kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практическая основа организации совместной деятельности педагога с младшими школьниками как средство формирования здорового образа жизни школьника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важнейших задач современной начальной школы является формирование здорового образа жизни и воспитание сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у школьников. Научить здоровому образу жизни, воспитать ответственное отношение младших школьников к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практическая основа организации совместной деятельности педагога с младшими школьниками как средство формирования здорового образа жизни школьника.»

Практическая основа организации совместной деятельности педагога с младшими школьниками как средство формирования здорового образа жизни школьника.


Состояние здоровья ребенка при поступлении в школу - это та стартовая позиция, которая во многом определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих десяти лет.

Набрав первый класс, тщательно изучила медицинские карты детей. У 37% был выявлен сколиоз, у 30% - заболевания верхних дыхательных путей, у 40% - болезни, связанные с органами пищеварения. Эти данные привели меня к решению выбрать одним из приоритетных направлений работы с детьми сохранение и укрепление их психофизического здоровья.

В своей воспитательно-образовательной и оздоровительной работе опираюсь на технологии В.Ф. Базарного, В.И. Ковалько, практические методики И.В. Чупаха, методические рекомендации М.М. Безруких, пособие Г.К. Зайцева и разработки психотехнических упражнений Н.В. Самоукиной.

В двух классах, которые обучаются по Образовательной системе "Школа 2100", проводился тест на работоспособность. Выяснилось, что мои

ученики допустили в тесте меньше ошибок и тому же выполнили задания раньше по времени. Это говорит о меньшей утомляемости детей в моем классе. Вырос процесс успешности по основным предметам. Достичь таких результатов мне помогло использование приемов здоровьесберегающих технологий учебно-воспитательном процессе. Работа ведется в следующих направлениях:

1.Физическое развитие:

- физкультурные минутки;

- динамические перемены;

- игры во второй половине дня.

2.Организация уроков с использованием приемов здоровьесберегающих технологий.

3.Внеклассная работа.


1. Физическое развитие.

Физкультурные минутки. Физкультурные оздоровительные минутки провожу на всех уроках в то время, когда у учащихся проявляются первые признаки утомления (по норме это 8-я и 20-я минуты в первом классе и 20-я минута во втором-четвертом классах) - снижается активность, нарушается внимание, учащиеся становятся неспокойными.

Небольшой комплекс общеразвивающих упражнений, позволяющий детям, не отходя от парт, размяться и передохнуть, сопровождается игровыми речевками:

Выросли деревья в поле,

Хорошо расти на воле!

(Потягивания - руки в стороны.)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

(Потягивания - руки верх.)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки,

(Дети машут руками.)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

(Наклоны вперед.)

Вправо - влево, назад - вперед -

Так деревья ветер гнет.

(Наклоны вправо - влево, назад - вперед.)

Он их вертит, он их крутит

Да когда же отдых будет?

(Вращение туловищем.)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

(Дети садятся за парты.)


Динамические перемены. Динамическая перемена проводится в свободной непринужденной игровой форме с учетом пола и интересов детей.

В содержание динамической перемены входят общеразвивающие упражнения, подвижные игры, эстафеты, элементы спортивных игр. Подвижные игры, спортивные игры и упражнения провожу после второго урока. Динамические перемены длятся 15 минут:

-упражнения направленные на увеличение скорости двигательных реакций. Ходьба в чередовании с бегом в умеренном темпе (2-3 минуты);

-упражнения на развитие внимания:

"Запрещенное движение"

Учитель проводит комплекс физкультпауз по предложенной схеме, по типу общеразвивающих упражнений, но одно движение, например "руки за голову", - является запрещенным. Это значит, что выполнять его нельзя: тот, кто выполнит это упражнение, получает штрафное очко и т. д. Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков.

"Съедобное - несъедобное"

Учитель называет слова; если предмет съедобный, ученики выполняют движение правой рукой, имитируя еду (поднося воображаемую ложку ко рту), и поглаживают себя левой рукой по животу, а если предмет несъедобный, то откидываются назад спиной к стулу, руки согнуты к плечам, ладонями вперед, лопатки свести.

Подвижные игры в группе продленного дня. Во время прогулок активно использую игровые технологии.

