Урок в 4-м классе по курсу ОРКСЭ, модуль ОМРК. Тема: "Повторительно-обобщающий урок по курсу ОРКСЭ, модуль ОМРК"
2. проверка и коррекция знаний и умений.
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дидактические материалы |
Занятие 1 |
I. Организация деятельности учащихся | Приветствие детей. - Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ждет очень интересный урок. Давайте мысленно пожелаем успеха друг другу. | | |
II. Актуализация знаний учащихся | - Завершается учебный год, мы с вами завершаем изучать курс «Основы мировых религиозных культур». Ребята, вспомните, о чем мы говорили при изучении курса «Основы мировых религиозных культур»? - О каких религиях мы говорили? - Правильно. Мы с вами говорили о религиях, самых распространённых в России: христианстве, исламе, буддизме, иудаизме. | Предполагаемый ответ: - О возникновении, культуре, традициях, истории разных религий. - Христианство, ислам, буддизм, иудаизм. | |
III. Сообщение темы, целей урока | - И сегодня на уроке нам предстоит вспомнить основные темы курса. - Обратите внимание на таблицу. О чем мы должны будем с вами сегодня вспомнить? - В течение двух уроков нам предстоит заполнить данную таблицу. - Для дальнейшей работы я предлагаю вам работу в парах. | Ученики знакомятся с таблицей Предполагаемый ответ: - основателей религий; - священные книги; - священные сооружения; - символы; - хранителей; - святыни; - праздники. Ученики по желанию разбиваются на пары | Презентация Слайд 1 Презентация Слайд 2 (Щелчок по экрану, появляется таблица) |
IV. Основной этап занятия | - Перед вами лежит напечатанный текст. У каждой пары текст свой. Задание 1: Прочитайте текст. Постарайтесь определить к какой из религий он относится, о ком идет речь в тексте. - Правильно. Мы вспомнили о возникновении мировых религий и их основателях, о их жизни и учении. | Ученики читают предложенные им тексты. Предполагаемый ответ: - О Будде, об Иисусе Христе, Мухаммаде – основателях религий. | Раздаточный материал (Приложение 1) Презентация Слайд 3 Презентация Слайд 4 |
| Задание 2: Разгадать кроссворд. - Проверьте, правильно ли вы разгадали кроссворд. - О чем мы сейчас с вами вспомнили? - Что вы можете о них рассказать? - Молодцы, вы все рассказали правильно. Действительно, Книга, в которой записано всё то, во что верили иудеи, стала их Священным Писанием, которое они назвали Танах. Тора – часть Танаха. Священная Книга ислама – Коран. Библия – священная книга христиан. Библию называют Книгой книг и величайшим памятником истории и культуры. Библия состоит из двух больших частей: из Ветхого и Нового Заветов. Типитака – Священная книга буддизма. Означает «Три корзины мудрости». | Учащиеся разгадывают кроссворд Предполагаемый ответ: - О священных книгах религий мира. Ответы детей | Раздаточный материал (Приложение 2) Презентация Слайд 5 Презентация Слайд 6 |
| Задание 3: Игра «Угадай картинку». Пары по очереди называют номер (щелчок левой клавишей по соответствующему номеру), открывается часть картинки. Пара, которая первая опознала картинку, должна будет более подробно рассказать об открытом изображении. | Дети по очереди открывают картинку, пытаясь разгадать изображение. Предполагаемый ответ: - Священные символы религий мира. | Презентация Слайд 7 Презентация Слайд 8 |
Физминутка | | | |
| Задание 4: Из представленных фрагментов соберите картинку и наклейте ее на альбомный лист. - Что у вас получилось? - Согласитесь, красота! Давайте попробуем определить, к какой из религиозных культур относятся эти священные сооружения и обоснуем наши ответы. - Какие еще священные сооружения вы можете назвать? | Ученики собирают картинку в парах (4 пары – 4 картинки), наклеивают ее на альбомный лист. Подготавливают краткий рассказ о данном сооружении, указывая его характерные, отличительные особенности. Ответы детей | Раздаточный материал (Приложение 3) Презентация Слайд 9 Презентация Слайд 10 |
V. Подведение промежуточных итогов занятия | - О чем мы с вами вспомнили? - А скажите, сможем ли мы в одном городе увидеть памятники разных мировых религий? - А почему так бывает? | Ответы детей | |
VI. Рефлексия | - Раскрасьте тот смайлик, который соответствует вашим достижениям на уроке. | Дети раскрашивают смайлики | |
Занятие 2 |
I. Сообщение темы, целей урока | - Сегодня мы с вами продолжаем работу предыдущего урока. - На заключительных занятиях нас ждет работа по выполнению и защите ваших творческих проектов. Повторяя темы предыдущих уроков, вы сможете определиться с темами проектов. - О чем мы говорили на прошлом уроке? | Ответы детей | |
II. Основной этап занятия | - Подумайте, что объединяет слова, записанные на доске? (Слова: раввин, епископ, священник, диакон, умма, имам, хафиз, сангха, лама) - Какую роль играли хранители предания в религиях мира? Работа с понятиями: Хранитель Предание Диакон Священник Епископ Раввины Умма Имам Муэдзин Хафизы Са́нгха Лама | Предполагаемый ответ: - Хранители предания в религиях мира. | Презентация Слайд 11 Презентация Слайд 12 |
| - Ребята, обратите внимание на экран и посмотрите небольшой видеоролик. Задание: По ходу просмотра видеоролика подумать о чем он. - Что такое паломничество? Работа с понятиями: Паломничество Паломник - Как называется паломничество у мусульман в Мекку? (Хадж) - Как называется паломничество у буддистов по святым местам? (Накхор) - Каждый верующий в своей жизни стремится посетить святые места, имеющие особое значение для представителя веры с целью поклонения и молитвы (исцеления), прикоснуться к истокам религии, глубже проникнуть в понимание своей веры. - Назовите святые места паломничества различных религий. | Просмотр видеоролика Предполагаемый ответ: -Паломничество к святым местам. Ответы детей Ответы детей | Видеоролик «Паломничест во» (Приложение 5) Презентация Слайд 13 Презентация Слайд 14 |
| - Ребята, посмотрите внимательно на слайд и попробуйте определить, что изображено на картинках. - Давайте их назовем. К каким религиозным культурам они относятся? (Пасха, Курбан-байрам, Ханука, Сагаалган) - О каких обычаях, традициях народов России рассказывают эти праздники? - Есть ли еще праздники? - Для того чтобы их вспомнить мы с вами разобьемся на группы. Задание: Каждая группа должна расположить карточки в нужных секторах, соотнести религию, название праздника и событие, с которым связан данный праздник. - Проверьте, правильно ли вы справились с заданием. - Считаете ли вы, что эти праздники важны для тех народов, которые исповедуют ту или иную религию? | Предполагаемый ответ: - Религиозные праздники. Ответы детей Ученики в группах выполняют задание Проверяют правильность выполнения задания | Презентация Слайд 15 Щелчок по слайду, появляются названия праздников Раздаточный материал (Приложение 4) Презентация Слайд 16 Презентация Слайд 17 |
Физминутка | | | |
| - Ребята, как вы думаете, мы достигли цели, поставленной в начале урока? - Обратите внимание на экран, посмотрите, какая большая таблица у нас получилась. | Ответы детей | Презентация Слайд 18 |
V. Закрепление | - Ребята, а теперь мы займем рабочие места у компьютеров. Но, перед началом работы вспомним правила работы за компьютером. Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся | Ученики забивают свои данные (Ф.И., класс) и выполняют тестовые задания на ПК | Тест (на 8 ПК открыт тест) Приложение 6 |
Определение тем творческих проектов | - Что такое проект вы уже знаете. А вот с темами ваших творческих проектов для защиты на заключительных уроках вам необходимо определиться сегодня. | Дети определяются с выбором тем творческих проектов | |
VI. Итог урока | - Как вы думаете, важно ли для каждого человека уважать культурные ценности представителей другой культуры? Почему? | | |
VII. Рефлексия | Рефлексивный тест: - Я узнал(а) много нового. - Мне это пригодится в жизни. - На уроке было над чем подумать. - На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы. - На уроке я работал(а) добросовестно | | |
VШ. Домашнее задание | Начать работу по выполнению творческого проекта. Обратиться за помощью к родителям, библиотекарю, учителю. | | |