Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.»
Урок русского языка по теме: «Правописание сочетаний ЖИ и ШИ»
«Жи-Ши пиши с буквой И!» - любимой школьное правило маленьких первоклашек. Чтобы на уроке им было интересно и запоминание проходило лучше и быстрее, а цель занятия достигалась более эффективно, урок был проведен в форме сказки с использованием презентаций.
Данный урок подходит к любому УМК.
Тип урока: урок – обобщение. Форма урока: урок – сказка. Цель урока: обобщить, систематизировать и закрепить знания на орфографическое правило. Задачи: • Повторить изученное правило: ЖИ, ШИ пиши с гласной И; • Развивать орфографическую зоркость- умение видеть изученное правило в словах и применять его на практике; • Развивать самостоятельность, активность; • Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, стремление к добрым поступкам. Оборудования: компьютер, интерактивная доска, книга русских народных сказок, карточки из цветной бумаги красного, жёлтого и зелёного цветов на каждого ученика, лист ватмана,вырезанный по контуру и раскрашенный рисунок шкатулки каждому ученику. Ход урока I. Орг.момент. Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями. (Метод «Поздоровайся локтями») Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению. Проведение: Учитель просит учеников встать в круг и предлагает им сложить руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны и, что они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто коснувшись друг друга локтями. Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками. II. Чистописание. -Послушайте скороговорку: Жаба, журавль и желтый жучок В гости к ежихе шли на лужок, Чтобы пришила на место портниха Буковку Ш и в лесу стало тихо. -Какие звуки часто встречаются в этой скороговорке? -Какие буквы обозначают эти звуки на письме? -Сегодня мы будем работать над строчной и заглавной буквами Ж,ж и Ш,ш. -Послушайте веселые стихи про эти буквы. Ж имеет столько ножек, Будто буква ползать может. Буква Ж наверняка На бумаге тень жука. Буква Ш в таких словах: Школа, шест, шарада, шах. Букву Ш я написала: Три шеста и снизу шпала. Запись на доске: 1-я строка – написание буквы Жж. 2-я строка – написание буквы Шш. 3-я строка – написание буквосочетаний: иж, ши, уж, шу, ож, шо, еж. III. Мотивация учащихся. - Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы с вами отправимся в путешествие по страницам вашей любимой сказки «Гуси-лебеди». А вот и наш сказочник. IV. Работа по теме урока. ( Заранее подготовленный ученик читает сказку) - Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. — Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом…. Долго она бегала по полям, по лесам. Наконец-то нашла она своего братца у бабы-яги… Девочка взяла братца и побежала. Увидела баба-яга, что в избушке нет никого и закричала: — Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!.. Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди. — Речка, матушка, спрячь меня!
— А ты выполни мое задание, - ответила речка. - Какое же задание дала речка? Давайте поможем девочке! • Отгадайте загадки и запишите слова. Посмотрите, выше крыш Шею вытянул малыш, Хочет, глупый, хоть чуть-чуть В небе солнышко лизнуть. (Жираф) Не летает, не жужжит, жук по улице бежит. И горят в глазах жука - два блестящих огонька. (Машина) Ползун ползет, иголки везет. (Ежик) Даже ночью муравьишка, Не пропустит свой домишко: Путь – дорожку до зари Освещают фонари. На больших столбах подряд Лампы белые висят. (Ландыши) Жмутся в узеньком домишке Разноцветные детишки. Только выпустишь на волю- Где была пустота, Там, глядишь - красота! ( Карандаши цветные) Где упрется хвостом, Станет дырка потом. (Шило) • Подчеркните сочетания ЖИ, ШИ. • Напишите еще два слова на это правило. -Молодцы, ребята! - Река укрыла ее под кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня… — Яблоня, матушка, спрячь меня!
—А ты выполни мои задания – спрячу тебя. -Какое же задание у яблони, посмотрим? • Отгадайте загадку: Покружилась звездочка В воздухе немножко Села и растаяла На моей ладошке. (Снежинка) -А сейчас из данного слова (СНЕЖИНКА) составьте как можно больше слов. -Молодцы ребята, помогли девочке и с этим заданием. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Физкультминутка.
Метод «Воздух, земля, огонь и вода».
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду. Воздух. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов.
Земля. Теперь ученики приседают.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени.
Вода. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде».
– Молодцы! А теперь тихонечко сели на свои места. Наша сказка продолжается… -Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки: — Печка, матушка, спрячь меня! — Выполни мои задания – спрячу вас обоих. - Какое же задание у печки? Поможем девочке выполнить задание печки? • Подберите подходящие по смыслу слово и напишите. Длинные …, густые…, цветные…, душистые …, колючие…, проворные… Слова для справок: камыш, еж, нож, ерш, карандаш, стриж, уж, ландыш. -Молодцы, выполнили и это задание. Спрятала печка девочку с братцем. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге. Девочка вместе с братцем прибежала домой, а тут и отец с матерью пришли. -Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось Вам?
-Как вы думаете, чему учит нас эта сказка? -Ребята, девочка благодарит Вас за оказанную ей помощь и желает Вам крепкого здоровья и успехов в учебе. -Сейчас я прочту стих, в котором вы должны услышать и запомнить слова на это правило и помочь мне закончить его известным правилом. Лыжи, мыши и ужи, Шины, ежики, чижи. Жи да Ши, Жи да Ши С буквой И всегда пиши. Чижи, ужи, ежи, стрижи, Жирафы, мыши и моржи, Шиповник, шины, камыши, Машины и карандаши. Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, шипеть, смешить и шить. Все сочетанья ЖИ и ШИ Ты только с буквой И пиши. V. Итог и оценивание урока.
-У каждого из вас есть вот такая шкатулка. Как правило, в шкатулках люди хранят самые ценные, дорогие сердцу вещи. Давайте мы с вами поместим в эту шкатулку те ЗУНки, которые для нас являются важным приобретением на этом уроке.(Метод «Шкатулка наших достижений, успехов»)
-Какое правило повторили? -А какие добрые дела мы с вами сделали? На стене можно оформить выставку «Наши сокровища», с которой может познакомиться каждый ученик. Уходя домой, ученики забирают свою шкатулку. -А сейчас давайте оценим наш урок.
Метод «Светофор».
Учащиеся выбирают карточку того цвета, который, по их мнению, соответствует их оценке урока. Зелёный - позитивно, жёлтый – нейтрально, красный – негативно. После выбора карточки каждый ученик приклеивает её на лист ватмана, группируя по цвету. Таким образом, получается цветная картинка, отражающая оценку урока учениками.
-Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали, и мы увидели, какие Вы замечательные путешественники: смелые, находчивые, а главное – дружные.