1. Игры для развития общей выносливости: "Кто дальше", "Шаг в шаг", "Салка с мячом", "На север, запад, юг, восток".

2. Игры для развития быстроты движения: "Правильно и быстро", "Ловкий - смелый".

3. Игры для развития координации "Лиса и куры".

4. Игры для развития быстроты двигательной реакции: " У медведя во бору",

" Воробьи - попрыгунчики ", Мяч в воздухе. См. Приложение 3.

Гимнастика для ума. Учащиеся придумывают необычные действия с физкультурным инвентарем.

  • Мячом можно "рисовать", на нем можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове.

  • Кегля может быть вазой, жезлом милиционера.

  • Скакалка - змейкой, веревкой для белья, мостиком.

Оригинальные движения. Учащиеся придумывают различные композиции.

  • Два мальчика, скрестив руки, несут девочку. Что это может быть? Принцесса на карете, девочка на качелях.

Сюжетно-ролевые игры.

  • Игра "Магазин игрушек". Действующие лица: продавец, игрушки, покупатели. Покупатель желает купить игрушку, и она изображает в движении свой образ (мышка, неваляшка, кошка и т.д.).

Игры с использованием карточек. Предлагаются карточки с изображением учащихся и животных, выполняющих образные физические упражнения (например, "Летящая птица", "Разминка балерины", "Любопытный щенок").

  • Глядя на карточку, учащиеся выполняют физические упражнения.

Пантомическая гимнастика. Детям предлагается карточка (со словесной инструкцией или с картинкой), на которой описаны или изображены герои сказок, различные животные (добрая (злая) волшебница, Змей Горыныч, петушок, кошка).

  • Учащиеся передают в движении мимикой, жестами эмоциональное состояние героя. Например, петушок - гордый, важный, грустный; кошка - гуляет, спит, умывается, сердится, сторожит.


2.Организация уроков с использованием приемов здоровьесберегающих технологий.

На уроках ежедневно повожу две обязательные зарядки: для глаз и для различных групп мышц.

Гимнастика для глаз.

  • Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 секунд.

  • Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

  • Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

  • Сесть, крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз

  • Встать, посмотреть прямо перед собой 2-3 секунды. Затем поставить палец руки на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.

  • Сесть, закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин.

  • Сесть, голова неподвижна, медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно. Повторить 10-12 раз.

  • Круговые движения глазами в одном и обратном направлениях. Повторить 4-6 раз.

Физминутки провожу в стихотворной форме, в виде отдельных общеразвивающих упражнений: "Разминка танцора", "Зарядка лыжника", "Автомобили".


Упражнения для формирования правильной осанки.

"Мы проверили осанку":

Мы проверили осанку

И свели лопатка.

(Ходьба на месте.)

Мы походим на носках,

(Ходьба на носках.)

А потом на пятках.

(Ходьба на пятках.)

Мы идем, как все ребята,

И как мишка косолапы.

(Ходьба на внешнем своде стопы.)

Потом быстрее мы пойдем

И после к бегу перейдем.

(Бег на месте.)


Упражнения для мышц шеи.

  • Наклоны вперед, назад, в стороны.

  • Медленные повороты головы в стороны.


Упражнения для плечевого пояса.

  • "Мельница".

  • Сцепление рук за спиной.

  • Круговые движения за плечами.


Речевое дыхание. Дыхательную гимнастику использую на уроках литературного чтения.

  • Распределите правильно дыхание. Глубокий вдох. Через нос - спокойный выдох до конца, без перерыва чтения. (ж ж ж ж ж ж; с с с с с с ; р р р р р р ;ш ш ш ш ш ш)

  • "Свеча". Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя.

  • Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание, на выдохе считать от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца.

  • Прочитайте текст: вдох - выдох - пауза - вдох - выдох - пауза. Паузы обозначайте так: /. Лисица позвала журавля на обед / и подала похлебку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим носом,/ и лисица все съела сама (Л. Толстой).

  • Прочитайте стихотворение. Сделайте паузы после первой и второй строки. Третью и четвертую прочитайте без пауз.

Я вошел в тенистый бор/

И увидел мухомор,/

Сыроежку, зеленушку,/

Розоватую волнушку.

(Ю. Могутин).

  • Прочитайте сначала медленно, а затем быстро, без пауз.

Заваривши кашу, / масла не жалеют.

Начав дело, / не останавливаются.

На дворе трава, на траве дрова,

Не руби дрова на траве двора.


Дикция (артикуляционная гимнастика).

  • Четко произнесите гласные звуки, широко открывая рот.

и,и,и,и,и,и,и,и,и,и

иу,иу,иу,иу,иу,иу,иу,иу,иу,иу

а,о,у,и,э,ы; а,о,у,и,э,ы; а,о,у,и,э,ы

аы, ао, ау иа, Ио, иу, иэ.


  • Произнесите правильно

С-з,ш-ч-щ-ц; р-л, ж-ш-щ.


Читаем скороговорки и чистоговорки.

  • Читайте медленно с паузами.

Карл у Клары / украл кораллы, / а Клара у Карла / украла кларнет.

Осип охрип, / Архип осип.

Как у горки на пригорке / жили тридцать три Егорки.

  • Читай быстро, без пауз.

-Поезд мчится, скрежеща:

Же-че-ща, же-че-ща.

-Сыворотка из-под простокваши.

-Улов у Поликарпа - три карася, три карпа.

-Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

-На дуб не дуй губ, не дуй губ на дуб.


Массаж ушей. Растереть ладони. Энергично растереть ладонями уши так, чтобы ушная раковина была по ходу движения ладоней, а в обратном направлении движения ладоней - загибались вперед. Повторить 8-10 раз.


Массаж головы. Подушечками пальцев помассировать волосистую часть головы со сдвиганием кожи.


Пальчиковая гимнастика. Использую на уроках обучения грамоте, на уроках русского языка, математики.

  • Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять -

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять -

В домик спрятались опять.

На первые строчки - поочередное разгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие строчки - поочередное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.


Массаж для пальцев. Использую на уроках технологии перед работой с пластилином.

  • Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счет:

Раз, два, три, четыре, пять

(хлопают в ладоши)

Вышли пальцы погулять.


(А в след за этим идет поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне. Правого большого пальца)

Этот пальчик самый сильный

(Левого большого пальца)

Самый толстый и большой.

(Правого указательного пальца)

Этот пальчик для того…

(Левого указательного пальца)

Чтоб показывать его.

(Правого среднего пальца)

Это пальчик самый длинный

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный

Он избалованный самый.

А мизинчик хоть и мал

Очень ловок и удал.

Интенсивно растираем кисти рук, а затем встряхиваем их. После этих упражнений пальцы хорошо разогреваются.


Математические задачи. Использую задачи, имеющие здоровьесберегающее значение.

  • Задача 1. Саша и Надя купили одинаковые порции мороженого. Саша съел свое мороженое за 4 минуты, а Надя за 5 минут. Кто съел мороженое быстрее и на сколько?

-Почему, облизывая мороженое кончиком языка, оно кажется особенно сладким? (На кончике языка содержится больше всего рецепторов, воспринимающих сладкий вкус.)

  • Задача 2. рисовая каша переваривается в желудке 2 ч.вареная говядина переваривается на 2 часа больше каши, а жареная свинина переваривается на 6 ч больше говядины. Сколько часов должен работать желудок, чтобы переварить жареную свинину?

-Какие из этих продуктов предпочтительно употреблять на ужин и почему?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Ирина Владимировна Жмырова

Дата: 14.05.2015

Номер свидетельства: 211576

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Рабочая программа "Разговор о правильном питании. Две недели в лагере здоровья" "
    ["seo_title"] => string(87) "rabochaia-proghramma-razghovor-o-pravil-nom-pitanii-dvie-niedieli-v-laghierie-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "107983"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403524328"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Как подготовить патриота своего Отечества"
    ["seo_title"] => string(42) "kakpodghotovitpatriotasvoieghootiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "280349"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453365181"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе."
    ["seo_title"] => string(94) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-nieotiemliemaia-chast-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450123975"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "100478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402381590"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа "Разговор о правильном питании" "
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia-proghramma-razghovor-o-pravil-nom-pitanii"
    ["file_id"] => string(6) "107973"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403519513"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства