kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познание мира, тема "Легендарный батыр Карасай"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках городского мероприятия по обобщению опыта  мною был разработан и проведен открытый урок по познанию мира  «Легендарный батыр Карасай».  Данный урок был проведен по технологии «Биоинформатика и синергетика» (автор Ф.Я.Вассерман), с использованием ИКТ.

«Универсальная карта», используемая на уроке, позволяет наиболее полно раскрыть новую тему, закрепить изученный материал, при этом опросив всех учащихся класса по МПМ (матрице посадочных мест). Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Класс              4

Предмет         познание мира

Тема               «Легендарный Карасай Батыр»

Раздел             «РОДНАЯ СТРАНА. ОТЕЧЕСТВО»

Тип урока      комбинированный

Учебно-методическое обеспечение

Учебник «Познание мира», 4 класс, изд. «Атам?ра», 2011 г., авторы: К.Жунусова, А.Бирмагамбетов, К.Аймагамбетова, И.Нугуманов, К. Жукешев.

Оборудование интерактивная доска, видеоматериал, авторская презентация  Power Point, раздаточный материал – таблица «Известное. Специальное. Новое».

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную деятельность младших школьников. Цель данного урока соответствует стандартным требованиям программы (Астана, 2010) и связана с предыдущими учебными занятиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познание мира, тема "Легендарный батыр Карасай" »


Конспект урока


Цель урока – формирование знаний у учащихся об исторических событиях казахского народа в борьбе с жонгарскими завоевателями.


Задачи урока: 1) усвоить учебный материал по теме, выполняя этапы технологической карты по требованиям норматива - 63% учащихся на уроке;

2) развивать память, скоростное, логическое и критическое мышление, информационную компетентность; обогащать словарный запас;

3) воспитывать Казахстанский патриотизм, познавательный интерес учащихся к истории страны, повышать интеллектуальный уровень.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть ясным будет ум у вас,

А сердце добрым будет.

  1. Психологический настрой на урок, слово лидеру класса.

– А сейчас я передаю слово лидеру класса.

  1. Сообщение темы и цели урока:

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с подвигами казахского народа в борьбе с жонгарскими завоевателями. Ранее мы говорили о том, что первая половина 18 века была тяжелым и сложным периодом в истории казахов. Жонгарское ханство, возникшее в Западной части нынешнего Китая, постоянно нападало на казахские земли. Также мы читали о том, какие батыры отличились в этой затяжной народной войне. И одним из них был батыр Карасай.

- Обратите внимание на эпиграф нашего урока:

«Ны­неш­ний не­зави­симый Ка­захс­тан по­явил­ся не вдруг и не на пус­том мес­те; во имя его сво­боды мил­ли­оны лю­дей про­лива­ли кровь, от­да­вали жиз­ни, вы­нес­ли не­ис­числи­мые бе­ды и ли­шения. каж­дый граж­да­нин на­шей стра­ны обя­зан всей ду­шой осоз­нать свою гран­ди­оз­ную ис­то­ричес­кую от­ветс­твен­ность в сох­ра­нении единс­тва на­шей зем­ли, на­шего на­рода, в сбе­реже­нии меж­на­ци­ональ­но­го ми­ра и сог­ла­сия».

- Это слова президента нашего государства Н.А.Назарбаева.

- Прочитайте стихотворение, обратите внимание на начало каждой строки:



Было это давно,
А память народа хранит
Тысячи имен, тех кто
Родину защитил.



- Какое слово по вертикали получилось? (батыр)

- Да, и сегодня мы будем говорить о легендарном казахском батыре Карасае.

- Ребята, давайте уточним, что означает слово «батыр» в переводе на русский. (Заслушиваются ответы детей).

-А сейчас я предлагаю посмотреть небольшой анимационный ролик о том, как мог выглядеть батыр в то время (прилож.)

- Для того, чтобы продолжить работу, вы должны прочитать внимательно текст в течение 3,5 минут. По ходу чтения текста можете отмечать ключевые слова.



1 этап. Поиск и запись в тетрадь 7 ключевых слов:

Батыр

Карасай

битва

Тобол

Есим Хан

Докир

Олых

Проверка совпадений, занесение + в МПМ, если более 1 совпадения



2 этап. Запоминание и воспроизведение ключевых слов. Проверка, 6-7 слов, запись в МПМ.



3 этап. Перекрестный опрос по теме «Легендарный батыр Карасай»

  1. Кто в 1615 году руководил битвой у Тобола? (Есим хан)

  2. Сколько лет было в то время батыру Карасаю? (17 лет)

  3. Что сказал Карасай Есим хану, когда пленил двух жонгарских предводителей? (Любой, кто посягнет на казахскую землю, кто выступит против казахов, будет стоять перед ханом, склонив голову до земли)

  4. Что сделал Есим хан в ответ на слова Карасая? (Он благословил его и был им доволен)

  5. Что может случиться с любым воином в рукопашном бою? Какие слова это подтверждают? (Могут быть разные неожиданности, это подтверждают слова «одному батыру достаточно одной стрелы»)

  6. Случалось ли Карасаю быть на волоске от смерти? (Да, и не один раз)

  7. Как проявил себя Карасай в битве на Тоболе?(От руки Карасая погибло много вражеских воинов)

  8. Что решили сделать жонгары, не сумев остановить Карасая силой? (Они решили пойти на хитрость)

  9. Что в этой связи предпринял жонгарский батыр Докир? (подкрался сзади, накинул на Карасая петлю и сбросил с коня)

  10. Кто заметил действия батыра Докира? (Стрелок Жаксыгул)

  11. Кого сразил меткой стрелой Жаксыгул? (коня Докира)

  12. Как защищался Карасай? (скинул с себя петлю, схватил Докира за горло)

  13. Чем был охвачен Карасай, побывав во вражеской западне? (Яростью и жаждой мести)

  14. Когда он был зол, он допускал ошибки? (Да)

  15. Как звали огромного жонгарского батыра, сметавшего казахских воинов на своем пути? (Этого сильного воина звали Олых)

  16. Чем прославился батыр Олых? (он выиграл немало поединков и сражений)

  17. Состоялась ли битва между Олыхом и Карасаем?

  18. Удалось ли жонгарскому батыру победить Карасая? (Нет, не удалось. Карасай был сильнее)



  1. этап. Работа с таблицей «Известное, Специальное. Новое»

- Следующий этап нашего урока – работа с таблицей «ИСН». Вы записываете в каждую графу слова, которые на ваш взгляд являются либо специальными, либо известными или новыми. За более 60% совпадений с моими словами вы получаете +. Первый ряд будет проверять только «Известное», 2 ряд «Специальное», 3 ряд «Новое»

Текст:

Много легенд сложено народом о Карасай батыре. Карасай Алтынай-улы родился в 1598 году в Жетысу. Карасай батыр - потомок простого рода шапрашты 36 поколения, богатырского телосложения, сильный, отважный, храбрый воин, Карасай уже в 17 лет был удостоен чести быть знаменосцем казахского войска. Отец его Алтынай был провидцем. Говорят, однажды он предсказал голодную зиму, возможность джута. Однако хан не поверил ему. Юноша Карасай, по совету отца, угнал весь свой скот в прибалхашские степи, богатые тугайные низовья рек Или, Каратал. Зима действительно оказалась страшной. Во время джута погиб почти весь имевшийся у людей скот. Карасай же весной пригнал свои многочисленные стада с приплодом и предстал перед обрадованным отцом. Хан «кусал локти», да делать нечего. Мудрый Алтынай сказал сыну: «Нельзя оставлять людей в беде. Садись-ка, сын мой, на своего коня и проедь три раза через стада овец, косяки лошадей и верблюдов. По правую сторону будет наше, по другую - хана, а среднюю часть отдай сородичам». Все произошло опять так, как сказал отец, и семья Алтыная не осталась в накладе...

Как известно, казахи - кочевой народ. Чтобы прокормить несметные стада скота и тысячные табуны лошадей, им приходилось иногда надолго оставлять обжитые места. И вот, как-то казахи ушли на запад, к Азову. Возвращаются - на их земле обосновались калмыки. Ясно, что мирно не уйдут. Кликнул казахский хан клич: «Кто из батыров отважится первым войти в калмыцкую орду?» Пока все раздумывали, ринулся беркутом 17-летний Карасай на своем вороном тулпаре к врагу. Калмыки опешили, увидев мчащегося к ним тулпара без всадника. Разинув рты, они ожидали, что же будет. Прилипнувший к брюху быстроногого тулпара Карасай, подлетев к шатру со знаменем, выдернул его с древком и понесся дальше. Ахнув, калмыки погнались за ним. Завязалась битва. Немало калмыцких воинов нашли смерть от крепкого меча Карасая. Тут казахи с кличем «Карасай» кинулись на помощь. Казахи гнали врага до самых Джунгарских ворот и освободили свою землю.

Легендарный батыр Карасай был известен не только в казахской степи, но и далеко за её пределами. Не раз приходил он на помощь киргизскому народу. Джунгары, китайцы дрожали при упоминании его имени. Хан Есим присвоил Карасаю титул «Казахский Карасай батыр»

Искрометный акын Суюнбай, учитель Жамбыла, сравнил батыра Карасая со «снежной лавиной, падающей на врага».



Известное

Специальное

Новое

степи

батыр

провидец

тугайные низовья

Карасай

джут

реки Или, Каратал

тулпар

калмыки

казахи

Джунгары (жонгары)

титул

кочевой народ

Хан Есим

Суюнбай

акын

Алтынай


род

потомок


всадник

шапрашты


снежная лавина





  1. этап. Творческое задание. Написать эссе на тему «В чем проявлялась колоссальная сила батыра?» - 5 мин. Кто написал в МПМ +, не написал -.

  2. Подведение итогов урока, подсчет+, выставление оценок.

- Наш урок подошел к концу, мы благодарим всех за внимание.

8. Домашнее задание, дополнить эссе, найти толкование новых слов (3-ей графы).










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Познание мира, тема "Легендарный батыр Карасай"

Автор: Арыстанбекова Надежда Николаевна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 102830


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства