Цель: научить детей разным способам посадки картофеля.
Задачи:
Образовательные:
- вспомнить биологические особенности картофеля;
- познакомить детей с разными видами посадки картофеля( целыми клубнями, верхушками клубней, ростками);
Развивающие:
- развивать интерес к овощеводству;
-активизировать познавательную деятельность учащихся;
-продолжить формирование аналитического мышления;
-способствовать развитию кругозора, интереса, интеллекта у детей
Воспитательные:
- воспитывать дружелюбное отношение в коллективе;
-воспитывать коммуникативные отношения между детьми.
Оборудование:инструктивныекарточки, лопаты, грабли, ведра, посадочный материал, материал для разметки( веревки, линейка -длиной 35 см.).
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Тип занятия: комбинированный.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Ожидаемые результаты:
- приобретение знаний и умения по посадке картофеля разными способами;
- приобретают познавательный интерес к разным способам выращивания картофеля;
- формируется положительное отношение к труду и его результатам;
- умение самостоятельно делать выводы .
Ход занятия.
1.Организационный момент
2. Повторение пройденного материала
3.Изучение нового материала
3.1.Биологические особенности картофеля
3.2. Способы размножения картофеля
4. Физкультминутка
5. Практическая работа
6.Закрепление нового материала
7.Итог занятия
8. Рефлексия
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте ребята
Психологический настрой
Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумаете, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего воздуха, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг другу.
Повторение пройденного материала.
Прежде чем мы продолжим изучать огромный мир овощных культур, мы с вами поиграем и вспомним, какие овощи растут у нас на участке.
РЕДЬКА ФАСОЛЬ РЕДИС ВИШНЯ ДАЙКОН СМОРОДИНА КАПУСТА САЛАТ.
Собери слово из слов: красивый арбуз, резать торт, овощи, февраль, ель, липа и прибавьте Ь.
Повторение пройденного материала игра «Синквейн».
Подберите синоним к сущ. картофель( что это?), ( овощ, корнеплод, продукт питания, крахмал). Назовите прилагательные( какой?), к сущ. картофель ( круглый, овальный, твердый, вкусный, мягкий отварной). Назовите агротехнические приемы (что делать?) которые применяются при выращивании картофеля ( сажать , проращивать, поливать, окучивать, подкармливать, бороться с вредителями). Составьте предложение из 4 слов о картофеле.
Изучение нового материала.
Демонстрация видеоролика 1 ( 2мин).
Сейчас поговорим о картофеле, его биологических особенностях
Картофель – овощ, который растет кустом, имеющий несколько травянистых стеблей, высота 80-90 см. Корни развиты слабо и располагаются в самом верхнем слое почвы. Листья сложные, состоят из отдельных листочков. Картофель имеет подземные стебли, которые называют столонами. Они белого цвета. Их концы утолщаются и превращаются в клубни. Клубни бывают округлой, овальной и удлиненной формы. Сверху клубень покрыт кожурой белого, желтого, розового и красного цвета. На поверхностиесть углубления – глазки. Мякоть может бытьбелой светло – желтой. В глазках расположены почки. После посадки клубня в почву, почки прорастают и образуются стебли, листья, корни. В картофеле содержится более 30 элементов таблицы Менделеева, витамины С, В, РР. Крахмал, которым богат картофель, используется в кулинарии и медицине. Одно правило большой экологической значимости: не перекармливать картофель минеральными удобрениями, иначе нарушится в клубнях соотношение полезных для человеческого организма веществ. Картофель лучший предшественник для большинства овощных культур.
Показ видеоролика 4.
Перед посадкой необходимо картофель прорастить, в начале марта картофель выкладывают на проращивание, во время проращивания клубни обрызгивают водой (проращивают 30-35 дней).Пророщенный картофель кладут глазками и корешками кверху. Сегодня мы с вами будем осуществлять посадку картофеля тремя способами 1- посадка целыми клубнями , 2- посадка верхушками клубней, 3- посадка частями клубней ( ростками).
Показ отррывка видеоролика 2.
Существует такой способ выращивания картофеля как из семян- двулетний, срок посева тот же что и при посадке клубней. Осенью собирают севок картофеля убирают на хранение на зиму. А весной производят посадку севка. Этот способ используется для выведения новых сортов.
Подготовка посадочного материала картофеля.
