Просмотр содержимого документа
«"Полезные ископаемые.обобщение по теме"»
ГУ «Раздольная средняя школа отдела образования Наурзумского района»
Урок познание мира
Тема:
«Полезные ископаемые.
Обобщение по теме»
Учитель: Рахметова А.А
Класс: 3 «Б»
2016 – 2017 учебный год
Класс: 3
Предмет: познание мира.
Тема: Полезные ископаемые. Обобщение по теме.
Цель: Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых, расширение кругозора, бережного отношения к природным богатствам.
Задачи:
1. Закрепить знания учащихся по классификации полезных ископаемых, свойствах и их применение человеком.
2.Развивать умения ориентироваться на карте Казахстана, находить месторождения полезных ископаемых по их условным обозначениям; развивать мышление, наблюдение, память и речь учащихся.
3.Воспитывать в детях чувство патриотизма и гордость за свою страну, бережного отношения к природным богатствам.
Оборудование: «дерево познания», стикеры -«яблоки», настроение – «солнышко», «светофор», кроссворд, памятки по характеристики п.и., загадки, карта Казахстана, карточки с заданиями, картинки п.и., учебник «Познание мира» 3 класс, г. Алматы, издательство «Атамура», 2014
Встанем в круг, передавая этот волшебный цветок, говорим пожелания друг другу на сегодняшний урок. Настроение каково? - Во! (показывают большой палец). А теперь разделимся на группы. Подходят, берут картинки с изображением п.и. А теперь догадайтесь, к какой группе п.и. относитесь по картинкам.
1) Деление на группы по картинкам полезных ископаемых.(2 мин)
1 группа: каменный уголь, газ, нефть - горючие полезные ископаемые.
Оценивание будет проходить в виде «светофора»: красный цвет означает – «5», желтый - «4», зеленый- «3». Если ответ правильный дает др.группе кружок кр.цвета, если неполный ответ, то кружок зеленого цвета.
А теперь проверим д/з. Одна группа задает вопросы др.группе .
2.Проверка д/з. - виды полезных ископаемых.(5 мин.)
Прием «Горячий стул».(опираются на картинки полезных ископаемых.) с каждой группы выходят по одному ученику и задаете по 2 вопроса по теме.
На доске критерии оценивания ответов. Прием «Светофор».Оценили.
3.Постановка цели урока.
- Сегодня на уроке, мы с вами проверим наши знания при помощи кроссворда, который также поможет вам узнать тему урока. Этот кроссворд нам загадал один зверёк, который поможет нам узнать на уроке много интересного и необычного, а кто он – вы мне сейчас скажете. Отгадывают загадку.
Я, друзья, подземный житель
Землекоп я и строитель.
Землю рою, рою, рою
Коридоры всюду строю,
А потом построю дом
И живу спокойно в нём. (крот)
- Верно, это крот. А теперь разгадайте его кроссворд. (10 мин.) вписываете в пустые клетки отгаданное слово.
1. Это твердое нерудное полезное ископаемое, его используют в строительстве памятников, мостов.(гранит)
2. Из него изготавливают точильные камни.(песчаник)
3. Его получают из песка.(Стекло)
4. Это твердое нерудное полезное ископаемое, которое используют в строительстве, обладает прочностью. (мрамор)
5. Он является хорошим фильтром, используют для очистки воды.(песок)
6.Его называют «голубым» топливом, используют и для приготовления пищи.(газ)
7.Это темно-коричневого цвета маслянистая жидкость.(нефть)
8.Его главное месторождение - Жезгазган.(медь)
9.Это глубокие колодцы, места добычи каменного угля, руды.(шахты)
10.Он служит для удобрения полей, огородов.(известняк)
Вы заметили, что пока мы с вами отгадывали кроссворд, на нём по-вертикали выступали буквы, которыесложили слово. Прочитайте ключевое слово «ископаемое».
- Что обозначает это слово? ( ответы учеников)
4.Сообщение темы урока.
- Сегодня мы с вами обобщим знания о подземных богатствах земли, полезных ископаемых в нашей стране. Казахстан богат полезными ископаемыми. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве – это полезные ископаемые. Они встречаются в различных районах нашей страны. Некоторые залегают на большой глубине, другие добывают прямо с поверхности земли.
5. Работа по учебнику: стр.86-95. 10 миндля подготовки.
За это время вы должны выполнить задание.Расскажете по плану
Задание группам: составить постер о полезных ископаемых, которые входят в вашу группу и рассказать все о них по плану, которые лежат перед вами. (план раздать каждой группе )
План:
1) Название полезного ископаемого.
2) Основные свойства.
3) Применение.
4) Где и как добывают.
2) Защита постера: рассказывают об их свойствах, способа добычи, главные, месторождения и его использование в народном хозяйстве.(5 мин).
Работа по карте: показ главных месторождений нефти, газа, угля, руды, виды руд: алюминиевые, цинковые, медные, железные.
Дополнительно о нерудных полезных ископаемых(перечислить, их свойства, где применяется и для чего.)
5.Физкультминутка.
Повторяем движения. А теперь немного отдохнем. (2 мин.)
Каждой группе по две загадке, отгадку вы нарисуете на листе бумаги и расскажете все, что знаете о них. Другая группа оценивает выступающую группу и дает соответствующий кружок.
І группе «Горючие полезные ископаемые»
1.Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг,
Дома, ступени, постаменты.
Красивы будут и заметны.(гранит)
2.На кухне у мамы,
Помощник отличный
Он синим цветком
Расцветает от спички. (газ)
ІІ группе «Рудные полезные ископаемые»
1.Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже.(песок)
2.Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?(нефть)
Защита групп своих постеров о полезных ископаемых.(2 мин.)
7.Рефлексия: (2 мин.)
1. - Можем ли обойтись без полезных ископаемых? Почему? (Ответы учащихся: - нет, не смогут строить дома, ездить машины, летать самолеты, закончатся лекарства, краски, различные строительные материалы)
2. - Как вы думаете, можно ли восстановить полезные ископаемые в тех местах, из которых люди их берут на свои нужды, и там, где они уже закончились? (К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Они образовывались в недрах земли за миллионы лет)
Значит, какой вывод мы можем сделать об охране полезных ископаемых?
Воспит.момент.(Человек обязан бережно и экономно использовать ресурсы нашей земли, чтобы в конце концов они не истощились). Добывая полезные ископаемые, нужно помнить об охране окружающей среды и не наносить ущерба природе.
- На «яблоках» напишем свое отношение к уроку(1интересно.2. познавательно. 3.скучно и повесьте их скорей на «дерево знаний». Оно заждалось ваших «яблок».
8.Подведение итога. Обратная связь.(2 мин.)
- Подведем итог урока. А что же вы усвоили на уроках? Это проверит еще один хранитель подземных секретов.
Ученики выходят по одному и снимают замочек. На другой стороне вопрос.(За правильный ответ получают кружочек)
1. Дать определение понятию – полезное ископаемое.
2. Какие полезные ископаемые используют в строительстве?
3. Какие полезные ископаемые используют как топливо?
4. Какие полезные ископаемые используют в быту?
5.Что такое месторождение?
6.Кто такой геолог?
7.Что относится к рыхлым породам?
По окончанию вопросов переворачиваем карточки, читаем слово – МОЛОДЦЫ
- Вы сегодня хорошо поработали, работали активно и быстро.
9.Выставление отметок. (1 мин.)
- Посчитайте, сколько собрали кружков. (Выставляю оценки за урок с комментированием)
- За активное участие на уроке, отличившимся ученикам хочу прикрепить эти смайлики. Я думаю, что они достойны их носить. Давайте поаплодируем им.