Пояснительная записка к аттестационному заданию № 21 по теме "Технология обучения"
Пояснительная записка к аттестационному заданию № 21 по теме "Технология обучения"
Современный урок – это сотрудничество творчески работающего учителя и активно думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно-ориентированный подходы в обучении. Поэтому учителю необходимо знать принципы построения урока.Современный урок – это сотрудничество творчески работающего учителя и активно думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно-ориентированный подходы в обучении. Поэтому учителю необходимо знать принципы построения урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к аттестационному заданию № 21 по теме "Технология обучения"»
Аттестационное задание № 21 «Технология обучения»
Пояснительная записка.
В основе введения ФГОС второго поколения лежит системно–деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности.
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Основным результатом при этом является развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, поэтому обучение должно быть построено так, чтобы вести за собой развитие. Современный урок – это сотрудничество творчески работающего учителя и активно думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно-ориентированный подходы в обучении. Поэтому учителю необходимо знать принципы построения урока. Принцип активности и сознательности, обучающихся не возникает на пустом месте, это показатель педагогического мастерства учителя и его освоения современных образовательных технологий. Применяя инновационные технологии на уроках, можно добиться более качественных результатов. К таким технологиям относятся: проблемно-диалоговое обучение, игровые и коммуникативные технологии.
В младших классах игра занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. Игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивида, так и общества в целом. Через игры идет нескончаемый поток информации, которую дети обогащают, их фантазия становится более насыщенной, содержательной, интересной. В равной степени важно наличие игр индивидуального, парного (дуэтного), группового, командного и массового характера.
Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Урок составлен на основе рабочей программы к учебнику «Русский язык» для 4 класса ( Л. Я.Желтовская, О.Б. Калинина, УМК « Планета знаний»).
Тема: « Спряжение глаголов». Место урока в теме: № 4.Урок по теме «Глагол».
Цель урока: формировать понятие о спряжении глаголов, умения различать личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения через использование современных технологий.
Тип урока: урок «открытия» нового знания. Проект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС, образовательной программой, возрастными и личными особенностями учащихся 4 в класса.
Ресурсы урока: ПК, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, учебник «Русский язык» для 4 класса, опорный плакат «Правила сотрудничества в группе», сигнальные карточки, индивидуальные карточки.
Задачи урока:
Образовательная: построение и моделирование понятия «Спряжение глаголов» для правильного написания окончаний глаголов.
Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса через игровую технологию.
Воспитательная: формировать дружеские отношения в группе.
Планируемые результаты:
Предметные: научить решению новой орфографической задачи с помощью известных способов проверки;
Личностные УУД: создавать условия для формирования адекватной самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные:
Регулятивные УУД: создать условия для формирования умений нахождения путей решения, выхода из проблемной ситуации;
Коммуникативные УУД: создать условия для формирования умения договариваться, приходить к общему решению (под руководством учителя);
Познавательные УУД: создать условия для формирования умения ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания.
Применение разнообразных форм (индивидуальные, фронтальные, работа в парах, работа в группах) и методических приемов на уроке с использованием ИКТ способствует развитию познавательных способностей обучающихся, расширению их кругозора.
На этапе мотивации к учебной деятельности организуется осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности. На этапе актуализации пробного учебного действия, целью которого является создание проблемной ситуации и постановка учебной задачи, применяется фронтальная работа. Этап урока помогает расширить знания учащихся, опираясь на уже изученный материал, а также через проблемную ситуацию самостоятельно сформулировать вопрос, ответ на который они будут искать на уроке. После анализа словарного диктанта дети приходят к выводу, что глаголы не склоняются по падежам, а изменяются по лицам и числам. Проблемные вопросы, предлагаемые учащимся, были посильны и доступны, помогали совершать плавные переходы между этапами урока. Обучающиеся работали в паре.
На этапе «открытия нового знания» детям предлагается объединиться в группы. Работая в группе, дети придерживаются основных правил, которые «вырабатывают и утверждают сами: слышать друг друга, уметь уступать, уметь договариваться, определить «лидера», распределять роли в группе, не мешать другим группам, в группе должны работать все. Детям предлагается провести исследование глаголов кладу, знаю, спешу, верю по плану (Слайд 2).
Все участники оценивают проблему и высказывают свои предположения. Чтобы узнать, как называется изменение глаголов по лицам и числам, предлагается послушать грамматическую сказку о спряжении глаголов. Дети должны былизапомнить, как звали сыновей и как они будут царствовать?
После чтения сказки, обучающиеся, должны были запомнить, на какие группы делятся глаголы настоящего и будущего времени. Данный вид работы был направлен на закрепление нового знания.
На этапе выявления места и причины затруднения учащиеся выясняют, что у одних глаголов в окончании пишется буква е, а у других - и, и что именно в этом заключается причина затруднения. От этапа постановки проблемы зависит весь дальнейший ход урока «открытия нового знания» и возникновение у учеников желания усвоить новое знание.
Каждая группа предлагает свой вариант, выслушивает мнение других групп. После обсуждения приходят к единому мнению и сообща составляют алгоритм для дальнейшей работы на уроке. Сравнивают с эталоном алгоритма в учебнике. Чтобы определить, спряжение глагола , обучающиеся должны указать при каком спряжении в личных окончаниях глаголов преобладают гласные и, а при каком- гласные е . Группе, которая раньше всех справилась с заданием, предоставляется возможность зафиксировать свой вариант на доске.
Роль учителя (инструктора) очень важна, так как необходимо указывать на ошибочность того или иного варианта. На данном этапе организуется исследовательская деятельность обучающихся (метод исследования, работа в группах) по ходу работы оказывается помощь, даётся правильное направление.
На данном этапе ученики самостоятельно сформулировали тему и задачи урока. В ходе групповой дискуссии выработали алгоритм и нашли коллективный способ решения проблемы. Главный акцент урока – самостоятельность детей в поиске ответов на проблемные вопросы. В процессе изучения нового материала учащиеся самостоятельно находили и выделяли нужную информацию. Усвоение материала было активным через создание и решение проблемных ситуаций. Этап выявления места и причины затруднения - это фронтальная работа учащихся. На данном этапе проводится работа по учебнику. Дети записывают глаголы и объясняют особенности написания каждого слова.С целью снятия эмоционального напряжения на уроке проводилась физкультминутка. Слова для физзарядки были выбраны по теме урока на определение спряжения глаголов.
Подобранные игры соответствовали учебно - воспитательным целям урока, были доступны для обучающихся данного возраста. Положительной стороной игр являлось то, что они способствовала использованию знаний в новой ситуации. Таким образом, усваиваемый обучающимися материал проходил через своеобразную практику, вносил разнообразие и интерес в учебный процесс. Ученикам данного класса нравятся игры соревновательного характера. Для проведения следующей игры класс делится на две команды .
Командный, состязательный элемент игры усилил осваиваемую школьниками словесно – игровую ситуацию. 1 команда называет глагол будущего времени, а 2-ая определяет спряжение глагола, а потом меняются ролями. На этапе первичного закрепления, возвращаясь к сказке, предлагается игра«Засели новых жильцов». На доске рисунки царств. В 1 царстве живут глаголы 1 спряжения, во 2-ом - 2 спряжения. С учётом познавательных способностей каждый ученик получает карточку со словом. Он должен определить, в какой из царств поселить своего «жильца». Можно пользоваться советом команды. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание. По окончанию игры подводится итог, а выигравшей команде вручается жетон. Через игровую деятельность дети закрепили изученный материал по теме урока.
Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, овладению приемами процесса познания. Цель этапа самостоятельной работы - формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Для этого используется игровая технология. Детям предлагается игра «Третий лишний».На слайде записаны группы слов, в каждой группе нужно найти лишнее слово, исключить его и определить спряжение глагола. После выполнения работы дети обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения задания, проводят самооценку и делают вывод.
Положительного результата в учебно-воспитательном процессе можно добиться, учитывая индивидуальные способности и возможности каждого ученика. А так как уровень знаний и познавательные способности у детей не одинаковы, на уроке необходим особый подход в обучении. Для этого считаю наиболее оптимальной использование дифференцированной работы, где предлагаются задания трёх уровней сложности. Каждая пара выполняет задание, которое подобрано в соответствии с уровнем и способностями развития. Результат выполнения дети размещают на доске, это позволяет сразу определить объем, быстроту и результативность выполнения заданий.
Через использование заданий творческого характера разной степени трудности обеспечивалось развитие самостоятельного, логического и творческого мышления, прививались навыки самопроектирования и самоорганизации. На этапе первичного закрепления знаний, учитывая индивидуальные особенности детей, проводится дифференцированная работа по карточкам. Необходимо было подобрать и вставить подходящие по смыслу глаголы 1 или 2 спряжения, образовать глаголы 2-го лица ед. числа, определить спряжение, выделить личные окончания.
Цель этапа рефлексии учебной деятельности - заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. Именно она позволяет ученику осознавать его самобытность, индивидуальность и уникальность. Такой подход соответствует смысловому содержанию понятия "образование" как формированию образа собственного "Я". Обсуждая то, что узнали, и то, как работали, каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы, и показывают сигнальные карточки.
1.Знаю и могу научить, другого определять, спряжение глагола (зелёный). Оценка «5».
2.Знаю и могу определить спряжение глагола (карточка желтого цвета). Оценка «4».
Как результат рефлексии - дифференцированное домашнее задание,при выполнении которого ребёнок знает, на что обратить особое внимание. Для его выполнения был проведён инструктаж. Учащимся с высоким уровнем мотивации предлагается написать «Синквейн», а для детей со средним уровнем - сказку о Глаголе, используя глаголы 1 и 2спряжения, детям которые испытывают, затруднения при выполнении упражнения предлагается работа по учебнику (с.59, упр.122).
В конце урока внимание детей настраивается, что же произошло с героями сказки?
Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Какая семья оказалась не в том царстве, узнаем на следующем уроке. На самом загадочном моменте заканчиваем урок.
Дети с нетерпением будут ждать наступления нового урока.
Использование презентаций, наполненных красочными иллюстрациями, способствовало лучшему осознанному восприятию учебного материала, развитию познавательной и мыслительной активности, помогло создать на уроке особую эмоциональную атмосферу и применялось согласно требованиям СанПин.
Применяемые на уроке методы и приемы позволили в течение всего урока поддерживать интерес к уроку. Дети давали самооценку работе и ответам товарищей.
Считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была эффективной и поставленные задачи урока реализованы.
Класс сильный, учащиеся быстро и правильно усваивали материал, анализировали и исправляли ошибки, самостоятельно выполняли предложенные задания, показывали свою заинтересованность в решении задач и результатах работы. Работоспособность ребят была высокая.
Список источников
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 151 с.
2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования, утвержден приказом Мин. образования и науки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357.
3. Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982, №4, с.24 – 38.
4. Григорьева Н. И. Словесные игры, используемые на уроках русского языка / Н. И. Григорьева // Актуальные вопросы современной педагогики. — Уфа: Лето, 2015. — С. 104-106.
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа./ [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещеие,2012.-223с.
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии М., 1998