урок по окружающему миру в 3»В» классе по теме «Память о прошлом»
Основные цели:
-Познакомить учащихся с исторической наукой, показать значение изучения прошлого, роль исторической науки в жизни общества и человека.
- Развивать умение анализировать источники истории: умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать исторические события, аргументировать свою точку зрения.
- Воспитывать бережное отношение к памятникам старины, интерес к истории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по окружающему миру»
Конспект
урока
по окружающему миру
в 3»В» классе
по теме: «Память о прошлом»
урок по окружающему миру в 3»В» классе по теме «Память о прошлом»
Основные цели:
-Познакомить учащихся с исторической наукой, показать значение изучения прошлого, роль исторической науки в жизни общества и человека.
- Развивать умение анализировать источники истории: умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать исторические события, аргументировать свою точку зрения.
- Воспитывать бережное отношение к памятникам старины, интерес к истории.
Ход урока
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята.
Актуализация знаний
-Можно ли по фотографиямузнать о том, что было 500 лет назад или 1000 лет назад? (нет, т.к. фотоаппараты были созданы в середине 19 века.)
(слайд 2)
-Посмотрите на фото. Что их объединяет? (одной историческое событие, мемориальный комплект был В пяти километрах от шоссе Брянск - Орел к 25-летию освобождения Брянска от фашистских захватчиков создан интересный мемориальный памятник, состоящий из ряда сооружений и получивший наименование "Мемориальный комплекс на партизанской поляне". Комплекс воздвигнут в честь павших и живых участников партизанского движения. Автором его является брянский архитектор-художник В.Н. Городков, выполнивший на общественных началах сложный проект.)
-Откуда мы можем узнать о жизни людей, живших сотни и тысячи лет назад, когда еще не было фотоаппарата? (из фильмов, книг, летописей, найденных вещах при раскопках)
-Существуют предметы, которые нам могут рассказать о многих исторических событиях.
3. Постановка темы урока.
- А кто знает есть ли такая наука которая занимается прошлым? (история)
-Тема нашего сегодняшнего урока связана с наукой историей, с тем как она изучает прошлое. Звучит она «память о прошлом».
4. «Открытие» детьми нового материала.
-А кто знает чем занимается истории?
-Для чего нужна история?
-У вашей семья есть история?(да,у каждой семья есть история, родословное древо)
- Кто может рассказать о каком-то историческом событии вашей семьи? Возможно, у кого-то родственники воевали. (примеры из истории семьи)
-Так как вы думаете, что такое история? Что это за наука? (ответы детей)
- Давайте узнаем правы ли мы. Для этого откроем учебник на стр.25 и прочитаем.
-Так что же такое история? (это наука о прошлом человечества)
(слайд 3)
-Давайте рассмотрим эти предметы.
-Как вы думаете, что это за предметы? (исторические источники)
(слайд 4)
-Все вместе это называется исторические источники.
-Приведите свои примеры исторических источников.
(слайд 5)
-На какие группы можно разделить данные предметы? (вещественные и письменные)
-Дополним своими примерами.
-Рассмотрим иллюстрации на стр. 23 и разделим их по группам.
-Где можно встретить «исторические источники»? (в музеях)
(слайд 6)
- Один из самых известных - Государственный исторический музей. Рассмотрим иллюстрацию. Опишите, каким вы видите это здание.
-А сейчас нам расскажет Даша Симоненко об этом музее (Исторический музей основан в 1872 году в Москве. Музейные коллекции были собраны усилиями научной общественности всей России, а также за счёт даров коллекционеров. Здание музея было построено на Красной площади в 1875-1883 годах в русском стиле по проекту архитектора В. Шервуда. В 1883 году музей был открыт для посетителей. Это крупнейшее в России хранилище памятников истории и культуры (более 4 миллионов единиц хранения).
- Что нового мы узнали из этого сообщения?
- А кто может привести примеры брянских музеев?
(слайд 7)
-О нашем краеведческом музее расскажет Варя? (В основе фондов музея — ценности из из усадеб и монастырей, национализированных в 1921г. В 1943 г. музей был полностью разорен фашистами. В послевоенное время были собраны новые коллекции, для которых в 1982 г. построили современное здание. Экспозиция, исполненная на высоком художественном уровне, делится на три части. В разделе «Природа» представлены 4 диорамы «Времена года» с живописными полотнами академика Френца; показан животный и растительный мир, геологическая история, полезные ископаемые. В разделе «История» выставлены уникальные археологические памятники, древнее оружие, старопечатные книги, семейные реликвии поэтов Ф.Тютчева, А.Толстого, певицы А.Вяльцевой, представлены материалы об участии брянцев в Куликовской битве, Северной войне, о брянской верфи и металлургических заводах края. В разделе современной истории можно увидеть реликвии партизанского движения, дятьковский хрусталь, личные вещи космонавта Афанасьева. В течение года музей проводит 20 — 30 выставок самой различной тематики. В фондах музея насчитывается 178 тысяч экспонатов основного фонда. Под эгидой музея проводятся археологические раскопки, издаются сборники трудов и исследования по археологии, генеалогии и истории Брянского края.)
-Что нового мы узнали из этого сообщения?
- А теперь рассмотрим иллюстрации на стр 24. Какие иллюстрации говорят об исторических событиях?
-Для чего важно знать прошлое? Ответить на этот вопрос поможет учебник на стр. 24.
(Слайд 8)
-Многие памятники дошли до наших дней. Например Памятник «тысячилетие России» (слайд 9-15)
-Этот памятник является живой историей России.
-Так кто может сказать что такое живая история?
- История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. Как вы понимаете эти слова? (Слайд 16)
5. Первичное закрепление
Кроссворд
Зад. «Соотнеси даты»
6. Подведение итогов
-Что нового узнали на уроке?
-С какими понятиями познакомились?
- Что такое история?
7. Домашнее задание
Стр. 22-25, Найти материал о любом историческом предмете, памятнике истории; рассказать, что мы можем узнать по данному историческому источнику.
п
и
с
ь
м
е
н
н
ы
е
л
е
т
о
п
и
с
ь
в
е
щ
е
с
т
в
е
н
н
ы
е
к
о
л
ь
ч
у
г
а
а
р
х
и
в
и
с
т
о
ч
н
и
к
п
а
м
я
т
н
и
к
К какой группе источников относятся: летопись, берестяная грамота, старинные письмена…
Первый письменный исторический источник.
К какой группе источников относятся: монеты, доспехи, старинная посуда.
Старинная одежда русского воина, для сражений.
Помещение для хранения исторических документов.
Синоним к слову ключ, родник.
Изваяние из камня или металла, посвященное личности ли событию.
Государственный исторический музей.
Исторический музей основан в 1872 году в Москве. Музейные коллекции были собраны усилиями научной общественности всей России, а также за счёт даров коллекционеров. Здание музея было построено на Красной площади в 1875-1883 годах в русском стиле по проекту архитектора В. Шервуда. В 1883 году музей был открыт для посетителей. Это крупнейшее в России хранилище памятников истории и культуры (более 4 миллионов единиц хранения).
Брянский краеведческий музей.
В основе фондов музея — ценности из из усадеб и монастырей, национализированных в 1921г. В 1943 г. музей был полностью разорен фашистами. В послевоенное время были собраны новые коллекции, для которых в 1982 г. построили современное здание. Экспозиция, исполненная на высоком художественном уровне, делится на три части. В разделе «Природа» представлены 4 диорамы «Времена года» с живописными полотнами академика Френца; показан животный и растительный мир, геологическая история, полезные ископаемые. В разделе «История» выставлены уникальные археологические памятники, древнее оружие, старопечатные книги, семейные реликвии поэтов Ф.Тютчева, А.Толстого, певицы А.Вяльцевой, представлены материалы об участии брянцев в Куликовской битве, Северной войне, о брянской верфи и металлургических заводах края. В разделе современной истории можно увидеть реликвии партизанского движения, дятьковский хрусталь, личные вещи космонавта Афанасьева. В течение года музей проводит 20 — 30 выставок самой различной тематики. В фондах музея насчитывается 178 тысяч экспонатов основного фонда. Под эгидой музея проводятся археологические раскопки, издаются сборники трудов и исследования по археологии, генеалогии и истории Брянского края.