-Учить воспринимать и перерабатывать содержание материала;
-Обогащать словарный запас;
-Воспитывать доброту, милосердие, бережное отношение к род-
ной природе.
Оборудование:
опоры, портрет Ч. Айтматова, его произведения ( выставка ), кар-
тина с изображением маралов, видеофильм об оленях – маралах.
Словарные слова:
Раздумья – думы, мысли по поводу чего–либо.
Мните – придумываете, думаете.
Слепок – что-нибудь слепить из лепкого материала.
Лик – образ, лицо.
Племя – род ( от слова родственники ).
Бугинцы – племя, род.
Валуны – прибрежные каменные глыбы.
Оцепенел – замер, стал неподвижным.
Тугай – густые заросли в речных долинах.
Оторопел – растерялся от неожиданности, удивления.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И работать захотели.
-С каким настроением вы готовы работать сегодня на уроке?
-У кого есть желание узнать сегодня что-то новое?
-Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?
-СООБЩЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА.
1.ВСТУПЛЕНИЕ.
Сегодня у нас серьезный урок. Это урок – раздумья над такими вопро-
сами, которые решает для себя каждый человек. Как вы понимаете, что
такое раздумье?
(Раздумье – это думы, мысли по поводу чего – либо).
Прочитайте по какой теме мы будем сегодня работать, как она называется?
« Земля, научи меня быть благодарным».
Какое прогнозирование даете вы? То есть о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Мы будем говорить сегодня о том, каким должен быть человек
по отношению к природе, о доброте, о милосердии, о нравственности
по отношению к ней.
После проблем мира и войны проблема человека и земли, челове-
ка и природы – самая важная в наше время. Эту проблему включают в
себя и многие произведения уроков литературы и чтения. Эта проблема
очень важная и главная. « Природа, животный мир так же бесценны, как
музыкальные произведения, памятники старины, сокровища искусства
и литературы».
( На доску прикрепляю название проблемы « Человек и природа «).
Эпиграфом нашего урока я взяла следующие слова:
« Не то что мните, вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык «.
( Ф.И.Тютчев ).
Как вы понимаете слова Ф.И.Тютчева?
( Слушаю детей, подвожу итог ).
2.ОПРОС ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Что было задано на дом?
На дом были заданы следующие вопросы:
1ряд. Чем является для вас природа?
2ряд. Что или кого вы видите в ней?
3ряд. Как практически охранять природу?
1-3ряду. Способна ли природа мстить человеку?
Опрос домашнего задания. После каждого вопроса подводится итог.
Читают хорошо читающие ученики.
Итог по первому вопросу.
Живая природа для всех граждан должна быть неприкасаемой-
наблюдай, слушай, чувствуй, но рукам воли не давай. Ну, а если хочешь
попользоваться дарами природы - дикорастущими ягодами, грибами,
рыбой, дичью, то прежде, чем взять научись правильно собирать и
ловить, различая, что можно, а что нельзя. И такое правильное ваше поведение – уже вклад в дело сохранения живой природы. Научите этому и других.
И еще одно правило: будучи в природе, не засоряйте ее и не загрязняй-
те. Поступайте так же, как в своем доме: намусорил – убери
Итог по второму вопросу.
Природа для меня огонь, вода, ветер, камни, растения, животные –
все это части разбитого единого существа. А человек и природа – это
разум великого существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю приро-
ду в единство.
Итог по третьему вопросу.
А как практически охранять живую природу, как беречь животных,
растения, чтобы выполнить свой гражданский долг? Посоветовать можно следующее.
Прежде всего, находясь в природе, в лесу, на лугу, на берегу озера или
реки, относитесь ко всему окружающему, как к своему собственному
добру. В своем доме или на садовом участке мы не обрываем листья у
комнатных растений и не ломаем ветки цветущих яблонь или вишен.
Это наше. Но, попав в дикую природу, многие люди считают, что она
ничейная, что вреда не будет, если наломать ворох цветущей черемухи,
поймать птенца, ежика, бельчонка и привезти их для временной забавы.
Некоторые разоряют муравейники и смеются, когда бедные муравьишки
бегают, беспокоятся, суетятся без дома. Иногда люди ловят бабочек
или красивых жуков, засушивают их просто так, для памяти.
Вот так по капельке человек наносит вред природе.
Итог по четвертому вопросу.
«Мы называем землю матерью, матушкой, кормилицей, поем ей гимны
и славословим. Это лишь на словах. На самом деле мы поступаем с ней
безнравственно и жестоко, мы давно забыли, что она живая. Как все
живые, она ждала милосердия. Но произошло отчуждение».
( В. Белов ).
ФИЗМИНУТКА.
3.ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Ребята, тема « Человек и природа « самая актуальная и нужная. И моя
задача – постараться так сегодня донести ее вам, чтобы всколыхнуть
ваши чувства, дойти до глубины вашей души, разбудить мысли и сердце.
А вы должны мне помочь.
Подтверждением тому повесть Ч. Айтматова, прочитайте как называ-
ется?
( « После сказки или Белый пароход « ).
-ПРОГНОЗИРОВАНИЕ: Как вы думаете о чем или о ком пойдет разговор в этой повести?
Ответы детей…
А написал ее Чингиз Торекулович Айтматов.
ИЗ БИОГРАФИИ.
Чингиз Торекулович Айтматов – народный писатель Кыргызстана.
Он учился сначала в зооветеринарном техникуме, а потом окончил сель-
скохозяйственный институт. У него даже профессии связаны с приро-
дой и животными. Он написал много прекрасных произведений. По всем
данным Ч. Айтматов самый читаемый в мире. В каждом его произведе-
нии проблема « Человек и природа « встает как самая главная не только сейчас, но и в будущем на всей земле.
( Выставка книг Ч. Айтматова ).
Перед тем, как начать читать, я хочу ввести вас немножко в эту повесть, в сказку Рогатой Матери – Оленихи, так как мы будем читать не
всю повесть, а только отрывок.
-ВИДЕОСЮЖЕТ И НЕБОЛЬШАЯ БЕСЕДА ОБ ОЛЕНЯХ – МАРАЛАХ.
( готовят дети )
-СРАВНЕНИЕ. С каким домашним животным можно сравнить оленей?
Найдите 5 признаков сходства и 5 признаков отличия.
Когда–то давным–давно на берегу большой и холодной реки Энесай,
которая протекает в Сибири, по преданию, жило одно киргизское племя.
теперь эта река называется Енисей, а в ту пору она называлась Энесай,
про нее и песня есть:
« Есть ли река шире тебя, Энесай?
Есть ли земля роднее тебя, Энесай?
Есть ли горе глубже тебя, Энесай?
Есть ли воля вольнее тебя, Энесай?
Нету реки шире тебя, Энесай,
Нету земли роднее тебя, Энесай,
Нету горя глубже тебя, Энесай,
Нету воли вольнее тебя, Энесай.
Племя полностью было уничтожено врагами, только остались мальчик
и девочка, которых вымолила Рогатая Мать – Олениха у Рябой Хромой
старухи, которой хан приказал убить детей. А детям Мать – Олениха ска-
зала: « Теперь я ваша мать, вы мои дети. Поведу я вас в далекий край, где
лежит среди снежных гор горячее море Иссык-Куль. Стал постепенно множиться род Бугу - род Рогатой Матери – Оленихи. Стал большим и
сильным род бугинцев на Иссык-Куле. Чтили Рогатую Мать – Олениху
бугинцы как святыню, пока сыновья одного богатого, очень знатного
человека не послали охотников убить марала, срубить ему рога, чтобы
установить на гробнице отца.
С этого и пошло. Великое несчастье свалилось на потомство Рогатой
Матери – Оленихи. Чуть ли не каждый стал охотиться на беглых маралов.
Не стало житья от пуль и гончих собак. Осталось их столько, сколько на
пальцах нетрудно пересчитать. Обиделась она крепко на людей, « попро-
щалась с Иссык – Кулем и увела последних детей своих в другой край, в
другие горы.
-Ребята, кого заинтересовала эта повесть и у кого есть желание узнать
судьбу Рогатой Матери – Оленихи?
ДЕЙСТВУЮШИЕ ЛИЦА:
-дед Момун
-его дочь
-Орозкул – грубый и злой муж дочери, который постоянно обижает всех.
-Кокетай
-А главный герой повести – мальчик, внук деда Момуна, который остал-
ся без родителей и вынужден был жить в доме грубого Орозкула.
Единственным счастьем у мальчика была надежда встретить Рогатую
Мать – Олениху, о которой рассказал ему дед Момун. Он верил, что она
спасла весь род человека, поэтому должна помочь и каждому обижен-
ному ребенку.
5.ЧТЕНИЕ ПОВЕСТИ « ПОСЛЕ СКАЗКИ ИЛИ БЕЛЫЙ ПАРОХОД» Ч. АЙТМАТОВА.
-ВОПРОСЫ ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ:
1.Понравился ли вам отрывок?
2.Что особенно тронуло вас?
3.Какое настроение было после прочтения отрывка?
4.Подтвердились ли ваши предположения?
-Чтение отрывка учителем и хорошо читающими детьми.
-ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ 1 ЧАСТИ.
1.Каким представил перед вами дед мальчика?
(Он стал совсем маленьким и стареньким ).
2.Почему он побежал к своим любимым валунам?
( Он был впечатлительный и влюбленный в свои родные горы. Людям,
когда бывает плохо, хочется уединиться, побыть одному ).
3.О каких свойствах характера мальчика говорят камни, наделенные
именами?
( О внимательности ).
4.Почему мальчик плакал навзрыд и горько?
( Ему было обидно за деда ).
5.Опишите встречу мальчика с маралами.
( Он оцепенел от неожиданности ).
6.Как они пили воду? Найдите и прочитайте в тексте.
( Они пили воду…).
7.Как смотрел рогач на мальчика?
( Внимательно ).
8.Какой он увидел Рогатую Мать – Олениху?
( Белая бокастая олениха с короной тонких ветвистых рогов на голове ).
9.А молодой телок? Что он делал в это время?
( Объедал ветки тальника ).
10.Опишите картину встречи мальчика с маралами.
11.Какие чувства испытал мальчик, встретив Рогатую Мать – Олениху?
( Он обрадовался, потому что ее образ для него, лишенного ласки, стал
самым дорогим ).
-ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ 2 ЧАСТИ.
1.Каким он увидел деда? Почему дед не слышал? О чем говорил его
далекий взгляд?
( Все говорило о том, что случилось что-то страшное ).
2.Как вел себя дед?
( Странно ).
3.О чем он не мог произнести ни слова?
( О правде ).
4.Почему он не сказал мальчику правду?
( Он не мог, потому что всю жизнь рассказывал внуку сказку о силе
Рогатой Матери – Оленихи ).
5.Как это характеризует деда?
( Страх за внука, что он узнает жестокую картину действительности).
6.Прочитайте ту часть повести, в которой мальчик видит страшную и
жестокую картину правды.
( Чтение детьми ).
7.Каким увидел мальчик Орозкула и Кокетая? Какие чувства испытыва-
ете вы к ним?
( Ненависть, презрение ).
8.Почему мальчик оторопел?
( Потому, что увидел под стеной сарая маралью голову, четыре ноги с
копытами, кучу мяса и ободранную шкуру ).
9.Какие чувства испытал ребенок от увиденного?
( Ужас. Шок. Хотел бежать, ноги не повиновались, окаменел, не соображая как и почему все это произошло ).
Мальчику и раньше приходилось наблюдать разделку мяса животных,
ведь человек им питается. Но в данном случае с убийством маралихи
убита мечта, вера, надежда. Этим заканчивается отрывок. Естественно, вас заинтересовало продолжение повести.
Что случилось с мальчиком? Как он повел себя после случившегося?
Определите его судьбу дальше.
-ПРИДУМАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАЗКИ.
( Выслушать мнение детей ).
Случилась трагедия: чтобы спасти от расправы злого и жадного
Орозкула свою дочь и внука, именно он ( дед ) убил белую маралиху.
Мальчик с ужасом увидел, как взрослые люди, в том числе и его дед, ла-
комились маральим мясом. Потрясенный он не смог смириться с убий-
ством священного для него животного. Находясь в шоковом состоянии
он хочет уйти из этого жестокого мира. В бреду погружается в воды реки
, чтобы уплыть как рыба к своей мечте – БЕЛОМУ ПАРОХОДУ, который
плавает в Иссык Куле.
Писателя упрекали в жестокости. Но он считал, чтобы воспитать
настоящего человека, надо показывать и реальную правду, какой бы
горькой она не была. СТОИЛО ЛИ ТАК ПОСТУПАТЬ МАЛЬЧИКУ, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?
Ч. Айтматов сам потрясен трагической гибелью мальчика:
«Ты отверг то, с чем не мирилась твоя детская душа. И в этом мое утешение. Ты прожил, как молния, однажды сверкнувшая и угасшая.
А молнии высекаются небом. А небо вечное. И в этом мое утешение. И в том еще, что детская совесть в человеке – как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастает. И чтобы не ждало нас на свете, правда пребудет вовеки, пока рождаются и умирают люди».
_ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ.
-СЛОВЕСНОЕ ОПИСАНИЕ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ ( мальчик, дед Момун, Орозкул ).
-Какова главная мысль?
Важно, что в вас я старалась посеять семена любви и сострадания к хорошим, слабым беззащитным людям, как дед Момун и мальчик, а также осуждения тех, кто убивает мечту и сказку в нашей жизни.
6. ИТОГ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
« Мы все должны беречь природу, охранять ее богатства. Как же мы – рядовые граждане должны практически выполнять эти обязанности перед всем нашим обществом?
Коротко ответить на этот вопрос невозможно, ибо природа это понятие не однозначное. Охрана природы – это защита всей окружающей нас среды от разрушения и загрязнения в целях обеспечения наиболее благоприятных условий существования жизни на всей планете, удовлетворения потребностей ныне живущих и будущих поколений всего человечества ».