Перед посадкой мы с вами проращивали клубни в течении 4-5 недель на свету. Посмотрите на подготовленный посадочный материал. Мы будем сажать картофель разными способами (верхушками клубней, целыми клубнями, ростками).
Разложим посадочный материал по коробкам.
Схема посадки картофеля: клубни укладывают в ямки на расстоянии 35см друг от друга, расстояние между бороздами равно 70 см, глубина посадки 30-40см. Посадка: в ямку закладывают удобрение (минеральное), смешивают с землей и засыпают.
Сегодня мы будем сажать картофель разными способами:
1-целым клубнем.Как вы это понимаете?
Клубни проращивались в ящиках с опилками и поливались водой и питательным раствором минеральных удобрений.
2-верхушками клубней. Как вы это понимаете?
Давайте приготовим верхушки клубней для посадки (разрежем картофель на части). Уложите их в коробку такими верхушками, так мы будем осуществлять посадку.
- Посмотрите, какие выросли ростки на клубнях. Мы отломим эти ростки и подготовим их к посадке, т.е. мы подготовили посадочный материал для следующего способа посадки – ростками. Расскажите как мы получили такие ростки?( клубень засыпают землей и поливают, каждая почка прорастает и дает росток, побег - клубень вынимают, отделяют ростки с корешками).
В результате посадки картофеля разными способами мы сможем понаблюдать и сделать соответствующие выводы-какой способ лучше использовать при посадке картофеля.
Физкультминутка.
Встаньте вкруг в руках клубень картофеля. Назовите блюдо из картофеля и передайте его следующему.
Прежде чем отправиться на УОУ вспомним « Правила охраны труда и т\б».
1.Одежда должна соответствовать погодным условиям.
2. Работа на УОУ осуществляется только в перчатках.
3.С/ Х инвентарь берут заостренной частью вниз , не передавать с/х инвентарь броском, не класть на землю острой частью вверх, не направлять на себя и на других.
4.Очистку почвы производят с помощью инвентаря ( грабли, лопаты ).
5.По окончании с/х работ сдать инвентарь, очистив его от загрязнений и вымыть руки с мылом.
Прочитаем последовательность работ которые нам необходимо выполнить.
Закрепление
Послушайте рассказ и найдите в нем ошибки
Почву перед посадкой глубоко копаем .
Вносим свежее органическое удобрение.
Клубни обрабатываем кипятком , чтобы уничтожить гнилостные бактерии.
После посадки через каждые 7 дней обильно поливаем почву.
После появления всходов производим повторное перекапывание междурядий.
В течение вегетативного периода перед дождями рыхлим почву.
Для борьбы с колорадским жуком мы скашиваем всю ботву.
Осенью собираем небывалый урожай.
- Я раздам вам карточки где вы ответите на вопросы ( педагог раздает карточки вегетативного размножения картофеля)
Итог занятия
- Что вы сегодня узнали нового?
Предлагаю вам решить задачу .
Задача:
На 1 метре размещается 3 клубня картофеля ( расстояние между клубнями 35 см) общей массой клубней 150гр. Подсчитать сколько клубней картофеля, необходимых для посадки 5метров. Подсчитайте массу клубней необходимые для посадки 5 метров.
Назовите свои ответы ( 5кг 250гр.)
Итоговая рефлексия.
Посмотрите на фотографии 3 девочек ( первая предлагает проголосовать за нее тем у кого все получилось ,2- тем у кого сегодня на занятии были проблемы, а 3- тем у кого ничего не получилось)
Литература:
Онегов А.С. Школа юннатов. Твой огород. – М.: Детская литература, 1982.
Большая книга огородника // Ред. кол.: Ю.Г.Хацкевич. – Мн.: Харвест, М.: АСТ,2001.
Ганичкины О. и А. Все об овощах. – М.: Оникс, 2007.
Д-р Хессайон Д.Г. Все об овощах. – М.: Кладезь – Букс, 2007.
Широков Е.П. Технология хранения и переработка плодов и овощей. – М.: Колос
Небесный С. Юным Овощеводам. – М.: Детская литература, 1985, 1980.
Инструктивная карточка
Посадка картофеля
1.Охрана труда и техника безопасности.
2.Подготовить посадочный материал картофеля.
3. Разметить борозды.
4.Подготовить лунки на расстоянии 35см (глубина30-40см.)
5.Разложить в лунки удобрение(1ст.ложка на лунку, перемешать с землей)