Пояснительная записка по внеурочной деятельности «Проба пера»
Пояснительная записка по внеурочной деятельности «Проба пера»
Программа позволяет показать обучающимся, как неисчерпаем мир русского слова. Содержание и методы содействуют приобретению и закреплению прочных знаний и навыков, умений, полученных на уроках русского языка и литературного чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка по внеурочной деятельности «Проба пера»»
Пояснительная записка по внеурочной деятельности«Проба пера»
Программа позволяет показать обучающимся, как неисчерпаем мир русского слова. Содержание и методы содействуют приобретению и закреплению прочных знаний и навыков, умений, полученных на уроках русского языка и литературного чтения. Данный курс представляет собой единство системности знаний и универсальных умений (и стоящие за ними компетенции).
Развитие речи – актуальная задача обучения в школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь – основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения. Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время - одна из основных задач школьного образования.
Цель курса: формирование языковой культуры школьников; совершенствование основных видов речевой деятельности на основе приобретенных знаний, умений и действий.
Задачи: 1) Сформировать основные речевые понятия, научить способам самостоятельной работы над познанием родного языка; 2) Развивать познавательную, исполнительскую и творческую активность учащихся в процессе освоения особенностей речи;3) Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении поставленных задач;4) Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (Отечество, культура, народ, речь) для формирования культуры речи, развивать мотивацию к изучению русского языка;5) Привлечь родителей обучающихся и социальных партнёров на этапе получения знаний, оценки результатов деятельности – к успешному овладению речевых понятий.
Содержание программы построено как «маршрут путешествия» в мир русского языка с элементами учебного исследования и предполагает реализацию принципов индивидуализации и дифференциации деятельности детей при соответствующей уровню их подготовленности педагогической поддержке.
Целевой аудиторией являются учащиеся 4 классов. Реализация данной программы осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей среднего школьного возраста. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.При реализации данной программы следует опираться на знания учащихся, полученные на уроках русского зыка и литературного чтения.
Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Проба пера» можно считать следующее:
Обучающиеся должны знать:
Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.
Основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.).
Что такое речь, предложение, текст.
Как писать правильно изложение, сочинение разных видов.
Обучающиеся должны уметь:
Пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темп, ритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения.
Соблюдать правила произношения, образования и изменения слов, зафиксированные в словарях.
Самостоятельно пользоваться этими словарями для решения возникающих языковых и речевых вопросов.
Различать омонимы, синонимы, антонимы.
Понимать тему и основную мысль текста, передавать их в заголовке, выделять части текста и составлять план.
Пользоваться планом при пересказе, изложении текста.
Составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица.
Озаглавливать текст с точки зрения темы или основной мысли, составлять план готового и создаваемого текста.
Письменно пересказывать тексты повествовательного характера с элементами описания предмета, тексты – рассуждения, сохраняя особенности оригинала.
Создавать тексты освоенных жанров.
Письменно воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица.
Создавать тексты освоенных жанров (рассказ, сказку, объяснение чего-либо и т.д.).
Использовать языковые средства с учетом жанра, а также требований правильности, точности, богатства, выразительности письменной речи.
Создавать небольшие устные и письменные сочинения на основе литературных впечатлений.
Создавать небольшие сочинения разных типов (повествование, описание, рассуждение).
Основным объектом оценки результатов освоения программыслужит сформированность у обучающегося коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; любознательность, активность и заинтересованность в учении.
В результате освоения программы обучающиеся должны освоить следующие компетенции:
1. Развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе;
2. Достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований у школьников данного возраста;
3. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, друг к другу;
4. Проводить наблюдение и делать выводы, пояснять полученные результаты;
5. Организовывать собственную деятельность по достижению цели занятия;
6. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения поставленных задач занятия;
7. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с товарищами и социальными партнерами.
Ключевые теоретические идеи, на которых базируется программа
- систематическая и целенаправленная работа по формированию речевых понятий у обучающихся может быть реализована при осуществлении следующих условий:
- процесс обучения будет осуществляться с учетом возрастных особенностей школьников;
- процесс формирования речевых понятий будет осуществляться на основе межпредметных связей;
- учебный процесс должен осуществляться в тесной взаимосвязи с социальными партнёрами и родителями.
Образовательные технологии, используемые при реализации программы «Проба пера»: технология проектирования и организации занятия в рамках требований к деятельностному занятию; технология активного социально-психологического обучения; информационно-коммуникационные технологии; технологию проекта; кейсовую технологию; деловые игры, экскурсии.
Структура и содержание программы соответствует основным задачам подготовки школьников рамках Основной образовательной программы НОО, в условиях реализации ФГОС НОО нового поколения. Программа «Проба пера» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Литературное чтение», «Русский язык», «Изобразительное искусство», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Программа носит практико-ориентированный характер, состоит из отдельных разделов, каждый из которых представляет собой логически завершенную часть содержания программы, в т.ч.:
Раздел 1. Сокровища родного языка – 2 часа.
Раздел 2. Знакомые незнакомцы – 5 часов.
Раздел 3. Культура и богатство речи. – 6 часов.
Раздел 4. В сказочной стране – 18 часов.
Раздел 5. Речевые «заморочки» – 3 часа.
Данные разделы помогают преодолеть дискретность знаний, формируют целостную картину речевого развития. Широкая содержательная область, наличие разнообразных тем, сочетание теоретических знаний и практических заданий дает возможность каждому ребенку найти в рамках занятий речевую сферу своих интересов. Погружение в широкую культурную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает интерес к изучению прошлого своей семьи, школы, района, города, страны. Именно это создает условия для формирования чувства сопричастности тому, что происходит в обществе.
Основными принципами организации содержания курса стали следующие:
коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;
системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;
этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;
концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и деятельностный подходы.
Коммуникативно - ориентированныйподход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьников. Кроме развития речи каждого ученика предполагается вооружение школьников коммуникативно-речевыми умениями — умениями общаться, участвовать в диалоге, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи, передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.
Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает деятельностный подход. Система языковых и речевых упражнений подбирается с учетом структуры любого вида сознательной деятельности:
- мотив;
- цель (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить
и т.д.);
- замысел (зачем говорю);
- ориентировка (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);
- планирование (что и как скажу);
- реализация (что и зачем услышу);
- контроль (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное).
Формы организации деятельности. Курс рассчитан на 34 часа. Срок освоения программы- 1 год. Периодичность занятий – 1 час в неделю. Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить а слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках.
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, представление работ, беседа.
Самоконтроль: 4 класс листы самооценки «Мои достижения».
Итоговый контроль осуществляется в форме защиты проекта, в основу которого положен деятельностный подход.
Основная часть
Раздел 1. Сокровища родного языка. Библиотека – хранилище несметных богатств человеческой мысли и опыта. Знакомство со словарями, справочниками по русскому языку. Сила Слова бесконечная, неисчерпаемая, могущественная. Оно может просветить, вылечить, сделать человека счастливым, успокоить, подарить надежду и веру, а может и принизить, ослабить и даже убить. Словом надо пользоваться по-умному, рассудительно, осторожно, чтобы оставалось оно всегда бесценным сокровищем, без которого мы станем нищими, «Иванами, что не знают своего рода и родословной».
Раздел 2. Знакомые незнакомцы. Лексический состав языка. Средства словообразования. Разные виды лексики, использование их в своей речи. Фразеологизмы, синонимы, многозначность. Обогащение словаря.
Раздел 3. Культура и богатство речи. Уровень речевой культуры. Знание норм литературного языка, законов логики. Умение пользоваться ими в процессе коммуникации. Соотношение речи с сознанием, связь с чувствами, мыслями, эмоциями, которыми говорящий насыщает свою речь. Семантическое богатство речи связано с таким сочетанием слов в речи, которые порождают новые значения. Средства языка.
Раздел 4. В сказочной стране. Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов причтении. Убыстрение и замедление темпа речи и чтения, увеличение и уменьшение силы голоса (от громкой речи и, наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Упражнения в решении речевых задач (выразить удивление, восхищение, сомнение) при чтении текста. Обогащение словарного запаса новыми словами, словами с эмоционально – экспрессивной окраской, уточнение значений знакомых слов, выявление истинного значения слова, умение пользоваться этимологическим и толковым словарями. Работа по воспитанию культуры речи (овладение нормами русского литературного языка, очищение словаря школьников от слов – паразитов, жаргонизмов, трафаретных слов, иноязычной лексики при наличии русских слов с этим же значением).
Развитие речевых компетенций (письменная форма)
Сочинение собственных стихов, сказок, загадок. Отзыв о любимых стихах. Знакомство с терминами: сравнение, эпитеты, метафора, олицетворение. Сочинения с включением образных выражений, сочинение в рисунках, сочинения-миниатюры по заданным темам. Изменение позиции учащегося: роль автора, слушателя-критика. Создание своих мини-произведений на определенную тему с элементами художественного и научного описания. Умение эмоционально откликаться на прекрасное в жизни и произведениях искусства. Умение образно воспринимать внешний мир, изображать его в рисунках. После написания сочинения-миниатюры систематически проводятся занятия-редактирования.
Раздел 5. Речевые «заморочки». Задания, отражающие речевые взаимодействия в социальной среде.
Материально-технические ресурсы:кабинет, соответствующий санитарно-гигеническим требованиям, оснащен комплектом мебели для учащихся и учителя; персональный компьютер, мультимедиапроектор, документ-камера, многофун- кциональное устройство; для каждого класса имеются комплекты дидактических и раздаточных материалов (книги, схемы, настенные таблицы) и т.д.
Список использованных источников
Стандарты второго поколения. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: Под ред. А. Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2011.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2010
Стандарты второго поколения. «Проектные задачи в начальной школе: Под ред. А. Б. Воронцова. – М., Просвещение, 2011.
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. М., 2020.
Полат Е. С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». М., 2012.
Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М., 2011.
Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2010. №. 1. С. 24-34.
Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2011.
Коренева А. В. Коммуникативно-ситуативные задачи как средство обучения речевой деятельности. Мурманск, 2011.