kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поэтические миниатюры. Ю. Коваль «Букет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок включен в систему уроков литературного чтения по теме «Поэтические миниатюры». Урок изучения нового материала построен на основе личностно-ориентированного подхода в обучении. Ключевую роль при изучении данного произведения играет технология развития критического мышления. В процессе изучения темы решается задача совершенствования умения у  младших школьников анализировать текст, выделять главное, обобщать и делать выводы.     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок Ю.Коваль.Букет»

Государственное учреждение образования «Средняя школа №2 г. Борисова»







Урок литературного чтения в 4-м классе



Тема урока: Поэтические миниатюры. Ю. Коваль «Букет»






Учитель начальных классов Н.Е. Петрович









2016





Тема урока: Поэтические миниатюры. Ю. Коваль «Букет»


Цель:

Планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать:

  • биографию Ю. Коваля, его произведение «Букет»;

уметь:

  • выразительно читать данное произведение, соблюдая темп и тон чтения в зависимости от эмоционального настроения произведения;

  • подробно пересказывать содержание рассказа;

  • с помощью выборочного чтения подтверждать свои суждения;

  • выявлять и исследовать образные выражения лирического произведения

Задачи личностного развития:

  • способствовать формированию у учащихся навыка правильного, выразительного чтения;

  • создать условия для развития воображения, эмоционального восприятия произведения;

  • содействовать развитию умений анализировать текст, выделять главное;

  • содействовать воспитанию любви к поэтическому слову, картинам родной природы

Тип урока: изучение нового материала


Приёмы развития критического мышления: «Инсерт-чтение с пометками», «Синквейн»


Оборудование: мультимедийная презентация, иллюстрации по теме, учебники, задания для работы в группах, карточки для «чтения с пометками», таблица для инсерта


Ход урока


I. Организационный момент

1. Проверка готовности учащихся к уроку

2. Эмоциональная настроенность учащихся



II. Основная часть

  1. Проверка домашнего задания: зачитывание творческих мини-сочинений на тему «Новое рождение снега» по произведению Э. Шима «Снег и Кисличка»

  2. Объявление темы и задач урока: мотивационный момент

Сегодня на уроке мы:

  • познакомимся с поэтической миниатюрой и творчеством Юрия Коваля;

  • научимся чувствовать настроение лирического произведения;

  • раскроем тайну рассказа «Букет»

  1. Мультимедийная презентация: «Творческий и жизненный путь Ю. Коваля», «Знакомство с термином поэтические миниатюры» (Приложение 1)

Отгадайте название рассказа: БУМ-М+КЕН-Н+ТО-О.Какие ассоциации возникают у вас на слово букет?

Речевая разминка с мимическими масками: осколки, букет, невиданный

цветок.

Дыхательная гимнастика:

  • вдох-выдох со счётом;

  • задувание свечи;

  • посещение цветочного магазина;

  • увлажнение белья водой

  1. Работа над рассказом: чтение с предугадыванием (Приложение 2)

Весь текст разделен на смысловые части. Учащиеся читают маленькие

отрывки и угадывают, что произойдёт далее.

Чтение с пометками: помечайте непонятные слова, выражения , помечая + - то, что вы знали, ! – то, что стало для вас новым, ? – непонятное.

Заполнение таблицы учителем со слов детей:


+

!

?

Беспорядок

Осколки чашек

Вытекающее из бидона молоко

Букет с зелёными глазами

Чёрный невиданный цветок, прыгнувший в форточку



Лексическая работа:

  • Бидон - ёмкость для хранения молока

  • Пижма обыкновенная - это многолетнее травянистое растение семейства сложноцветных

  • наглый - нахальный, дерзкий, бесстыдный


Проверка эмоционального восприятия произведения

  • Какие чувства вызвал этот рассказ?

  • Какое настроение было у автора, когда он писал рассказ?

  • Какого цвета данное произведение?

  • Докажите, что это поэтическая миниатюра.

  • Выборочное чтение: нахождение отрывка к иллюстрации.

