kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поле-природное сообщество

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок окружающего мира может быть использован по любому УМК автора Плешакова ( "Перспектива", "Школа России") при изучении природных сообществ. Данный материал можно использовать как дополнительный (загадки, пословицы) по внеурочной деятельности в рамках ФГОС или про проведении классного  или клубного часа в группе продлённого дня. Все этапы урока чётко соблюдены и соответствуют ФГОС НОО.

Данный урок построен по технологии развивающего и системно-деятельностного обучения. У обучающихся развиваются такие учебно-интеллектуальные умения как анализ, синтез, обобщение и другие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поле-природное сообщество »

Конспект урока окружающего мира

«Поле – природное сообщество»

4 класс


Цель:

сформировать представление уч-ся о поле, как о природном сообществе


Задачи предметные:

-познакомить с разнообразием растений и животных поля, показать связи между ними;

Задачи метапредметные:

-развивать логическое мышление детей через установление причинно-следственных связей, сравнение, развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать;

-развивать познавательный интерес, умение рассуждать и делать соответствующие выводы из наблюдения;

- развивать кругозор детей, наблюдательность, внимание;

раскрыть значение поля, воспитывать бережное отношение к природе, -воспитание коммуникабельности, доброжелательного отношения друг к другу.

-воспитывать уважение к труду людей, выращивающих их.


Оборудование: мультимедиа-презентация, гербарии


Ход урока.


Этапы урока,

Содержание урока

учебные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (в том числе возможные варианты ответов).

1.Организационный момент


подготовка учащихся к работе



0,5 минут

Прозвенел звонок на урок. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.


На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.


Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.


Слайд 1

«Урок окружающего мира»

проверяют готовность к уроку и правильную посадку за партой

2. Повторение пройденного


5 минут

Посмотрите в окно.

-Какое время года наступает?

Зимой природа отдыхает, спит, ждёт пробуждения. Тревожить ее нельзя, нельзя вредить. Ведь в ней все тесно взаимосвязано: животные и растения, вода и земля.

 И чтобы не навредить случайно природе, мы должны ее изучать, а поможет нам в этом путешествие в природу. А вот, конкретно, в какое место мы сегодня отправимся, вы узнаете, выполнив задание.

Ответив верно на вопросы теста, вы получите слово, относящееся к теме нашего урока.

    1)  Самый верхний ярус образован…

         с) деревьями;

         т) травами;

         у) кустарником.

    2)   Средний ярус - это …

         м) мхи и лишайники;

         н) дубы, березы, клены;

         о) боярышник, малина, орешник.

   3)   На дереве обитают …

        о) дятлы, клесты;

        п) кроты, землеройки;

        р) волки, землеройки.

4)   Грибы необходимы …

        а) для красоты;

        б) для питания животных, для того, чтобы помочь корням деревьев всасывать воду из почвы.

  5)   Жуки – короеды приносят лесному хозяйству …

       ш) пользу;

       щ) вред.

  6)   Лесная подстилка …

       е) помогает состоянию почвы;

       ж) вредит состоянию почвы.

  7)   Бурый медведь – животное …

       р) травоядное;

       с) хищное.

  8)   Плоды всех растений употребляют в пищу.

       с) да:

       т) нет.

  9)   В лесу много подроста. Это …

        б) плохо;

        в) хорошо.

 10) Растения не могут жить без животных, а животные – без растений.

        о) не могут;

        п) могут.

- Какое получилось слово?

- Что такое природное сообщество?











-Какие вы знаете сообщества?











зима











тесты у каждого ученика









выбирают правильный ответ и записывают букву






























сообщество


Слайд 2 «Сообщество»

совместное существование растений и животных, живущих на одной территории, тесно связанных между собой»



сообщество леса, луга, пресного водоёма


Слайд 3.

«Природные сообщества»


3. Актуализация знаний и сообщение темы урока.




4 минуты

Сегодня будем говорить также о природном сообществе, которое очень похоже на луг, но и значительно от него отличается.

Попробуйте его отгадать по следующим признакам:

- природное сообщество очень похоже на луг;

-располагается в низинах, на равнинах у рек;

-человек выращивает на нём культурные растения.


- Догадались?


Верно, мы побываем на поле, узнаем, какие растения и животные там обитают, как они связаны между собой, какое значение имеет поле для человека.

(Звучит русская народная песня «Русское поле»)


Давайте сравним два природных сообщества: луг и поле.

Перед вами 2 репродукции картин Шишкина «Рожь»

и Левитана «Избушка на лугу».

-Что изображено на первой картине?



- На второй?



-Чем похожи эти природные сообщества?




-Чем отличаются?









- Какие растения называют культурными?



- Где растут культурные растения?

Сравним эти природные сообщества.












да, это поле



Слайд 4.

 «Поле –  природное сообщество»



Слайд 5 с картинами


поле, на котором зреет урожай


луг, а на лугу избушка


растут травянистые растения



На полях растут растения, за которыми ухаживает человек, они культурные, а на лугу – дикорастущие травы



за ними ухаживает человек




Слайд 6

«Поле, сад, огород»



4. Открытие нового знания




15 минут

Сегодня мы отправимся в путешествие по бескрайним полям нашей Родины.

- Ребята, кто из вас, находясь у бабушек и дедушек в деревне или на даче, видел поле?

- А, может быть, кто-нибудь вспомнит, какие растения там росли?



Ранней весной кажется, что идёшь по земле, усеянной изумрудами, но проходит всего три-четыре месяца и поле становится золотым. А среди этого золотого великолепия, словно красивые драгоценные цветные камни – самоцветы рассыпались по полю. Синие, жёлтые, белые, фиолетовые крапинки цветов горят и сверкают среди налившихся колосков.

Но так было не всегда. Там, где теперь раскинулись поля, раньше стояли густые, непроходимые леса. Это было давным-давно, когда люди не умели выращивать ни хлеб, ни овощи, а занимались только охотой да собирали в лесу ягоды и грибы.

Давайте прочитаем пословицы и поговорки об этом природном сообществе и попробуем их объяснить.

Но вот люди научились выращивать рожь, ячмень… Для этого потребовалось много земли. Стали вырубать и сжигать леса, а на их месте создавать поля и сеять злаки.

Давайте поближе и познакомимся с растениями поля.

Злаковые полевые культуры.

Мы о злаках вам расскажем,

Что у нас в полях растут.

Из крупы их варят каши,

Из муки блины пекут.

Мы расскажем о пшенице

и о ржи – её сестрице.

Они кормят за обедом

Нас душистым сдобным хлебом.

Злак – это культурное растение со стеблем в виде полой соломины, заканчивающейся колосками или метёлками.

К злакам относятся пшеница и рожь, ячмень и просо, овёс, кукуруза и рис и другие.

Перед вами 2 растения: рожь и пшеница.

Рассмотрите эти растения.

Сравните их по плану:

  • высота растения

  • форма корня и листьев

  • особенности стебля

  • длина колоса

  • форма зерен

  • что получают из пшеницы и ржи

  • что делают из пшеничной и ржаной муки

Расскажите о растении, используя карточку-помощницу. Это ----------- . Части растения -------- , ---------- , --------- , ---------- . Стебель --------- . Плод ------- . Из зерна получаем --------- для выпечки ---------, -------- , крупу и корм для животных. Это растение ------- .

Пшеница.

Пшеница известна людям более десяти тысяч лет.

Что же это за растение?

Дополнение учителя.

Летом пшеничный колос наливается золотой спелостью, становится крупным и тяжёлым.

Когда начинается жатва, дорога каждая минута. Перезрелые колосья могут уронить зёрна на землю, и урожай будет потерян.

Когда созревают хлеба, у земледельцев наступает самое горячее время, недаром называется оно «страдой».

Рожь.

Ребята, вы, конечно, помните русскую народную сказку «Колобок»?

-А задумывались ли вы о том, из какой муки испекла бабка деду румяный колобок?

Дам вам небольшую подсказку: в прежние времена крестьянскую семью, как правило, кормил каравай ржаного хлеба. Пшеничная мука стоила дороже, и потому калачами да булками лакомились те, кто побогаче и познатнее – князья и бояре.

Вот вы и угадали! Колобок из русской сказки был ржаным!


А что же это за растение- рожь? Послушаем.


Давайте познакомимся с другими растениями-злаками.

Ячмень – один из древнейших злаков, который возделывают люди. Его зёрнышки археологи находят при раскопках стоянок древнего человека.

Колос ячменя напоминает ржаной колосок, только тонкие отростки на колосе – остья, длиннее, чем у ржи. Они похожи на острые колючие усы.

Ячмень очень неприхотливое растение, не боится ни холода, ни засухи. Хорошо растёт в северных районах, даже за Полярным кругом.


Просо – злак с прямым полым стеблем, увенчанным метёлкой. Форма метёлки у разных сортов проса разная. Она может быть раскидистой, развесистой или пониклой. Листья этого злака удлинённые зелёные или слегка красноватого цвета, а стебли ветвятся или кустятся. Родина проса Индия. Поэтому этот злак любит свет и тепло, хорошо переносит засуху, не требуя обильного полива.

Овёс.

Поле, на котором растёт овёс, кажется влажным, ярко-зелёным как изумруд. Тёплый ветерок пролетает над ним и бегут по полю зелёные волны.

Колос овса заметно отличается от колосьев пшеницы и ржи. Его раскидистые соцветия называют метёлками. На ветках метёлок располагаются колоски, каждый из которых содержит два или три цветка. После опыления вместо цветка образуется плод – удлинённое продолговатое зёрнышко.

Овёс стали возделывать на полях сравнительно недавно. Было время, когда его считали сорняком пшеницы и ржи.


Зёрна злаков – древнейшая пища человека!

Из злаков люди научились готовить множество вкусных и питательных блюд: каши, пудинги, запеканки, кисели. А из муки злаков - выпекать хлеб и изготавливать пирожные, торты, сдобные булочки, пряники и другие кондитерские изделия. Дома, в школе нас окружают чудо продукты. Они добыты и принесены в наш дом людьми. Это вкусные, а главное – полезные продукты!

Давайте посмотрим, какие культурные растения подарили нам их.


Технические полевые культуры.


Есть ещё удивительное растение, которое выращивают на полях.

Если ранним утром вы выйдите на это поле, вы будете очень удивлены. Кажется, что вы стоите на берегу моря. Но эта картина не долго будет радовать ваш взгляд. Всего лишь через сутки ничего не будет напоминать нам об увиденной красоте. Что же за растение способно так удивлять нас?

Это лён. Это тонкое, стройное «голубоглазое» растение привлекло внимание человека ещё в глубокой древности. Цветение льна – приятное зрелище: волнуется голубое море. Но каждый цветок живёт лишь полдня: утром раскрывается, а к полудню сбрасывает лепестки. На месте цветков появляются коробочки с семенами.

Из льняного волокна вырабатывают ткани разных видов от тончайшего батиста и плотного белоснежного полотна для скатертей до крепкого брезента. Льняное семя – первоклассное техническое сырьё, из него изготавливают высококачественную олифу. Жмых, который остаётся после переработки семян, содержит много белков и идёт на корм скоту. Как видим, лён очень необходимая человеку культура.

Подсолнечник.

Он растёт у нас повсюду.

У извилистой дорожки,
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек.

Поэтому многие удивятся, узнав, что подсолнечник «иностранец». Его родина — далекая Мексика. Там он когда-то считался священным растением. Его ярко-желтые соцветия-корзинки казались местным жителям чудесными маленькими солнцами, спустившимися на землю. Вот древние мексиканцы и назвали растение «солнечным цветком». В Россию его завезли лишь при Петре I. Это масличное растение, которое выращивается на полях.


Овощные полевые культуры.

На полях выращивают не только злаковые и технические, но и овощные культуры. Давайте их отгадаем.

Зелёная толстуха
Надела уйму юбок.
Стоит как балерина,
Из листьев пелерина (капуста)


Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (картофель)


Вверху зелено, внизу красно,
В землю вросла.
Над землёй трава,
Под землёй алая голова (свёкла)


Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон (лук)


Расту в земле на поле я,
Красная, длинная, сладкая (морковь)






отвечают


культурные растения и другие цветы



Слайд 7

«Русское поле»














Слайд 8

«Пословицы и поговорки»














Слайд 9 «Злаковые полевые культуры»












Слайд 10

«Рожь и пшеница»



работа в парах














ответы учащихся



















нет












ответы учащихся




Слайд 11 «Злаковые растения»




































Слайд 12

«Продукты из злаков»










Слайд 13 «Технические полевые культуры»













































Слайды 14-15

«Овощные полевые культуры»

5. Продолжение усвоения нового материала.





8 минут








































































6. Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

Сорные полевые культуры.

Но не только культурные растения встречаются нам на полях. Распаханные поля понравились разным травам. Они стали селиться рядом с культурными растениями, которые выращивал человек. Травы мешали этим растениям: отбирали у них питательные вещества, воду, заслоняли собой солнечный свет, за что получили название сорняки или сорные растения. Они мешают расти зерновым культурам, снижают урожай.

С сорняками полеводы и огородники постоянно ведут борьбу – выпалывают их, опыляют специальными составами. Конечно, сорнякам не место там, где растут культурные растения. Но сами по себе полевые травы и цветы, даже самые простые и незаметные, красивы, интересны и полезны. И там, где они не мешают полям их надо беречь.

Василёк.

Колосится в поле рожь.

Там во ржи цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

Твой глазок на ножке твёрдой

Затерялся в колосках.

Всё же, ты красавец гордый,

Гость не нужный на полях!

В дни, когда пылает лето,

А в лугах блестит река,

Годен ты лишь для букета

И нарядного венка.

Когда-то голубые васильки в наших краях не росли. Пришли они к нам вместе с рожью. Стали сеять по полям рожь – выросли рядом с ней и васильки. Семена васильков прятались среди хлебных зёрен и так путешествовали по миру вместе с ними.

Удивительно красив этот цветок! Но если не очистить, как следует хлебные зёрна от семян василька, то на следующий год вместо золотой ржи разольётся по всему полю только голубой васильковый цвет. Быстро захватывает этот сорняк пашню. Но хозяйничает он только там, где за полем нет хорошего ухода, где земля бедна, где мало в ней питательных веществ. Если поработать как следует на земле, привезти на поле побольше удобрений – и убегут с земли сорняки. Встанут по такому полю высокой стеной хлеба, а голубым василькам останется место только вдоль дорожки, что пролегли через поле.

А между тем, василёк это ещё и лекарственное растение. В народной медицине настойку василька употребляют как жаропонижающее средство, при желудочных заболеваниях, кашле, при нервных заболеваниях.

А ещё из василька получают голубую краску для шерстяных тканей.

Ромашка.

Помимо василька, мы встречаем и другие цветы на полях. Отгадайте загадку.

Стоят в поле сестрички, жёлтый глазок, белые реснички.


Правильно – это ромашки.

Знакомые с детства, родные ромашки,

Мы рвём на лужайке у тихой реки.

Как белые звёзды средь розовой кашки,

Они развернули свои лепестки.

Вся в белое наша поляна одета,

Качает цветы ветерок на бегу.

Ромашки! Ромашки! Я знойного лета

Без вас и представить себе не могу.

В небольшом количестве эти цветы даже приносят пользу. Ведь они прекрасные медоносы. Они привлекают пчёл, бабочек, шмелей, которые видят цветы издалека и летят к ним за мёдом. А по дороге, эти насекомые не обходят своим вниманием и культурные растения.

Растут на полях и другие сорные растения. Это: пырей, осот, одуванчик, овсюг.


Итак, мы познакомились с основными культурными и сорными растениями, которые растут на поле. Давайте повторим их.

Тест-игра «Четвёртый лишний».

Представьте себе, что вы должны засеять поля. Вам прислали перечень семян, из которых вы должны отобрать лишь те, которые вы можете использовать. А лишнее мы вернём на склад.







Слайд 16

«Сорные полевые культуры»



























































































Слайды 17-19


«Поиграем в «Четвёртый лишний!»



7. Физкультминутка.

Пришло время отдохнуть!

( Звучит музыкальная физкультминутка для глаз)

Слайды 20-21.

8. Продолжение усвоения нового материала.



10 минут










































































Мы продолжаем знакомиться с природным сообществом-полем. Вам необходимо для этого провести глазами по направлениям стрелок.

На полях можно встретить различных насекомых и животных.

Давайте с ними познакомимся.


1 группа: грызуны.

Посмотрите на них. Это: суслики, мыши-полёвки, хомяки.


Какая общая сходная черта у них есть?

Суслик. Суслик живёт в поле. Длина тела 40 см. Хвост около 10 см. Суслик повреждает зерновые культуры, поедая и запасая много зерна. Суслик съедает в день более 200-250 г. зеленых кормов и 50г. зерна, а за лето до 6 кг зерна и около 20 кг стеблей, на зиму заготавливает в норах до 20 кг зерна.

Хомяк. Хомяк грызун. Длина тела от 5 до 36 см. Хвост короткий. Тоже вредитель хлебных растений.

Мышь-полёвка. Мышь небольшой грызун с небольшой мордочкой, усиками, длинным хвостом. Тоже вредитель поля, так как питается зерном.

Многие из них т приносят вред, отнимая у людей около 1/3 урожая. Только наша страна теряет ежегодно из-за вредителей и сорняков коло 20 млн. тонн (хватило бы на 100 млн. человек)

Полёвка за сутки съедает: до 500 г. свежей зелени, в 2 раза больше собственного веса, 1-2 кг за лето.


2 группа: кроты и землеройки.

В полях и лесу водится в земле маленькое-маленькое животное, очень похожее на мышку; но это не мышка, — у зверька тоненькое тельце, покрытое черной бархатной шкуркой, с длинным хвостиком и вытянутая мордочка, оканчивающаяся хоботком, с длинными усами. Зверек этот — землеройка.

Крот - типичный обитатель лугов. Длина тела-   12-16 см,  хвоста-  2-4 см. Тело покрыто густым мехом. Его редко можно увидеть в природе, но места обитания легко узнать по кротовинам – выбросам почвы. Живет в норках, в которых очень много ходов. Крот приносит пользу,  истребляя насекомых – вредителей: слизней, многоножек, улучшает почву, т.е. рыхлит ее. Правда, активно роя подземные ходы, крот может повредить посевы.


– Как вы думаете, почему в поле не живут крупные звери?

– Ребята, лиса временами забегает на поле, как вы думаете – почему?


3 группа: насекомые.

Вредители - это тысячи различных жучков, которые выбрали для своего жилья поле: одни из них сосут молочный сок из незрелых хлебных зерен, и колос выходит от этого пустым, другие точат спелое зерно: тысячи червяков и личинок копошатся под землей, они пожирают корни колосьев, и колосья, оставшись без корня, засыхают; колос весь цел, но он уже не может принести плода: он мертвый. А сколько бед доставляют овощным полевым культурам гусеницы, колорадские жуки, слизни и др. вредители.

Но есть и полезные насекомые– это пчёлы, шмели, бабочки - перелетая с растения на растение, собирая нектар –они опыляют полевые культуры. Без опыления не бывает урожая.


4 группа: защитники полей - птицы .

Волнуется, колышется хлебное поле, залитое солнечным светом, кругом все пусто, однообразно, но там, в чаще хлебных колосьев, на земле и под землею копошится и суетится вечная. беспокойная, суетливая жизнь — неустанная работа. Высокая густая рожь — это то же, что маленький лес; здесь живут птицы и звери: тысячи куропаток, перепелок, жаворонков копошатся там; там у них гнезда с маленькими птенчиками — их родной дом.

Из крупных птиц: канюк, сова, орлы. Они - истребляют в больших количествах грызунов, чем приносят большую пользу. Сова или сыч за лето истребляет более 1000 мышей и сохраняет до 1 тонны зерна. Она складывает их про запас, а затем достает из-под снега. Канюк съедает ежедневно 14-15 мышей. Многие из птиц едят и вредных насекомых.

Ребята, растения и животные связаны между собой, так как на полях растут растения, здесь достаточно пищи для различных насекомых. Там, где выращивают зерновые культуры, много пищи для сусликов, мышей, хомяков. Этих животных тоже много на полях. Растения тоже зависят от животных. Так лисы, птицы, жуки-жужелицы поедают много мелких животных-вредителей, и тем самым сохраняют растения

Давайте попробуем составить пищевую цепь природного сообщества – поля.

Как надо расположить эти слова, чтобы поддерживать равновесие в природном сообществе поля? Обсудите в паре.

мышь-полёвка, сова, рожь

рожь мышь-полёвка сова


Итак, можно сделать вывод, что поле – это сообщество, так как растения и животные связаны между собой.















Слайд 22





животные поля













Слайд 23 «Грызуны»





все мелкие, так как легко скрываться в траве, многие роют норы, заготавливают пищу, быстро размножаются
















Слайд 24 «Кроты и землеройки»





















Не спрятаться

Лиса питается мелкими зверьками.


Слайд25

«Вредные и полезные насекомые»













Слайд 26

«Защитники полей – птицы»




























Слайд 27

«Пищевая цепь»



обсуждают





















10.Систематизация и обобщение знаний 2 минуты

- Что такое поле?




Поле – это открытая местность, которая обрабатывается людьми с целью выращивания культурных растений.

Игра "Да - нет" (один ученик у доски)

- Канюки и совы - это птицы, поедающие грызунов. +

-Хомяки, мыши, суслики - это друзья культурных растений.     -

- Овсюг - это культурное растение. -

- Ячмень - это сорняк. -

- Поле очень похоже на лес. -

- Поле - это безлесное пространство. +

- Вредителей полей надо уничтожать. +


природное сообщество, где выращивают культурные растения












самопроверка

11. Рефлексия

2 минуты


       Составление синквейна.

       

        Поле.

        Ровное, бескрайнее, золотое.

        Растёт, колосится, собирают.

       Даёт пищу человеку.

        Урожай.

(как один из вариантов)



Работают в парах в группах







Проверка, выставление отметок за урок

13.Информация о домашнем задании


1,5 минуты



записывают в дневник

14.Организационное завершение урока.


0,5 минуты

Все вы были дружными, активными, проявляли смекалку, ум. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!

Наш урок подошёл к концу.


Слайд 28

«Молодцы!»





Слайд 29

«Источники»











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Поле-природное сообщество

Автор: Павлова Анна Анатольевна

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105346


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства