужи, ежи, стрижи, 
Жирафы, мыши и моржи, 
Шиповник, шины, камыши, 
Машины и карандаши. 
Кружить, служить, дружить и жить, 
Спешить, шипеть, смешить и шить. 
Все сочетанья ЖИ и ШИ 
Ты только с буквой И пиши. 
V. Итог и оценивание урока. 

-У каждого из вас есть вот такая шкатулка. Как правило, в шкатулках люди хранят самые ценные, дорогие сердцу вещи. Давайте мы с вами поместим в эту шкатулку те ЗУНки, которые для нас являются важным приобретением на этом уроке.(Метод «Шкатулка наших достижений, успехов»)

-Какое правило повторили? 
-А какие добрые дела мы с вами сделали? 
На стене можно оформить выставку «Наши сокровища», с которой может познакомиться каждый ученик. Уходя домой, ученики забирают свою шкатулку.
-А сейчас давайте оценим наш урок.

Метод «Светофор».

Учащиеся выбирают карточку того цвета, который, по их мнению, соответствует их оценке урока. Зелёный - позитивно, жёлтый – нейтрально, красный – негативно. После выбора карточки каждый ученик приклеивает её на лист ватмана, группируя по цвету. Таким образом, получается цветная картинка, отражающая оценку урока учениками.

-Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали, и мы увидели, какие Вы замечательные путешественники: смелые, находчивые, а главное – дружные. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Автор: Николаева Альбина Сергеевна

Дата: 22.05.2020

Номер свидетельства: 550985


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства