Практическая основа организации совместной деятельности педагога с младшими школьниками как средство формирования здорового образа жизни школьника.
Практическая основа организации совместной деятельности педагога с младшими школьниками как средство формирования здорового образа жизни школьника.
Одной из важнейших задач современной начальной школы является формирование здорового образа жизни и воспитание сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у школьников. Научить здоровому образу жизни, воспитать ответственное отношение младших школьников к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практическая основа организации совместной деятельности педагога с младшими школьниками как средство формирования здорового образа жизни школьника.»
Практическая основа организации совместной деятельности педагога с младшими школьниками как средство формирования здорового образа жизни школьника.
Состояние здоровья ребенка при поступлении в школу - это та стартовая позиция, которая во многом определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих десяти лет.
Набрав первый класс, тщательно изучила медицинские карты детей. У 37% был выявлен сколиоз, у 30% - заболевания верхних дыхательных путей, у 40% - болезни, связанные с органами пищеварения. Эти данные привели меня к решению выбрать одним из приоритетных направлений работы с детьми сохранение и укрепление их психофизического здоровья.
В своей воспитательно-образовательной и оздоровительной работе опираюсь на технологии В.Ф. Базарного, В.И. Ковалько, практические методики И.В. Чупаха, методические рекомендации М.М. Безруких, пособие Г.К. Зайцева и разработки психотехнических упражнений Н.В. Самоукиной.
В двух классах, которые обучаются по Образовательной системе "Школа 2100", проводился тест на работоспособность. Выяснилось, что мои
ученики допустили в тесте меньше ошибок и тому же выполнили задания раньше по времени. Это говорит о меньшей утомляемости детей в моем классе. Вырос процесс успешности по основным предметам. Достичь таких результатов мне помогло использование приемов здоровьесберегающих технологий учебно-воспитательном процессе. Работа ведется в следующих направлениях:
1.Физическое развитие:
- физкультурные минутки;
- динамические перемены;
- игры во второй половине дня.
2.Организация уроков с использованием приемов здоровьесберегающих технологий.
3.Внеклассная работа.
1. Физическое развитие.
Физкультурные минутки. Физкультурные оздоровительные минутки провожу на всех уроках в то время, когда у учащихся проявляются первые признаки утомления (по норме это 8-я и 20-я минуты в первом классе и 20-я минута во втором-четвертом классах) - снижается активность, нарушается внимание, учащиеся становятся неспокойными.
Небольшой комплекс общеразвивающих упражнений, позволяющий детям, не отходя от парт, размяться и передохнуть, сопровождается игровыми речевками:
Выросли деревья в поле,
Хорошо расти на воле!
(Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
(Потягивания - руки верх.)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,
(Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
(Наклоны вперед.)
Вправо - влево, назад - вперед -
Так деревья ветер гнет.
(Наклоны вправо - влево, назад - вперед.)
Он их вертит, он их крутит
Да когда же отдых будет?
(Вращение туловищем.)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
(Дети садятся за парты.)
Динамические перемены. Динамическая перемена проводится в свободной непринужденной игровой форме с учетом пола и интересов детей.
В содержание динамической перемены входят общеразвивающие упражнения, подвижные игры, эстафеты, элементы спортивных игр. Подвижные игры, спортивные игры и упражнения провожу после второго урока. Динамические перемены длятся 15 минут:
-упражнения направленные на увеличение скорости двигательных реакций. Ходьба в чередовании с бегом в умеренном темпе (2-3 минуты);
-упражнения на развитие внимания:
"Запрещенное движение"
Учитель проводит комплекс физкультпауз по предложенной схеме, по типу общеразвивающих упражнений, но одно движение, например "руки за голову", - является запрещенным. Это значит, что выполнять его нельзя: тот, кто выполнит это упражнение, получает штрафное очко и т. д. Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков.
"Съедобное - несъедобное"
Учитель называет слова; если предмет съедобный, ученики выполняют движение правой рукой, имитируя еду (поднося воображаемую ложку ко рту), и поглаживают себя левой рукой по животу, а если предмет несъедобный, то откидываются назад спиной к стулу, руки согнуты к плечам, ладонями вперед, лопатки свести.
Подвижные игры в группе продленного дня. Во время прогулок активно использую игровые технологии.
1. Игры для развития общей выносливости: "Кто дальше", "Шаг в шаг", "Салка с мячом", "На север, запад, юг, восток".
2. Игры для развития быстроты движения: "Правильно и быстро", "Ловкий - смелый".
3. Игры для развития координации "Лиса и куры".
4. Игры для развития быстроты двигательной реакции: "У медведя во бору",
"Воробьи - попрыгунчики ", Мяч в воздухе. См. Приложение 3.
Гимнастика для ума. Учащиеся придумывают необычные действия с физкультурным инвентарем.
Мячом можно "рисовать", на нем можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове.
Кегля может быть вазой, жезлом милиционера.
Скакалка - змейкой, веревкой для белья, мостиком.
Оригинальные движения. Учащиеся придумывают различные композиции.
Два мальчика, скрестив руки, несут девочку. Что это может быть? Принцесса на карете, девочка на качелях.
Сюжетно-ролевые игры.
Игра "Магазин игрушек". Действующие лица: продавец, игрушки, покупатели. Покупатель желает купить игрушку, и она изображает в движении свой образ (мышка, неваляшка, кошка и т.д.).
Игры с использованием карточек. Предлагаются карточки с изображением учащихся и животных, выполняющих образные физические упражнения (например, "Летящая птица", "Разминка балерины", "Любопытный щенок").
Глядя на карточку, учащиеся выполняют физические упражнения.
Пантомическая гимнастика. Детям предлагается карточка (со словесной инструкцией или с картинкой), на которой описаны или изображены герои сказок, различные животные (добрая (злая) волшебница, Змей Горыныч, петушок, кошка).
Учащиеся передают в движении мимикой, жестами эмоциональное состояние героя. Например, петушок - гордый, важный, грустный; кошка - гуляет, спит, умывается, сердится, сторожит.
2.Организация уроков с использованием приемов здоровьесберегающих технологий.
На уроках ежедневно повожу две обязательные зарядки: для глаз и для различных групп мышц.
Гимнастика для глаз.
Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 секунд.
Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
Сесть, крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз
Встать, посмотреть прямо перед собой 2-3 секунды. Затем поставить палец руки на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.
Сесть, закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин.
Сесть, голова неподвижна, медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно. Повторить 10-12 раз.
Круговые движения глазами в одном и обратном направлениях. Повторить 4-6 раз.
Физминутки провожу в стихотворной форме, в виде отдельных общеразвивающих упражнений: "Разминка танцора", "Зарядка лыжника", "Автомобили".
Упражнения для формирования правильной осанки.
"Мы проверили осанку":
Мы проверили осанку
И свели лопатка.
(Ходьба на месте.)
Мы походим на носках,
(Ходьба на носках.)
А потом на пятках.
(Ходьба на пятках.)
Мы идем, как все ребята,
И как мишка косолапы.
(Ходьба на внешнем своде стопы.)
Потом быстрее мы пойдем
И после к бегу перейдем.
(Бег на месте.)
Упражнения для мышц шеи.
Наклоны вперед, назад, в стороны.
Медленные повороты головы в стороны.
Упражнения для плечевого пояса.
"Мельница".
Сцепление рук за спиной.
Круговые движения за плечами.
Речевое дыхание. Дыхательную гимнастику использую на уроках литературного чтения.
Распределите правильно дыхание. Глубокий вдох. Через нос - спокойный выдох до конца, без перерыва чтения. (ж ж ж ж ж ж; с с с с с с ; р р р р р р ;ш ш ш ш ш ш)
"Свеча". Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя.
Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание, на выдохе считать от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца.
Прочитайте текст: вдох - выдох - пауза - вдох - выдох - пауза. Паузы обозначайте так: /. Лисица позвала журавля на обед / и подала похлебку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим носом,/ и лисица все съела сама (Л. Толстой).
Прочитайте стихотворение. Сделайте паузы после первой и второй строки. Третью и четвертую прочитайте без пауз.
Я вошел в тенистый бор/
И увидел мухомор,/
Сыроежку, зеленушку,/
Розоватую волнушку.
(Ю. Могутин).
Прочитайте сначала медленно, а затем быстро, без пауз.
Заваривши кашу, / масла не жалеют.
Начав дело, / не останавливаются.
На дворе трава, на траве дрова,
Не руби дрова на траве двора.
Дикция (артикуляционная гимнастика).
Четко произнесите гласные звуки, широко открывая рот.
и,и,и,и,и,и,и,и,и,и
иу,иу,иу,иу,иу,иу,иу,иу,иу,иу
а,о,у,и,э,ы; а,о,у,и,э,ы; а,о,у,и,э,ы
аы, ао, ау иа, Ио, иу, иэ.
Произнесите правильно
С-з,ш-ч-щ-ц; р-л, ж-ш-щ.
Читаем скороговорки и чистоговорки.
Читайте медленно с паузами.
Карл у Клары / украл кораллы, / а Клара у Карла / украла кларнет.
Осип охрип, / Архип осип.
Как у горки на пригорке / жили тридцать три Егорки.
Читай быстро, без пауз.
-Поезд мчится, скрежеща:
Же-че-ща, же-че-ща.
-Сыворотка из-под простокваши.
-Улов у Поликарпа - три карася, три карпа.
-Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
-На дуб не дуй губ, не дуй губ на дуб.
Массаж ушей. Растереть ладони. Энергично растереть ладонями уши так, чтобы ушная раковина была по ходу движения ладоней, а в обратном направлении движения ладоней - загибались вперед. Повторить 8-10 раз.
Массаж головы. Подушечками пальцев помассировать волосистую часть головы со сдвиганием кожи.
Пальчиковая гимнастика. Использую на уроках обучения грамоте, на уроках русского языка, математики.
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять -
В домик спрятались опять.
На первые строчки - поочередное разгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие строчки - поочередное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.
Массаж для пальцев. Использую на уроках технологии перед работой с пластилином.
Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счет:
Раз, два, три, четыре, пять
(хлопают в ладоши)
Вышли пальцы погулять.
(А в след за этим идет поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне. Правого большого пальца)
Этот пальчик самый сильный
(Левого большого пальца)
Самый толстый и большой.
(Правого указательного пальца)
Этот пальчик для того…
(Левого указательного пальца)
Чтоб показывать его.
(Правого среднего пальца)
Это пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный
Он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал
Очень ловок и удал.
Интенсивно растираем кисти рук, а затем встряхиваем их. После этих упражнений пальцы хорошо разогреваются.
Математические задачи. Использую задачи, имеющие здоровьесберегающее значение.
Задача 1. Саша и Надя купили одинаковые порции мороженого. Саша съел свое мороженое за 4 минуты, а Надя за 5 минут. Кто съел мороженое быстрее и на сколько?
-Почему, облизывая мороженое кончиком языка, оно кажется особенно сладким? (На кончике языка содержится больше всего рецепторов, воспринимающих сладкий вкус.)
Задача 2. рисовая каша переваривается в желудке 2 ч.вареная говядина переваривается на 2 часа больше каши, а жареная свинина переваривается на 6 ч больше говядины. Сколько часов должен работать желудок, чтобы переварить жареную свинину?
-Какие из этих продуктов предпочтительно употреблять на ужин и почему?