kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пояснительная записка по внеурочной деятельности «Проба пера»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа позволяет показать обучающимся, как неисчерпаем мир русского слова. Содержание и методы содействуют приобретению и закреплению прочных знаний и навыков, умений, полученных на уроках русского языка и литературного чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка по внеурочной деятельности «Проба пера»»


Пояснительная записка по внеурочной деятельности «Проба пера»



Программа позволяет показать обучающимся, как неисчерпаем мир русского слова. Содержание и методы содействуют приобретению и закреплению прочных знаний и навыков, умений, полученных на уроках русского языка и литературного чтения. Данный курс представляет собой единство системности знаний и универсальных умений (и стоящие за ними компетенции).

Развитие речи – актуальная задача обучения в школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь – основа  всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения. Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время - одна из основных задач школьного образования.

Цель курса: формирование языковой культуры школьников; совершенствование основных видов речевой деятельности на основе приобретенных знаний, умений и действий.

Задачи: 1) Сформировать основные речевые понятия, научить способам самостоятельной работы над познанием родного языка; 2) Развивать познавательную, исполнительскую и творческую активность учащихся в процессе освоения особенностей речи; 3) Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении поставленных задач; 4) Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (Отечество, культура, народ, речь) для формирования культуры речи, развивать мотивацию к изучению русского языка; 5) Привлечь родителей обучающихся и социальных партнёров на этапе получения знаний, оценки результатов деятельности – к успешному овладению речевых понятий.

Содержание программы построено как «маршрут путешествия» в мир русского языка с элементами учебного исследования и предполагает реализацию принципов индивидуализации и дифференциации деятельности детей при соответствующей уровню их подготовленности педагогической поддержке.

Целевой аудиторией являются учащиеся 4 классов. Реализация данной программы осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей среднего школьного возраста. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность. При реализации данной программы следует опираться на знания учащихся, полученные на уроках русского зыка и литературного чтения.

Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Проба пера» можно считать следующее:

Обучающиеся должны знать:

Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.

Основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.).

Что такое речь, предложение, текст.

Как писать правильно изложение, сочинение разных видов.

Обучающиеся должны уметь:

Пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темп, ритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения.

Соблюдать правила произношения, образования и изменения слов, зафиксированные в словарях.

Самостоятельно пользоваться этими словарями для решения возникающих языковых и речевых вопросов.

Различать омонимы, синонимы, антонимы.

Понимать тему и основную мысль текста, передавать их в заголовке, выделять части текста и составлять план.

Пользоваться планом при пересказе, изложении текста.

Составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица.

Озаглавливать текст с точки зрения темы или основной мысли, составлять план готового и создаваемого текста.

Письменно пересказывать тексты повествовательного характера с элементами описания предмета, тексты – рассуждения, сохраняя особенности оригинала.

Создавать тексты освоенных жанров.

Письменно воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица.

Создавать тексты освоенных жанров (рассказ, сказку, объяснение чего-либо и т.д.).

Использовать языковые средства с учетом жанра, а также требований правильности, точности, богатства, выразительности письменной речи.

Создавать небольшие устные и письменные сочинения на основе литературных впечатлений.

Создавать небольшие сочинения разных типов (повествование, описание, рассуждение).

Основным объектом оценки результатов освоения программы служит  сформированность у обучающегося коммуникативных и  познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки  и  учёта  характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач,  принимать на себя ответственность за результаты своих действий; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; любознательность, активность и заинтересованность в учении.

В результате освоения программы обучающиеся должны освоить следующие компетенции:

1. Развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе;

2. Достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований у школьников данного возраста;

3. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, друг к другу;

4. Проводить наблюдение и делать выводы, пояснять полученные результаты;

5. Организовывать собственную деятельность по достижению цели занятия;

6. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения поставленных задач занятия;

7. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с товарищами и социальными партнерами.

Ключевые теоретические идеи, на которых базируется программа

- систематическая и целенаправленная работа по формированию речевых понятий у обучающихся может быть реализована при осуществлении следующих условий:

- процесс обучения будет осуществляться с учетом возрастных особенностей школьников;

- процесс формирования речевых понятий будет осуществляться на основе межпредметных связей;

- учебный процесс должен осуществляться в тесной взаимосвязи с социальными партнёрами и родителями.

Образовательные технологии, используемые при реализации программы «Проба пера»: технология проектирования и организации занятия в рамках требований к деятельностному занятию; технология активного социально-психологического обучения; информационно-коммуникационные технологии; технологию проекта; кейсовую технологию; деловые игры, экскурсии.

Структура и содержание программы соответствует основным задачам подготовки школьников рамках Основной образовательной программы НОО, в условиях реализации ФГОС НОО нового поколения. Программа «Проба пера» педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Литературное чтение», «Русский язык», «Изобразительное искусство», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.

Программа носит практико-ориентированный характер, состоит из отдельных разделов, каждый из которых представляет собой логически завершенную часть содержания программы, в т.ч.:

Раздел 1. Сокровища родного языка – 2 часа.

Раздел 2. Знакомые незнакомцы – 5 часов.

Раздел 3. Культура и богатство речи. – 6 часов.

Раздел 4. В сказочной стране – 18 часов.

Раздел 5. Речевые «заморочки» – 3 часа.

Данные разделы помогают преодолеть дискретность знаний, формируют целостную картину речевого развития. Широкая содержательная область, наличие разнообразных тем, сочетание теоретических знаний и практических заданий дает возможность каждому ребенку найти в рамках занятий речевую сферу своих интересов. Погружение в широкую культурную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает интерес к изучению прошлого своей семьи, школы, района, города, страны. Именно это создает условия для формирования чувства сопричастности тому, что происходит в обществе.

Основными принципами организации содержания курса стали следующие:

  • коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;

  • системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;

  • этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;

  • концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и  деятельностный подходы.

Коммуникативно - ориентированныйподход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьни­ков. Кроме развития речи каждого ученика предполагается во­оружение школьников коммуникативно-речевыми умениями — умениями общаться, участвовать в диалоге, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи, передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.

Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает деятельностный подход. Система языковых и речевых упражнений подбирается с учетом структуры любого вида сознательной деятельности:

 - мотив;

 - цель (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить

  и т.д.);

- замысел (зачем говорю);

- ориентировка (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);

- планирование (что и как скажу);

 - реализация (что и зачем услышу);

 - контроль (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное).

Формы организации деятельности. Курс рассчитан на 34 часа. Срок освоения программы- 1 год. Периодичность занятий – 1 час в неделю. Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить а слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках.

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, представление работ, беседа.

Самоконтроль: 4 класс листы самооценки «Мои достижения».

Итоговый контроль осуществляется в форме защиты проекта, в основу которого положен деятельностный подход.

Основная часть

Раздел 1. Сокровища родного языка. Библиотека – хранилище несметных богатств человеческой мысли и опыта. Знакомство со словарями, справочниками по русскому языку. Сила Слова бесконечная, неисчерпаемая, могущественная. Оно может просветить, вылечить, сделать человека счастливым, успокоить, подарить надежду и веру, а может и принизить, ослабить и даже убить. Словом надо пользоваться по-умному, рассудительно, осторожно, чтобы оставалось оно всегда бесценным сокровищем, без которого мы станем нищими, «Иванами, что не знают своего рода и родословной».

Раздел 2. Знакомые незнакомцы. Лексический состав языка. Средства словообразования. Разные виды лексики, использование их в своей речи.  Фразеологизмы, синонимы, многозначность. Обогащение словаря.

Раздел 3. Культура и богатство речи. Уровень речевой культуры. Знание норм литературного языка, законов логики. Умение пользоваться ими в процессе коммуникации. Соотношение речи с сознанием, связь с чувствами, мыслями, эмоциями, которыми говорящий насыщает свою речь. Семантическое богатство речи связано с таким сочетанием слов в речи, которые порождают новые значения. Средства языка.

Раздел 4. В сказочной стране. Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении. Убыстрение и замедление темпа речи и чтения, увеличение и уменьшение силы голоса (от громкой речи и, наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Упражнения в решении речевых задач (выразить удивление, восхищение, сомнение) при чтении текста.  Обогащение словарного запаса новыми словами, словами с эмоционально – экспрессивной окраской, уточнение значений знакомых слов, выявление истинного значения слова, умение пользоваться этимологическим и толковым словарями. Работа по воспитанию культуры речи (овладение нормами русского литературного языка, очищение словаря школьников от слов – паразитов, жаргонизмов, трафаретных слов, иноязычной лексики при наличии русских слов с этим же значением).

Развитие речевых компетенций (письменная форма)

Сочинение собственных стихов, сказок, загадок. Отзыв о любимых стихах. Знакомство с терминами: сравнение, эпитеты, метафора, олицетворение. Сочинения с включением образных выражений, сочинение в рисунках, сочинения-миниатюры по заданным темам. Изменение позиции учащегося: роль автора, слушателя-критика. Создание своих мини-произведений на определенную тему с элементами художественного и научного описания. Умение эмоционально откликаться на прекрасное в жизни и произведениях искусства. Умение образно воспринимать внешний мир, изображать его в рисунках. После написания сочинения-миниатюры систематически проводятся занятия-редактирования.

Раздел 5. Речевые «заморочки». Задания, отражающие речевые взаимодействия в социальной среде.


Материально-технические ресурсы: кабинет, соответствующий санитарно-гигеническим требованиям, оснащен комплектом мебели для учащихся и учителя; персональный компьютер, мультимедиапроектор, документ-камера, многофун- кциональное устройство; для каждого класса имеются комплекты дидактических и раздаточных материалов (книги, схемы, настенные таблицы) и т.д.

Список использованных источников

  1. Стандарты второго поколения. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: Под ред. А. Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2011.

  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2010

  3. Стандарты второго поколения. «Проектные задачи в начальной школе: Под ред. А. Б. Воронцова. – М., Просвещение, 2011.

  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. М., 2020.

  5. Полат Е. С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». М., 2012.

  6. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М., 2011.

  7. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина  Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2010. №. 1. С. 24-34.

  8. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2011.

  9. Коренева А. В. Коммуникативно-ситуативные задачи как средство обучения речевой деятельности. Мурманск, 2011.


Интернет-ресурсы

1. http://www.teacher-edu.ru/wmc/standarta

2. http://www.psyedu.ru

3. http://eko.perm.ru/tiki-index.php



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Пояснительная записка по внеурочной деятельности «Проба пера»

Автор: Каманцева Анжелика Александровна

Дата: 16.11.2016

Номер свидетельства: 359388


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства