kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практическая работа на тему "Расширяем периферическое поле зрения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа на тему "Расширяем периферическое поле зрения"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа на тему "Расширяем периферическое поле зрения"»

Дата: 24.01.2018

Урок внеурочной деятельности «спортивные тропинки»

Тема: Практическая работа: Расширяем периферическое поле зрения»

Тип урока: интегрированный (физика - биология - информационные технологии) урок изучения нового материала с элементами самостоятельной исследовательской работы.

Задачи урока:

  • рассмотреть строение  и свойства глаза, работу глаза как оптической системы, объяснить дефекты зрения и возможную профилактику и коррекцию этих дефектов;

  • закрепить умение пользоваться ресурсами сети Интернет, интегрировать и обобщать знания из различных областей знаний, ставить вопросы и находить ответы;

  • формировать умение работать коллективно.

На доске : « Зрение – самое совершенное и самое восхитительное из всех наших чувств. Оно наполняет дух разнообразием идей , общается с его объектами на самом большом расстоянии и дольше всех остается в действии , не уставая и не перенасыщаясь истинными наслаждениями , которые оно само получает» (Д.Адиссон)

Ход урока.

1.Сколько у человека органов чувств? Зрительный анализатор – главный.

Нередко приходится слышать , что человек обладает пятью чувствами : зрением , слухом , вкусом , обонянием , осязанием , но это только «внешние» чувства. Есть еще те , что «слушают» организм изнутри. Органы чувств помогают нам ориентироваться в окружающем мире , воспринимают информацию изнутри . Но более 90% информации люди получают посредством зрения. Долгое время считали , что глаза испускают особые лучи , и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. Великий врач пришел к выводу , что человеческий глаз всего лишь улавливает отраженные предметами лучи солнца или осветительных приборов. А немецкий ученый Герман Гельмгольц установил , что глаз подобен фотоаппарату : изображение на сетчатке получается перевернутым и уменьшенным .

Слайд «Зрение»

Человек видит не глазами , а посредством глаз . откуда информация передается через зрительный нерв в затылочную долю коры больших полушарий , где формируется та картина внешнего мира , которую мы видим . Все эти органы составляют зрительный анализатор .

Слайд « Строение глаза»

По форме глаз напоминает шар , из-за этого его называют глазным яблоком . Диаметр глаза – 2,5 см, масса- около 7-8 г. Глазное яблоко располагается в глазнице , стенки которой образованы костями черепа . От стенок глазницы идут 6 мышц , они прикрепляются к глазному яблоку и управляют его движениями. Благодаря этому угол полного обзора у человека составляет примерно 120º. Спереди его оберегают веки , выстланные изнутри тонкой оболочкой – коньюктивой, которая переходит на глазное яблоко. Брови предотвращают попадание в глаза пота со лба , а веки с ресницами защищают их от дождя , снега и пыли. На обоих веках по 80 ресниц , и каждой из них отведено 100 дней , чтобы появиться , вырасти и выпасть . Таким образом , в течение жизни у нас сменяется 83-93 тыс. ресниц . Назначение слез у человека – смачивать поверхность глазного яблока, иначе она высохнет и видеть станет невозможно. Так что, «плачет» человек постоянно , для этого на наружных стенках глазниц имеется по слезной железе. Обе они за сутки вырабатывают до 1 мл слез.

Из истории

В Византии , Персии , у древних славян замужние женщины собирали слезную жидкость в специальные сосуды и использовали для лечения ран . Как вы думаете , какими свойствами обладают слезная жидкость?

Статистика

Женщины плачут в 4 раза чаще мужчин , но это связано не с мужественностью или женственностью , а с содержанием гормона пролактина , который отвечает за выработку молока и слез.

Слайд «Строение глазного яблока» ( ученица)

Строение сетчатки ( таблица)

Сетчатка глаза состоит из нервных рецепторов – колбочек и палочек. Около 125 млн. палочек и 6-7 млн. колбочек. Главная масса колбочек сосредоточена в центральной части сетчатки в желтом пятне. На периферии колбочек нет , только палочки. Колбочки предназначены для дневного зрения . Ими воспринимаются форма , цвет и детали предметов. Желтое пятно , особенно центральная ямка , является местом наилучшего видения , т.к. состоит только из колбочек . Такое зрение называют центральным . Остальные части сетчатки принимают участие в боковом или периферическом зрении . Объясните , почему ночью предметы видны лучше , когда на них смотришь не прямо , а как бы со «стороны»? (ночью сила света слаба для активизации колбочек, а палочки находятся на периферии , поэтому приходится смотреть со «стороны»)

Если вам скажут , что в поле зрения есть участок , который вы совершенно не видите , хотя он находится прямо перед вами , вы не поверите . А ведь на сетчатке есть место , которое лишено рецепторов, а значит не видит. Это слепое пятно, где отростки от палочек и колбочек группируются в зрительный нерв. В этом можно убедиться при помощи опыта Мариотта .

( описание опыта и рисунок в учебнике)

Этот опыт, впервые продемонстрированный в 1668 г. знаменитым физиком Мариоттом, очень забавлял придворных Людовика XІV. Мариотт помещал двух вельмож на расстоянии 2м друг от друга и просил их рассматривать одним глазом некоторую точку сбоку – тогда каждому казалось , что у его визави нет головы.

Практическая работа «Определение горизонтального и вертикального полей зрения глаз»

Оборудование: линейка, рейка, таблица Брадиса или калькулятор.

Задание :определите вертикальное и горизонтальное поля зрения глаза.

Пояснение к работе .Поле зрения человека – это угол максимального видения глаза ( γ) . Поле зрения у человека по вертикали и горизонтали отличается . Каждый глаз человека видит по горизонтальному направлению примерно в пределах 120-130º, и оба угла почти покрывают друг друга. Поле зрения неподвижного глаза около 160º по горизонтали и около 130º по вертикали. Рассчитать угол можно по формуле: tg α = a/2β , γ=2α.

Ход работы. 1. На линейке длиной а=50 см нанесите метки: одну в центре и две в крайних точках . Установите перед правым глазом линейку в горизонтальном положении и, приближая ее, наблюдайте центральную и крайние метки. Определите минимальное расстояние (b) , на котором две метки еще видны . Повторите опыт 2-3 раза и рассчитайте среднее значение.

2. Повторите опыт для второго глаза. Результаты занесите в таблицу.

Горизонтальное поле зрения


a (см)

b (см)

α

γ

Левый глаз





Правый глаз





3. Установите перед правым глазом линейку в вертикальном положении и приближая ее, наблюдайте центральную и крайние метки . Определите минимальное расстояние b, на котором две метки еще видны . Повторите опыт для второго глаза. Результаты занесите в таблицу.

Вертикальное поле зрения


a (см)

b (см)

α

γ

Левый глаз





Правый глаз





Слайды «Обман зрения»

( объяснения учителя физики)

Слайды « Дефекты зрения»

Дальнозоркость ( объяснения ученика)

Близорукость ( объяснения ученицы)

Глаукома , катаракта , косоглазие , дальтонизм , куриная слепота ( Объяснения учителя биологии)

Слайды «Эволюция зрения у животных» ( сообщения учащихся)



Закрепление.( работа в группах по заданиям с обсуждением результатов)

Зпдание 1


Динарские горы , протянувшись вдоль восточного побережья Адриатического моря, - классический район карстовых пещер и связанных с ними природных явлений : удивительно круглых , словно нарисованных циркулем , озер и провальных воронок , бездонных вертикальных шахт-колодцев и загадочных рек, которые внезапно исчезают на каком-то участке своей долины , чтобы вновь появиться двумя –тремя километрами ниже по течению. У одного из подземных озер р.Пивка можно увидеть уникальных земноводных , живущих только в Динарских пещерах ,- протеев. Протей всю жизнь проводит под землей в темноте и поэтому лишен зрения .Пауки , скорпионы и даже рыбы , живущие в пещерах и подземных озерах , тоже слепые . Вопрос: почему эти живые организмы лишены зрения?




Задание 2


Цветовое зрение у быков , как и большинства млекопитающих , развито слабо . Бык практический не различает цветов , и ему все равно красная , зеленая , синяя тряпка будет в руках у тореадора . В возбуждение быка приводит не цвет , а вид полощущейся на ветру материи и движение самого тореадора . Вопрос: почемуже глаза быка практический не различают цвет , а человеческий глаз различает ?




Задание 3


Днем , когда светло , особенно при ярком солнечном свете зрачки у кошки сужаются до узкой щели . И наоборот , чем слабее освещение , тем больше становятся зрачки . В темноте они занимают почти весь глаз , отчего он кажется темным , цветная радужина почти не видна .

Задание : обьясните данное явление .



Задание 4


Наш глаз весит всего 7-8 г, его диаметр -2,5 см. Он четко различает предметы на расстоянии 60 см. Кроме того , он может ночью может разглядеть источник света , удаленный от него на 27 км.

Чтобы видеть четкие очертания предмета , молодой человек должен находиться на рсстоянии 15 см от него . ближе они расплываются . Это минимальное расстояние изменяется с возрастом : в 10 лет оно составляет 7 см, в 20 лет – 15 см, в 50 лет – 40 см. Такое увеличение связано со старческой дальнозоркостью . При хороших условиях видения и освещения глаза могут различать с точностью до 10 млн оттенков цвета .

Вопросы: как изменяется радиус кривизны хрусталика при наблюдении далеких и близких предметов ? Какие нервные окончания на сетчатке отвечают за цветовое восприятие ?















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Практическая работа на тему "Расширяем периферическое поле зрения"

Автор: Гордиенко Диана Анатольевна

Дата: 28.01.2018

Номер свидетельства: 453000


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства