Просмотр содержимого документа
«Правила переноса слов с однобуквенными слогами в 1 классе»
Тема урока:
Правила переноса слов с однобуквенными слогами
Подготовила: Тувалкина В.Г.
2022-2023 год
Конспект урока
по русскому языку в 1 классе.
Тема: Правила переноса слов с однобуквенными слогами
Цель: Ознакомление обучающихся с правилами переноса слов с однобуквенными слогами
Задачи:
1. Формирование предметных умений:
правописные умения:
- делить слова на части для переноса;
- оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения);
учебно-языковые умения:
- делить слова на слоги, ставить ударение;
речевые умения:
- правильно списывать слова и предложения; проверять написанное, сравнивая с образцом.
2. Формирование метапредметных умений:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- определять общие для всех правила поведения;
- осознавать роль языка и речи жизни людей;
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
познавательные умения:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- сравнивать и группировать буквы, слова;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре.
Ход урока
Организационный этап
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
На уроке не зевать,
А работать и писать.
- Ребята, проверьте, все ли у вас готово для работы: учебник русского языка, тетрадь, письменные принадлежности. Все ли на своих местах?
II. Актуализация знаний.
-Отгадайте загадки. Определите количество слогов в словах-отгадках.
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо
(Оса).
Живёт в печке Красный Конь,
А зовут его... (огонь)
Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трех...
(окуней)
Мотивация
- Какую тему изучали на прошлом уроке? Чему учились?
(Тема: Слово и слог. Мы учились определять сколько в слове слогов.
- как определить количество слогов в слове? (сколько в слове гласных, столько и слогов), правильно переносить слова с одной строки на другую с двубуквенными и трехбуквенными слогами.
Самоопределение к деятельности.
- (запись предложения под диктовку)
На уроке Алеша рассказал ребятам о хищных акулах.
(один ученик записывает предложение на доске. Слово акулах не помещается полностью на строке. Возникает проблема).
- что нужно делать, если слово полностью не входит на строку? (перенести на другую строку).
-а как можно перенести слово на другую строку?
ответ)
- назовите тему урока. (перенос слов однобуквенными слогами)
Построение проекта
- Определите цель нашего урока. (Научиться переносить слова с однобуквенными слогами.)
- Какая будет тема урока? (Перенос слов однобуквенными слогами.)
- По какому плану будем работать? (Узнаем правила, поупражняемся в переносе слов, будем учиться применять новое знание при письме предложений.)
Открытие нового знания
- Как же нам перенести слово акула? ( Дети: при переносе слова его надо поделить на 3 части. Мы уже умеем делить слова на части – на слоги. Значит, можно предположить, что слово надо переносить по слогам.)
Проблемный вопрос
- Можно ли перенести с одной строки на другую слово кот? (нет, т.к. в слове кот1 слог.)
- Можно ли перенести слово осень? (2 мнения: можно: о-сень; нельзя: 1 буква на строке не остается.)
- Послушайте стихотворение и сделайте вывод.
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва я перенес:
Е-два,
И получил за это «два»,
Укол я перенес:
У-кол
И получил за это «кол»,
Опять я перенес:
О-пять,
Тепер, наверное, будет «пять»?!
- Так получит мальчик оценку «пять»? (Нет.)
- Почему? Объясните. (Из стихотворения мы поняли, что одну букву нельзя оставлять на строке.)
(На доске появляется второе правило переноса.)
Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строчку.
- Придумайте подобные слова, которые нельзя переносить. ( Аля, Зоя, улитка и т.д.)
(Дети получают карточку для самостоятельной работы.)
Задание. Раздели слова для переноса.
Улица, ученик, Алеша, Елена, озеро, олень, радио, здание, армия.
(Фронтально разбираются 3 слова; следующие три слова разбираются в парах; следующие 3 слова – самостоятельно._
Учитель обращает внимание детей на то, что в словах улица, ученик, Алеша, Елена, озеро, олень первый слог состоит из одной буквы.
Учитель продолжает: «Посмотрите, как разделены данные слова на две части для переноса». (Два слога остаются на прежней строке, а третий переносится на другую строку.)
Учитель уточняет правило: «Так сделано потому, что одна буква при переносе слов не оставляется на прежней строке».
Аналогичная работа проводится и со словами радио, здание, армия. Учащиеся последовательно читают слова правого столбика, определяют количество слогов в каждом слове и порядок их.
Учитель обращает внимание детей на то, что последний слог во всех этих словах состоит из одной буквы. Одна буква на другую строку не переносится.
В заключение учащиеся читают на доске новое правило правило переноса слов: «Одну букву нельзя оставлять на прежней строке и нельзя переносить на новую строку».
Физкультминутка
Краб
Применение нового знания
Упражнение в делении слов для переноса.
Работа по учебнику стр. 47 упр. 81.
Спиши только те слова, которые можно переносить. Раздели их на слоги. Докажи, что задание выполнено правильно.
Учащиеся последовательно читают данные в упражнении слова и говорят, как они разделяют их на две части для переноса и почему именно так: «Слово улица яразделяю для переноса так: ули-ца, потому что одну букву у нельзя оставлять на прежней строке; или: слово радио я разделяю на две части для переноса так: ра-дио, потому что одну букву о нельзя переносить на другую строку».
- Чтобы убедиться, что мы овладели новыми знаниями, что вы должны выполнить теперь? (Самостоятельную работу.)
Выборочный диктант.
- Из каждой пары слов выбери только одно слово, которое можно переносить.
Ольга – Оля, Ирина – Ира, Петр – Петя, елка – ель, шары – шар