Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературного чтения «В. Лидин «Завет»»»
План-конспект урока литературного чтения
В.Лидин «Завет»
Учитель: Акулова Наталия Владимировна
УМК «Гармония»
Класс:4 Предмет: литературное чтение
Тема урока: В. Лидин «Завет»
Тип урока: урок «открытия» нового знания с применением элементов технологииразвития критического мышления.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по «открытию» нового знания.
Задачи урока: формируемые УУД.
Познавательные: познакомить учащихся с произведением В. Лидина «Завет», биографией писателя; учить детей анализировать текст и составлять план произведения, отрабатывать навыки выразительного чтения по ролям.
Регулятивные: развитие умений самоконтроля, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.
Личностные: воспитывать нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения; расширить кругозор в области литературы, прививать любовь к чтению.
Коммуникативные: развитие умений слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблемы; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устного ответа, развивать устную речь.
Ход урока
1. Организациооный этап.
- Встали, посмотрели, все ли у вас готово к уроку. Посмотрели друг на друга, улыбнулись, тихо сели. Начинаем урок.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Ученик читает стихи по музыку Моцарта «Реквием»:
http://muzofon.com/search
Играют дети всей земли в войну, Но разве о войне мечтают дети? Пусть только смех взрывает тишину На радостной безоблачной планете! Над вьюгами и стужами седыми Вновь торжествует юная весна И как огонь с водой Несовместимы, Несовместимы дети и война!
Как было много тех героев, Чьи неизвестны имена. Навеки их взяла с собою, В свой край, неведомый, война. -Ребята, мы не случайно начали наш урок с этого стихотворения. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Тема: дети и Великая Отечественная война в произведениях писателей)
- Как вы их понимаете?
- К сегодняшнему уроку мы с вами организовали выставку рисунков и книг «До последнего дыхания…». Почему она так называется?
- Что объединяет все рисунки?
- В книгах, которые представлены на выставке можно прочитать… и посмотреть…(беседа по выставке книг).
- Сегодня мы познакомимся с произведением Владимира Германовича Лидина «Завет». (На слайде фамилия автора и название произведения)
-Какие цели исходя из темы сегодняшнего урока мы можем перед собой поставить?
(-Познакомиться с творчеством В. Лидина.
-Познакомиться с произведением «Завет».
-Учиться читать выразительно по цепочке.
-Обогащать словарный запас.
-Развивать речь.
-Учиться работать с текстом.
- Учиться составлять план.)
3. Открытие нового знания
Сообщение ученика о биографии автора.
-Владимир Германович Лидин (настоящая фамилия Го́мберг) (вывесить портрет) — русский советский писатель, родился в 1894 в купеческой семье. Учился в институте восточных языков. Ещё в студенческие годы начал публиковать рассказы. Во время Гражданской войны добровольцем воевал в Красной Армии. Во время Великой отечественной Лидин был военным корреспондентом газеты «Известия». Поэтому тема войны ему очень близка. После войны жил в Москве, более 30-ти лет преподавал в Литературном институте. Умер в 1979.
-А теперь познакомимся с произведением Лидина «Завет».
-Ребята, как вы думаете, что такое завет? (наставление, заветы потомкам, людям будущих поколений).
-Верны ли были ваши предположения?
(По ходу словарной работы после объяснения значений слов детьми на
экране появляются новые определения и изображения незнакомых предметов)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе?
- Что обозначает картинка-символ вначале произведения?
- В произведении, которое мы будем сегодня читать, встретятся и другие трудные слова.
Флюгель – небольшой дом во дворе большого здания (дополнительная пристройка к дому.)
Журавль - длинный шест, служащий для подъема воды из колодца.
Обелиск – памятник в виде суживающегося кверху граненого столба.
Мальва – растение с высоким стеблем и крупными цветами.
-Начинаем знакомиться с произведением. Читать будем по цепочке с остановками и обсуждать прочитанные отрывки.
1. - О чем говориться в этой части?
- Как вы себе ее представляете о женщину, прибывшую в город?
- Зачем она приехала в город, выскажите свои предположения?
-Как озаглавим эту часть? (Женщина с ландышами)
2. - Куда шла женщина?
- Кто был похоронен в могиле?
- Кого женщина встретила на могилке Наташи?
- Как она отнеслась к Тане, когда увидела ее? Найдите и зачитайте слова, предложения, указывающие на особое отношение («Моя хорошая девочка, - сказала женщина растрогано…), (не выпуская руки девочки, посадила рядом с собой).
- Как вы думаете, кем женщина доводилась Наташе Осташко?
- Предположите, кем была Наташа Осташко?
–Как озаглавим эту часть? (Встреча)
3. -Кем же оказалась эта женщина? Как ее зовут? (Ольга Петровна Осташко, мама Наташи.)
- Кем была Наташа? (партизанкой)
- Что она сделала? Зачитайте
- Почему Таня приносит цветы? (поклялись)
- Почему женщина была с ландышами?
- Как дальше будут разворачиваться события в рассказе, выскажите свои предположения?
–Как озаглавим эту часть? (Рассказ о Наташе Осташко)
4.-Зачитайте слова, написанные детским почерком на линованной странице. («Быть героем…»)
-Какой завет передала Наташа? (любить свою Родину)
- О чем дальше пойдет речь в рассказе?
–Как озаглавим эту часть? (Уголок Наташи)
5. - Зачем Ольга Петровна пришла к маме Тани?
- О чем она ее попросила? Найдите и зачитайте эти строки.
- Почему письмо веры Ивановны обрадовало бы маму Наташи Осташко?
- Что означает картинка-символ вначале произведения?
–Как озаглавим эту часть? (Разговор с Верой Ивановной (мамой Тани))
После того, как дети озаглавливают каждую часть, на экране постепенно создается план произведения.
4. Закрепление
- Ребята, какой вы представляете себе Наташу. Опишите ее словами. Сколько ей было лет (17), каковы черты ее характера (отважная, храбрая, любила цветы, музыку, все в жизни, прямоту, честность), как погибла (сказала всем уходить, а сама стреляла до последнего).
- Можем мы сказать, что Наташа – герой?
- Почему мама Наташи сказала, что ее дочь не исчезла бесследно? (потому что о ней помнят, как помнят о любом герое, отдавшем свою жизнь за Отечество)
-Что вы можете сказать о Тане? (добрая, ответственная)
- Какую клятву дала Таня и ее подруги? (поклялась быть такой как Наташа)
- Похожи ли Таня и Наташа? Чем?
- Поступила бы Таня как Наташа?
- Как автор показал, отметил внутреннее сходство двух девочек? (последний абзац)
- На экране «Логическая цепочка». Восстановите последовательность событий рассказа в тетради.
- Проверим.
4
3
1
5
2
-На доске перепутались части пословиц, соедините пословицы правильно. Работаем в парах.
Герой никогда не умрет, за Родину горой.
Героями не рождаются, он вечно в народе живет.
Герой – героями становятся.
(Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет.
Героями не рождаются, героями становятся.
Герой – за Родину горой.)
-Как вы думаете, какая из пословиц больше подходит к данному произведению? ( 1 , т.к. Наташа оставила память о себе)
-Какой эпиграф больше всего подходит к нашему сегодняшнему уроку. Обоснуйте свой ответ.
На экране эпиграфы:
«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете»
Твардовский А.
“Война – незаживающая рана, которую получил мир”
Дж. Б. Пристли.
“Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка”
Ф.М. Достоевский.
-Составьте синквейн по теме урока (на экране первая строчка синквейна, по итогам работы появляются следующие четыре строки)
1. Герой
(2. Мужественный, бесстрашный.
3. Молчат, терпят, не сдаются.
4. Их имена живут в памяти.
5. Подвиг )
5. Итог урока.
- Пришло время подвести итог нашему уроку. Продолжите любое предложение, которое видите на экране
- Сегодня я узнал…
-Интереснее всего мне было…
-Больше всего меня взволновало…
-Еще я хотел бы узнать…
-Я испытал трудности…
6. Оценки за урок.
7. Домашнее задание.С. 165-172 пересказ по плану, вопросы.