  • Бинарное чтение: найдите и прочитайте, что автор говорит о букете.

  • Чтение голосом старушки, медведя, ребёнка, слона, кота.

  • Нахождение предложения, которое мог бы прочитать человечек (смайлик)




5.Физкультминутка ( Музыкальный клип «Движение - жизнь»)

Анализ произведения

  • Кто является героем этого рассказа?

  • А ещё какой невидимый герой присутствует в этом произведении?

  • Интересно ли написан рассказ? Докажите свои суждения.

  • Почему букет предстает перед нами живым суще­ством? Как этого добивается автор? Подтвердите свой ответ словами из текста.

  • Почему букет «всколыхнулся»?

  • Про какой невиданный цветок рассказывает автор?

  • Каким бы вы назвали этот поворот событий в рас­сказе (удачным, неожиданным, волшебным)? Почему?

  • Как автор относится к своим героям?

  • Какова главная идея этой миниатюры?

  • Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать этот рассказ, какие основные достоинства ты бы отметил?

6. Творческая работа в группах

1-я: Составление «Фишбона».

В нижнем прямоугольнике формулируем проблему. Путём анализа произведения определяем причины и аргументы справа и слева. Затем в верхнем треугольнике делаем вывод.



вывод







причины факты



проблема

Проблема. Невиданный чёрный цветок


Факты. Беспорядок в доме: осколки посуды

«Нагловатый» букет

Чёрный кот - хозяин в доме


Причины. Кто-то хотел выпить молоко

Цветы прятали кота и были с ним заодно

Симпатия автора к коту


Вывод. Ю. Коваль очень любит природу




2-я: Составление диафильма: детям раздают картинки, текст делится на части и учащиеся восстанавливают последовательность. Все рисунки соединяются и используются для краткого пересказа.


3-я: Составление синквейна «Миниатюра»

  • написать имя существительное по теме

  • два имени прилагательных

  • три слова-действия

  • предложение

  • слово-смысл темы

Миниатюра

Лаконичная, поэтическая

Чувствует, творит, окрыляет

Поэтическая миниатюра рисует словами

Волшебство


4-я: Составление письма автору Ю. Ковалю по опорным словам.

III. Итог урока

  • Что нового вы узнали о Ю. Ковале?

  • Почему рассказ «Букет» относится к жанру поэтической миниатюры?

  • Прочитав этот рассказ, хотелось бы вам сочинить музыку, написать картину или стихотворение?

  • Что вас удивило на уроке?


Оценивание ребят

Домашнее задание

«Паутина идей»: ребята становятся в круг, и, передавая клубок, высказывают свои мысли о полученной информации на уроке.


Приложение 1

Биография, история жизни Коваля Юрия Иосифовича

Детство, семья

Коваль Юрий Иосифович, детский писатель, сценарист мультфильмов, детских кинофильмов, автор и исполнитель песен, художник и скульптор родился 9-го числа в феврале месяце 1938 года в Москве. Он был младшим братом политолога и историка Бориса Иосифовича Коваля. Родители: отец был на службе в уголовном розыске, мать работала в психиатрической больнице главным врачом. Детские годы писателя пришлись на войну. В это время он заболел костным туберкулёзом.



Образование педагога, работа в школе

Юрий Коваль закончил педагогический институт и один год работал в Татарии в сельской школе. Его специальность была "преподаватель литературы, русского языка, истории и рисования". Во время учёбы в институте он увлёкся скульптурой, мозаикой и фреской, занимался рисунком и живописью. У него открылись способности к рисованию, а также он занимался музыкой – играл на банджо, пианино, гитаре. Он сочинял прозу и стихи для институтской многотиражки. Учительствуя в Татарии, он написал серию рассказов, которые не были опубликованы. Также он привёз, вернувшись в Москву, много картин.



Творческий путь писателя

В Москве Юрий Коваль стал работать учителем в средней школе для рабочей молодёжи. Писал он в это время под псевдонимом довольно оригинальным – "Фим и Ам Курилкины", делая это в соавторстве с однокурсником Леонидом Мезиновым, сотрудничал с журналом "Детская литература". Он написал свою первую "Сказку о том, как строился дом", повесть для детей, в 1966 году. Повесть имела успех и была напечатана. Затем Коваль стал заниматься только писательским трудом и публиковался в "Мурзилке" и других журналах. Громкий успех принес ему рассказ "Алый" о жизни на погранзаставе. Юрий Коваль открыл им серию "пограничных" рассказов. На сценарий рассказа "Алый" был снят фильм.

Юрий Иосифович стал путешествовать на автомобиле по Русскому Северу и Уралу. Он вел альбомы дневников огромного размера, которые назвал "Монохроники". Эти записи явились основой многих произведений, которые легли в основу его книги "Чистый Дор". Книга "Приключения Вани Куролесова" стала победителем конкурса на лучший пародийный детектив для детей (1972 год). По итогу десяти лет писательской работы в детской литературе вышел сборник "Кепка с карасями". В 1975 году по рассказу Коваля "Недопёсок" был снят фильм режиссёром Юрием Бочаровым, был поставлен радиоспектакль, к которому Юрий Коваль написал несколько песен и сам исполнил их. В период 80-90-х годов вышли взрослые рассказы Юрия Иосифовича Коваля.Юрий Иосифович Коваль стал писать произведения для детей в начале 60-х годов. Он был награждён дипломом Аркадия Гайдара в 1983 году и был лауреатом конкурса на лучшее литературное произведение для детей. При жизни было опубликовано более 30 книг. Писатель написал много миниатюр о животных, о природе и деревне. Произведения для взрослых менее известны, чем детская литература. Роман "Суер-Выер" был отмечен премией на Международном конгрессе писателей-фантастов в 1996 году. Книга была посвящена Бэлле Ахмадулиной. Писатель подолгу жил в деревне Чистый Дор, в которой написаны многие рассказы, вошедшие в посмертный сборник "АУА" (название придумано самим Юрием Ковалем). Юрий Иосифович долгие годы вёл семинар начинающих писателей в журнале "Мурзилка".



Премии и награды

Юрий Иосифович Коваль стал победителем во Всесоюзном конкурсе в 1972 году на лучшую детскую книгу, его книга выдвигалась на Государственную премию. Коваль получил Почётный диплом за книгу "Самая лёгкая в мире лодка" от Международного совета по юношеской и детской литературе, эту книгу можно также отнести к жанру фантастики, хотя она была определена автором как роман. Писатель получил премию "Странник" от Международного конгресса писателей-фантастов. Коваль также получил премию "Бронзовая улитка" (в 1995 году), премию "Интерпресскон" (в 1995 году).

Умер писатель 2 августа в 1995 году в Москве.




















Приложение 2

Для чтения с пометками


  1. Я вошел в дом и застыл на пороге. По полу разливалось молочное озеро. Вокруг него валялись осколки чашек, бутылка, ложки.

Кто тут?! Кто тут, чёрт подери!


  1. В комнате всё было вверх дном. Только букет стоял на столе целый и невредимый. Среди разгрома он выглядел как-то нагловато. Показалось, что это букет во всём виноват.


  1. Заглянул под печку, заглянул на печку — ни на печке, ни под печкой, ни в шкафу, ни под столом никого не было. А под кроватью я нашёл бидон, из которого вытекал белоснежный ручеёк, превратившийся в озеро.

Вдруг показалось — кто-то смотрит!



  1. И тут я понял, что это на меня смотрит букет.

Букет — подсолнухи, пижма, васильки — смотрел на меня наглыми

зелёными глазами.



  1. Не успел я ничего сообразить, как вдруг весь букет всколыхнулся, кувшин полетел на пол, а какой-то чёрный, невиданный цветок изогнул дугой спину, взмахнул хвостом и прямо со стола прыгнул в форточку.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Поэтические миниатюры. Ю. Коваль «Букет»

Автор: Петрович Наталья Евгеньевна

Дата: 27.06.2016

Номер свидетельства: 336252


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства