Цель: изучение состава и свойств почвы путём освоения учащимися опытно-экспериментальной деятельности. Задачи: Образовательные: формировать понятие «почва»; выявить основные свойства почвы; в процессе опытов установить состав почвы; формировать представление о видах почвы. Развивающие: развивать умение выполнять лабораторно-практическую работу ; развивать умение наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; развивать речь учащихся, кругозор, Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, через самостоятельную работу на уроке и подготовку к нему; воспитывать бережное отношение к природе, желание сохранять чистоту и плодородие почвы. Тип урока: новая тема. Вид урока: нетрадиционный урок (урок-исследование) . Методы: словесный, наглядный (для развития наблюдательности, проявления внимания к изучаемым вопросам) , практический (для развития практики умения и навыков) , проблемно-поисковый (для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу) , самостоятельная работа с целью формирования навыков учебного труда. Приёмы: беседа, показ, рассказ, самостоятельная работа Формы организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальная, групповая, фронтально-коллективная. Средства обучения (оборудование) : учебник «Познание мира» 2 класс авт. Аймагамбетова К. и др. , АлматыкIтап, 2010. , тетрадь; презентация «Почва», мультимедийная установка; лупа. прозрачные стаканы с водой, палочки, промокательная бумага (у учителя и каждой группы) Ход урока. Самоопределение к деятельности (Организационный момент. Психологический настрой. ) Я рада этой новой встрече,(слайд2) Мне с вами интересно, друзья! Интересные ваши ответы С удовольствием слушаю я. Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! Работать мы сегодня будем в 3 группах./филины, бабочки, ласточки/ Правила работы в группах: II. Актуализация знаний (повторение, подготовка к новой теме) . Прежде чем приступить к новой теме, мы повторим тему «Вода». 1.Каждая группа составьте кластер о воде. 5-7 мин.,/защита постера/ III. Постановка учебной задачи.Игра «Узнай меня» Слайд№4 -Тему сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадку: Бьют меня ногами, Режут грудь ножами. Каждый хочет растоптать. Я с подарками опять. Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? Правильно, Земля. У слова «земля» несколько значений. Одно из них – «почва», верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Сегодня объектом нашего изучения будет почва. Вы узнаете состав почвы, её свойства. Проблема: что же входит в состав почвы? Гипотеза: если проведём опыты, возможно узнаем что входит в состав почвы. Цель: определение состава почвы. Задачи: -определить, что такое «почва»; -провести опыты и установить, что входит в состав почвы; -познакомиться с видами почвы; -определить что для почвы полезно, а что вредно. IV. «Открытие» нового знания. На своих столах вы видите приборы разные? Как вы думаете, чем мы будем заниматься? (проводить опыты) Сегодня на уроке мы будем учёными-исследователями. Будем исследовать почву. Что такое почва? (слово учителя) Гранит, песок, глина – горные породы. Чистые горные породы бесплодны, растения на них не растут. Вспомним побережья горной реки, озера, моря, глиняный карьер. В пойме реки, где весной разливаются её воды, чего только нет. Густой стеной растёт тальник, тростник, травы. Обилие растений связано с наличием почвы. Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения, называют ПОЧВОЙ. Слайд-6 Что входит в состав почвы? Слайд№ 7 Гниющие остатки растений и животных образуют перегной в почве. Чем больше перегноя в почве тем она темнее. Именно поэтому самые плодородные почвы называют Чернозёмом. Плодородие - основное свойство почвы. Что растения получают из почвы? Слайд №8 Обитатели земли растения и насекомые –на земле. В почве черви ,грибницы, микробы ,мелкие животные? Слайд№ 9 Люди используют глину и песок в строительство, выращивают на почве растения. Как мы заботимся об охране почвы. Слайд №10. Динамическая пауза А теперь перейдем к практической работе . По группам выполняем задания № | Задание | Вывод, почему? | Опыт 1 | На рисунке стр 38 изображены 3 вида почвы .Как вы думаете ,какая из них самая плодородная | | Опыт2 | Рассмотри почву. Найдите в ней мелкие корешки, стебельки, остатки растений, насекомых . О чем это говорит | | Опыт 3 | Бросить комочек сухой почвы в воду. Что произошло? | | Опыт 3 | Если в сухую воду налить немного воды. Что произойдет ? | | Затем спикеры каждой группы рассказывают о своих результатах. Какой можно сделать вывод?-Что есть в почве? Какое основное свойство почвы? Обсудите в группах «Значение почвы в жизни человека » Рефлексия С чем вы сегодня познакомились ? Составьте экопоэму со словом ПОЧВА. Оценивание. Д/з читать стр42-44. Рисунок Береги землю.
|