Познание мира. Тема: Земноводные, пресмыкающиеся, их разновидности. Животные. Кто как весну встречает.
Познание мира. Тема: Земноводные, пресмыкающиеся, их разновидности. Животные. Кто как весну встречает.
Методической особенностью урока, является использование новых подходов в обучении. На уроке были использованы такие инновационные технологии как: диалоговое обучение, критическое мышление, использование ИКТ, критериальное оценивание. Ключевой идеей урока является создание образовательной среды, благодаря которой учащиеся активно участвуют в учебном процессе, а не пассивно принимают информацию. На первом этапе урока детям было предложено изобразить своё настроение, что позволило активизировать детей на дальнейшую работу в группе. Использованы стихотворные упражнения для того чтобы учащиеся могли определить тему урока и сформулировать цель. Используя критическое мышление, детям предлагалось по картинке придумать загадку и нарисовать отгадку.
Предлагаемые задания на уроке помогают учиться ребёнку с пониманием и с осмыслением, созданы условия для самостоятельной работы. Работа в парах помогает каждому ученику высказать свою версию, дают возможность отдохнуть, продолжают поддерживать благоприятную обстановку в классе. На каждом этапе урока учащиеся имели возможность оценить себя с помощью листов оценивания, для этого были чётко выделены критерии оценки. Стадия рефлексии позволила каждому ребёнку оценить свои знания с помощью "Дерева успеха".
Методы и приёмы, использованные на уроке развивают познавательную активность у учащихся и формируют положительную мотивацию обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Познание мира. Тема: Земноводные, пресмыкающиеся, их разновидности. Животные. Кто как весну встречает. »
Познание мира.
Тема: Земноводные, пресмыкающиеся, их разновидности. Животные.
Кто как весну встречает.
Цели: 1. Учить учащихся по внешним признакам различать животных. Классифицировать их на зверей, птиц, рыб, насекомых. Познакомить с жизнью животных весной.
2. Развивать устную речь учащихся, наблюдательность, мышление, память, внимание
3. Воспитывать любовь к животным обитающим в лесах и живущим в зоопарках, любовь к природе родного края, положительное отношение к учебе.
Виды учебной деятельности: Личностные- смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Коммуникативные – владение монологической и диалогической формами речи; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Регулятивные – организация своей учебной деятельности; Познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Ход урока.
1.Орг. момент. Создание эмоционального настроя.
- Ребята, посмотрите, как хорошо на улице! Деревья пробудились от зимнего сна. Греет солнышко. Я по улице шагала и улыбки собирала: вот улыбка малыша, до чего же хороша! Вот улыбка почтальона-гордость нашего района, вот улыбка продавщицы-очень редкая вещица! Вот весёлый смех ребят - для меня он просто клад.
-А какое настроение у вас? Нарисуйте своё настроение.
Деление на группы с помощью разноцветных смайликов.
- После каждого задания в группе, вы должны выбрать, кто будет защищать это задание.
Уж тает снег, бегут ручьи.
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!
А что еще изменилось с приходом весны?
Дети: День стал длиннее.
- Появляются первые весенние цветы.
- Начинается сокодвижение у деревьев.
- Появляются птицы.
Учитель: Верно. В прошлый раз мы с вами звали в гости птиц.
2. Постановка цели и темы урока.
- Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие к лесным жителям и посмотреть, кто как весну встречает. Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. Мы идем в самую гущу леса, под ногами шуршат прошлогодние листья, ветер качает деревья, и они стучат веточками, как будто приветствуют нас. Мы идем по тропинке, она специально выложена для нас. Снег еще лежит. Кое-где проглядывают голубые глазки подснежников. С каждым днем в лесу все больше проталин, все меньше снега. С каждым часом все оживает и радуется весне. Вот здесь мы остановимся. Откройте глаза. Посмотрите на рисунки животных.
На доске: таблица 1. Слайд.
3. Объяснение нового материала.
На земле много видов животных. Животные разных видов сильно отличаются друг от друга. А животные одного вида очень схожи. Выделяют несколько групп животных.
Насекомые – это животные, у которых шесть ног. Рыбы – водные обитатели. Передвигаться им помогают плавники. Птицы животные, которые летают. Кроме лап у них есть крылья. Птицы покрыты перьями.
Звери – это животные. Их тело покрыто шерстью.
Есть животные, тело которых покрыто сухими чешуйками. Это змеи, ящерицы, черепахи. Они ползают по земле.
Еще животных можно разделить на две большие группы – дикие и домашние. Дикие животные живут в степях, лесах, на полях. Домашние животные живут рядом с человеком и приносят ему пользу. Слайд.
-Назови животных, которые живут в воде.
-Назови животных, которые живут на поверхности земли, на деревьях.
- Где живут домашние животные?
- Где живут дикие животные?
У.: К кому же мы отправимся, нам укажет стрелочка.
Д.: Мы идём к медведю.
У.: В конце марта медведи просыпаются от зимней спячки. Медведь оголодал, исхудал за зиму. И теперь недоволен и зол на весь мир. Он так зол, что может напасть даже на человека. А вообще то медведь – всеядное животное. Как вы думаете, что значит всеядное?
Д.: Значит, он питается всем.
У.: А вы знаете, чем питается медведь?
Д.: Ягодами, медом.
У.: Да, он любит и мёд, и ягоды. Медведь может питаться травой, всходами, корнями и грибами. Из животной пищи он ест раков, рыбу, насекомых, птиц и птичьи яйца. Иногда медведь нападает на крупный рогатый скот. В конце зимы, в феврале, в самую лютую стужу, у медведиц рождаются медвежата. Рождаются они слепыми. И весят всего полкило. Греются малыши возле матери и молоко посасывают. Так и лежат до весны. А весной медведица выводит своих детёнышей из берлоги. Она учит медвежат находить себе корм. А что едят медвежата?
Д.: Молодую травку.
- Насекомых.
- Луковицы растений.
У.: Интересно, о ком мы теперь узнаём? На кого указывает стрелка?
Д.: На ёжика
У.: Рано весной просыпаются ежи. За время зимней спячки они быстро худеют. Весной ежи быстро кормятся насекомыми, кузнечиками, сверчками, тараканами, разными жуками. Ежи также поедают дождевых червей, птичьи яйца, иногда лесных и полевых мышей. Потомство ежи выводят весной. У самки рождается от 3 до 8 детёнышей. Она готовит для них хорошо выстланное травой гнездо. Ежиха кормит своих детёнышей молоком. Когда они перестают сосать молоко, мать приносит им в гнездо дождевых червей, опавшие плоды. Вскоре она начинает брать ежат на охоту.
Ребята, подумайте, что общего в жизни медведя и ежа?
Д.: И медведи и ежи впадают в спячку.
- Они кормят своих детёнышей молоком.
У.: Молодцы! А как вы понимаете выражение « выводят потомство».?
Д.: Значит, у животных рождаются детёныши.
У.: Абсолютно верно. Теперь мы с вами поговорим о белке. Целыми днями перепрыгивает она с ветки на ветку, с верхушки одного дерева на другое. Поздней весной или в начале лета белка выводит потомство. У неё рождается от 3 до 6 бельчат. Кто знает, чем питаются белки?
Д.: Орехами, грибами.
- Ягодами.
- Почками.
- Жёлудями.
У.: У яблок и груш белка поедает только семена, а мякоть бросает. Она не прочь заняться хищничеством – таскает яйца птенцов из птичьих гнёзд, а иногда нападает на взрослую птицу. А какая у неё окраска?
Д.: Летом рыжая, зимой серо – голубая.
- Есть даже примета. Коли ранняя белка голубая, весна ранняя будет.
У.: Верно. Знаете ли вы ещё какого – нибудь зверя, который окраску меняет?
Д.: Заяц.
4. Физкультминутка. Слайд.
Мы немного отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в сторону, вперёд,
На опушке зайка ждёт.
( Дети выполняют движения .)
Зайка прыгал под кустом,
Приглашал нас в свой дом.
(Прыгают на одной ножке, потом на другой и на двух сразу.)
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
( Бег на месте.)
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.
( Садятся за парты.)
У.: Заяц-беляк меняет цвет своей шерстки в зависимости от времени года.
Зимой он покрыт белой шерстью, а в летнее время его шерсть грязновато-красно-коричневого цвета. А сейчас возьмите карточки.
Детям раздаются карточки с текстом. ( см. приложение). Дети читают вслух.
У.: Весной зайчиха выводит потомство. У неё рождаются по 4-5 зайчат. Ребята, почему же мать – зайчиха убегает от своих зайчат и не кормит их?
Д.: Наверно, потому что она не хочет, чтобы лиса нашла зайчат по её следам. Зайчата ведь тихо сидят, и их никто не заметит.
У.: Молодцы, это действительно так. Что же помогает зайчатам выжить?
Д.: У зайчат тёплая шубка.
- Молоко зайчихи очень питательное, и зайчата наедаются им сразу на несколько дней.
У.: Верно! А чем питаются зайчата, когда подрастут?
Д.: Травой, морковкой, капустой.
- Корнями, почками.
- Клевером, молодыми побегами.
У.: Замечательно! Вы столько знаете! У всех животных весной происходит линька. Они меняют зимнюю шерсть на летнюю. Ребята, а у кого из животных меняется даже окраска шерсти?
Д.: У зайца, у белки.
У.: Подумайте, какие ещё животные просыпаются весной?
( Если дети не знают ответа, то они могут догадаться по картинкам на доске).
Д.: Ящерицы, лягушки, змеи.
У.: Весной с пробуждением насекомых водяные лягушки выходят из ила, где долгое время они находились в зимней спячке. Самка лягушки мечет икру. Она откладывает до 4000 икринок. Просыпаются после зимней спячки и выползают погреться на солнышке змеи, ящерицы. Мечут икру рыбы. Весной отлов рыбы ограничен, а охота на зверей запрещена вообще. Как вы думаете, почему?
Д.: У большинства животных в это время рождаются детёныши. Если убьют их родителей, то многие из них погибнут, так как они ещё не могут сами добывать себе пищу.
- А если люди будут ловить рыбу весной, то могут поймать ту, которая ещё не отложила икру. Значит, вместе с ней погибнут её детёныши. Они так и не родятся.
У.: Верно.
6. Закрепление.
У.: Наше путешествие заканчивается. Закройте глазки и вспомните всё, что мы узнали.
На доске таблица 2. Слайд.
У.: Посмотрите на доску. Что вы заметили?
Д.: Ёж и медведь не меняют окраску.
- Заяц и белка не впадают в спячку.
У.: Ребята, давайте вспомним всё, что мы узнали об этих животных на уроке. Прочитаем ещё раз.
Д.: ( читают). Линька, вывод потомства, зимняя спячка, изменение окраски.
- Весной животные линяют. У них меняется шерсть.
- У белки и зайца меняется даже окраска.
- Многие животные весной выводят потомство.
- Весной после долгого зимнего сна просыпаются медведи, ежи, лягушки, ящерицы, змеи, рыбы.
У.: Замечательно! Вы всё запомнили.
- А теперь, задания. (Задание 3).Слайд.
Творческое задание
Пофантазировать и придумать образ животного, которого не существует.
Оценивание
Учитель предлагает оценить свои знания с помощью листа оценивания.
Рефлексия
У.: Что нового вы сегодня узнали?
Д.: Мы, узнали, что происходит в жизни животных весной.
- Что весной запрещена охота на зверей и отлов рыб.
У.: Сегодня вы очень хорошо работали. Молодцы!
- Что понравилось больше всего?
- Что было наиболее трудным?
- Какое задание было самым интересным?
-Оцените свою работу с помощью «Дерева успеха»
Приложение.
Задание 1.
В поле ещё снег не сошёл, а у зайчихи уже родятся зайчата. Они рождаются зрячими, в тёплых шубках.
Сразу, как появятся на свет, они уже умеют бегать. Наевшись материнского молока, они разбегаются и прячутся под кустами, кочками. Лежат тихонечко – не пищат. Проходит день, другой, третий. Зайчиха по всем полям скачет, давно уж про них забыла. А зайчатки всё лежат. Бегать им нельзя: как раз ястреб заметит или нападёт на след лиса. Вот, наконец, бежит мимо зайчиха – чужая зайчиха. Накормит и дальше побежала. Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими считать. Думаете, плохо зайчатам – беспризорникам? Ничуть! Им тепло: шубка у них. А молоко у зайчих такое сладкое, густо, что зайчонок раз насосётся, потом несколько дней сыт. А на восьмой – девятый день зайчата начнут есть травку.
Задание 2.
1.Рассмотри рисунок. Назови животных.
2.Назови и покажи части тела медведя и ежа.
3. Сравни медведя с ежом: чем не похожи? Чем похожи?
Задание 3.
Впиши пропущенные слова.
Бурый медведь и ёж живут в …. Тело медведя покрыто…бурой….
Тело ежа покрыто……. Медведь питается…,…,… Любит…. Ёж
питается насекомыми,…,…, гадюками.
Слова для справок: лесу, густой, шерстью, колючими иголками,