kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План урока по литературному чтению во 2 классе на тему: К.И.Чуковский «Федорино горе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке используются различные формы и методы работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План урока по литературному чтению во 2 классе на тему: К.И.Чуковский «Федорино горе»»

МБОУ Творишинская СОШ






План урока


по литературному чтению

во 2 классе

на тему:



К.И.Чуковский «Федорино горе»



Учитель: Жорова Н.И.













январь, 2020 г.







Урок 76. Тема К. И. Чуковский «Федорино горе»

Цель:

* создать условия для ознакомления с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе»;

* способствовать развитию образного и ассоциативного мышления, навыка оптимального чтения, творческих способностей.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

научатся: читать выразительно, отражая настроение стихотворения;

получат возможность научиться:

  • воспринимать на слух художественный текст;

  • определять смысл произведения;

  • находить слова, которые с помощью звуков помогают представить образ героя произведения;

  • определять особенности юмористического произведения;

  • рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним;

  • объяснять лексическое значение некоторых слов, обращаясь к словарю учебника и толковому словарю.

Метапредметные:

Познавательные:

  • овладеют навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки;

Регулятивные:

  • формируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат;

Коммуникативные:

  • адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.

Личностные:

  • проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость.

Оборудование:

*выставка книг К.И.Чуковского, портрет автора, аудиозапись сказки “Федорино горе”,

*презентация к уроку, карточки

На доске:

"Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный."
И.Андроников



I. Организационный момент.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Работать на уроке будет веселее, когда у всех замечательное настроение.



II. Постановка темы и цели урока.

1.Слово учителя о К.И.Чуковском.

- В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивейших уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек. С давних пор дети с великой нежностью называли его ласковым именем “Чукоша”.

- Назовите имя этого человека?

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями замечательного детского поэта К. И. Чуковского.



III. Проверка дом.задания

1. Беседа с уч-ся.

- А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком?

(Родился 31 марта 1882г в Петербурге в бедной семье. По-настоящему его звали Николай Иванович Корнейчуков. Писатель очень любил детей, дружил с ними, писал для детей. Дети ласково называли его дедушка Корней, дядюшка Чукоша. Владел несколькими языками, переводил. Чуковский перевёл такие произведения, как “Робинзон Крузо”, “Приключение Тома Сойера”, “Приключение барона Мюнхаузена”. Отличался большим трудолюбием)

-Ираклий Андроников писал: “Талант у Чуковского неиссякаемый, умный,

блистательный, весёлый, праздничный”

(чтение одним учеником, хором)

- Как вы понимаете слово – неиссякаемый?

2.Толковый словарь Ожегова: неиссякаемый –обильный, непрекращающийся поток, неиссякаемая энергия.

- Блистательный? Блистательный – отличающийся выдающимися достоинствами, проявляющий исключительные способности.

- Подберите синонимы к слову блистательный. (великолепный, замечательный, блестящий, выдающийся, бесподобный)

- Праздничный? Синонимы- радостный, счастливый, оживлённый, ликующий.

- Посмотрите на выставку книг писателя. Многие из них вам уже знакомы.

- Какие виды жанров встречаются в произведениях К. И. Чуковского? (сказки, стихи, песенки, загадки)

- Чему учат книги К. И. Чуковского? (доброте, любви, весёлому настроению, радости общения друг с другом)

- С какими произведениями вы познакомились на прошлых уроках?

3. Д/з было: выучить стих-е “Радость”

Проверка (несколько человек)

IV. Работа по теме урока.

1.Рассказ учителя.

- К. И. Чуковский одарил всех нас просто сказочной щедростью, хотя детским поэтом и сказочником стал случайно.

Помог случай. Заболел его сын. Мальчик всё время плакал, не мог уснуть. Чуковский, чтобы его отвлечь начал рассказывать

Жил да был крокодил

Он по улице ходил.

Крокодил, крокодил, крокодилович.

Это первые строчки его сказки «Крокодил». Сын успокоился и стал слушать. На следующий день он всё рассказал отцу по памяти.

А вот другой случай. К. И. Чуковский работал в своём кабинете, как услышал, что плачет младшая дочка, не желая мыться. Он вышел из кабинета. Взял дочку на руки и совершенно случайно для себя сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам, стыд и срам.

Так появилась другая сказка «Мойдодыр»

- К. И. Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".



- Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете произведения Чуковского?

2.Викторина по произведениям К.И.Чуковского

Двое учеников приготовили викторину. Они будут читать отрывки из произведений, а вы должны назвать это произведение.



1) Ох, не лёгкая эта работа -
из болота тащить бегемота. (Телефон)



2) Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет , будет трубочист

Чист, чист, чист, чист! (Мойдодыр)



3) Сапоги скрипят,

Каблуки стучат.

Будет, будет мошкара

Веселится до утра. (Муха-Цокотуха)



4) Приходи к нему лечится
И корова, и волчица (Доктор Айболит)



5) Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мышки кошку изловили,

В мышеловку посадили. (Путаница)



6) Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд. (Тараканище)

ФИЗМИНУТКА



3.Работа в парах. Выполняют задание и формулируют тему урока и цели.

- На листочках, на столах записана цифры, перевернув их, мы получим буквы, из которых соберём название произведения, с которым познакомимся сегодня. Но чтобы узнать его, нам нужно отгадать шифр. Посмотрите, на доске записан код, с помощью которого мы узнаем шифр.

63712841 5123

О – 1, И – 8, Н – 4, Д – 7, Ф – 6, Е – 3, Р – 2, Г – 5

(Федорино горе)

- Какие цели поставим? Нам поможет учебник. Откройте учебник с.3 начало раздела Писатели – детям)

( 1. Мы познакомимся с произведением К.И.Чуковского «Федорино горе».

2. Мы научимся понимать, в чём заключается смысл произведения.

3. Мы будем учится определять особенности авторского текста

4. Мы будем учится рассказывать о героях произведения, выражать своё отношение к ним.)



4.Сообщение 1 ученика о создании произведения.

Послушайте как создавалось это произведение:

- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было “Федорино горе”.



5.Словарная работа : корыто, растопырила глаза, кочерга, расфуфырили, помои, прусаки.

Прежде чем мы начнём читать произведение, нам нужно разобрать слова, которые могут вызвать затруднения. У вас на столе лежат карточки под номером 1, положите их перед собой. Сейчас я буду читать слово, а вы искать его значение из различных вариантов, предложенных на карточке.

Карточка1. Определи значение трудных слов:

    1. Большой, продолговатый, открытый сосуд для стирки,

    2. Широко раскрыла

    3. Толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи

    4. Сделали пушистыми

    5. Вода с пищевыми отходами, после мытья посуды

    6. Рыжие тараканы

6.Знакомство со стихотворением Чуковского “Федорино горе».

- Внимательно послушайте произведение и скажите, какое горе случилось с Федорой?

Звучит запись в исполнении автора.

- Какое же горе случилось с Федорой?

- Почему это произошло?

( посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась)



7.Самостоятельное чтение уч-ся

8. Анализ содержания. Беседа.

- Для кого была написано произведение?

- Для чего она была написана, как вы думаете?

(Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду. Для всех, кто не любит убираться в квартире. Для детей автор хочет показать, что получается, если кругом грязно. Взрослые же не поверят, что посуда может убегать.)

- К какому жанру относится это произведение? Докажите.

- Назовите главных персонажей в этой сказке?

(Федора, посуда.)

- Как ведут себя эти предметы?

(Как люди)

- С какого эпизода начинаются события в сказке? (Посуда убегает от Федоры).

- Итак, стихотворение начинается с того, как посуда убегает от Федоры. Найдите в тексте место, где объясняется причина бегства Федориной утвари. (стр.17)

- Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так?

(Чтобы было интереснее потом).

- А теперь давайте найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде.

стр. 13.

- Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).

- Какой звук повторяется?

Слышите повтор звука [ж] помогает нам услышать скрежет убегающих ножей.

Вот ножи бегут, друг о друга стучат, скрежещут: ж – ж – ж.

- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник? А теперь прочитайте, как это предано в тексте.

- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).

- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).

А теперь прочитаем, как убегают блюдца с.14

- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [л] ?

Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.

- Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?

- Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?

- А что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки?

(ленивая, неряшливая – заботливая)

- Жалко ли вам Федору?

- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)

- Чем закончилась сказка? (Федора исправилась. Посуда вернулась.)

- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!”

(Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)

- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?

(Шутливая, но есть и серьезный смысл).

- Чему учит писатель?

(Внимательному отношению друг к другу. Доброте. Порядку).

9.Работа с иллюстрациями в учебнике.

- Поэт рассказывает нам о событиях и помогает их услышать. А кто помогает их увидеть? (Художник).

- К каким строкам можно отнести данные иллюстрации?

10.Тест. Взаимопроверка.

    1. Как звали главную героиню сказки?

А. Мария Николаевна

Б. Федора Егоровна

В. Елизавета Васильевна

2. Какое животное испугалось и «растопырило глаза»?

А. Корова

Б. Коза

В. Свинья

3. Как кто скакали тарелки?

А. как зайцы

Б. как белки

В. как кенгуру

4. Кто остался в доме у Федоры?

А. кошки

Б. тараканы

В. попугаи

5. Что делала Федора, когда звала посуду домой?

А. читала стихи

Б. пела тихую песню.

В. плясала

6. На чём стоял самовар в конце сказки?

А. на столе с белой скатертью

В. на подоконнике

В. на белой табуреточке, да на вышитой салфеточке



Ответы: Б. Б. Б. Б. Б. В

Взаимная проверка в парах по слайду.

«!» - молодец, всё сделал правильно

«+» - хорошо, но немного ошибаешься ( 1ош.)

«- « - тебе нужно перечитать произведение

V. Рефлексия.

-Что вы узнали на уроке?

-За что вы похвалили бы себя?

-Что у вас особенно получилось?

Понравилась ли вам сказка? Что вы взяли для себя?

V.Итог урока

- Оцените свою работу по светофору.

- Наше знакомство со сказкой не закончилось. На следующем уроке мы снова продолжим работать над стихотворением "Федорино горе".

VI. Дом. задание

С.13-22 выразительное чтение сказки





12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План урока по литературному чтению во 2 классе на тему: К.И.Чуковский «Федорино горе»

Автор: Жорова Наталья Ивановна

Дата: 05.04.2021

Номер свидетельства: 577534


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства