(К) Создание положительного эмоционального настроя. Как прекрасно слышать звук: Шум дождя и сердца стук! Мы кричим, смеемся, дышим, Мы слова и мысли слышим, Слышим даже тишину… Как гуляет кот по крыше, Как шуршат за стенкой мыши, Волки воют на луну. Мир без звуков был бы грустный, Серый, скучный и «невкусный»! (Ф,К),- Скажите, что такое звук? (колебания воздуха или предметов) - Что такое попадает к нам в уши? (Звуковая волна) - Откуда берутся звуковые волны? - Какие звуки мы можем слышать? - Как звуки попадают нам в уши? -ОТКУДА ЖЕ БЕРУТСЯ РАЗНЫЕ ЗВУКИ? - Какими бывают звуки? - Могут ли быть звуки природными? Металлическими? Музыкальными? - Какие могут быть источники звуков? - Определите тему урока. - А что нам необходимо будет узнать? - Чему мы должны научиться? Источники звука | Провести исследование различных звуков | К) Работа с учебником. - Прочитайте Глоссарий (ПОЛИЯЗЫЧИЕ) Источник звука – Дыбыстың бастауы – Sours of sound (Соурс оф саунд) Групповая работа. - Вы все знаете, что звуки бывают разной громкости. - Составьте с помощью полосок разной длины диаграмму, которая покажет, какой звук самый громкий. Шёпот щум пение шум телевизор школьный дождя птицы автомобиля звонок Взаимооценка работы групп. Работа по учебнику. - Работа с текстом. - Рассмотрите иллюстрации. - Чем отличается первая и вторая картинки? - Какие предметы издают звуки на 1 картинке? - Что можно сказать обо всех предметах? - Какие предметы издают звуки? (самолет, телевизор, магнитофон, часы, пылесос и т.д.) - Кто создал все эти предметы? - Какие предметы и тела издают звуки на второй картинке? (птица, трава, вода, деревья и т.д.) - Кто или что создало эти предметы? ПРОЛЕМНЫЙ ВОПРОС: - Вспомните, какими бывают источники освещения? - Как можно разделить все звуки на две группы? (естественные и искусственные) - Текст по учебнику: естественные и искусственные звуки). (К) - Послушайте стихотворение Александра Кушнера «Не шумите». - Вы должны будете сказать мне, что являлось источником шума. Не шумите!
Не шумите! А разве шумели Мы? Андрюша стучал еле-еле Молотком по железной трубе. Я тихонько играл на губе. Пальцем книзу ее отгибая. Таня хлопала дверью сарая. Саша камнем водил по стеклу. Коля бил по кастрюле в углу Кирпичом, но негромко и редко. – Не шумите! – сказал соседка. А никто и не думал шуметь, Вася пел, ведь нельзя же не петь! А что голос у Васи скрипучий, Так зато мы и сгрудились кучей, Кто стучал, кто гремел, кто скрипел, Чтобы он не смущался и пел! - Можно ли сказать, что никто не шумел? - Какие звуки производители дети? - Что в их исполнении производило звук? От чего или откуда исходили все эти звуки? Проблемный вопрос: - Если все звуки производятся разными предметами, то что может являться источником звука? (все что угодно) (Э) Проведение экспериментов. Исследовательская работа. - Давайте снова попробуем превратиться в ученых физиков и провести эксперименты. (Заготовленные предметы) - Закройте глаза. Я сейчас буду разными предметами издавать звуки. - Вы должны сказать, какой это звук – громкий. Тихий, естественный или искусственный, музыкальный или просто шумовой. А ТАКЖЕ СКАЗАТЬ – что является ИСТОЧНИКОМ данного звука (ЗВУКИ ИЗДАЮТСЯ ПО ОЧЕРЕДИ, ЗАДАЮТСЯ ВОПРОСЫ) - Какой звук услышали? - Были ли звуки одинаковые? Громкий? Музыкальный или шумовой? Естественный или искусственный? - Что явилось источником звука? Вывод: звуки бывают музыкальные (их мы можем услышать в различных музыкальных произведениях, использовать в музыкальном оркестре) и немузыкальные - ШУМОВЫЕ (которые мы слышим в повседневной жизни – на улице, дома). А также естественные или искусственные. Проблемный вопрос. - Глаза у вас были закрыты. Но скажите, с помощью чего вы добывали информацию? - В данном случае, при проведении эксперимента вы использовали ваши органы слуха. В данном случае вы не прибегали ни к помощи старших, ни к книгам, ник Интернету. Вы слушали и сравнивали звуки, определяли их источники - САМИ Эксперимент - важнейший метод исследования, используется практически во всех науках и неотделим от исследовательского поведения. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. (К) Динамическая пауза. Эксперимент 2. - Рассмотрите все предметы в классе. - Скажите, какие предметы могут издавать деревянные звуки? (Давайте проверим) - Где в повседневной жизни можем их услышать? - Какие предметы могут издавать металлические звуки? (Давайте проверим) - Где в повседневной жизни можем их услышать? - А какие звуки могут издавать звери? Какие животные живут в Казахстане? - Какие звуки могут издавать они? (К, И) Работа с учебником. Чтение. - Какая наука изучает звуки? Акустика – один из разделов физики. - Какие звуки могут издавать животные? - Как они пользуются своими ультразвуками? САМЫЙ ПРОСТОЙ ПРИМЕР УЛЬТРАЗВУКОВ,КОТОРЫЕ МЫ МОЖЕМ СЛЫШАТЬ И ИЗДАВАТЬ- ЭТО ПИСК КОМАРА (ЗВУК КРЫЛЬЕВ) И Кс-КС-КС – когда зовем кошек. Остальные ультразвуковые волны человеческое ухо слышать не в состоянии. - В чем измеряется громкость звука? (единица звука – децибел) - А какую громкость мы можем слышать? (от 20 до 120 Дб. (К) – Посмотрите на эти бумажные воронки. - как думаете, для чего их можно использовать? - Почему все уличные громкоговорители сделаны в виде воронок или раструбов? (муз трубы, труба патефона, динамики магнитофона) (И) Работа в Научном дневничке. Первый уровень – необходимо раскрасить предметы, имеющие металлический звук. Второй уровень – предлагается обвести красным карандашом то, что относится к естественным источникам, и зелёным карандашом, что от- носится к искусственным. Третий уровень – зарисовать с помощью пиктограмм, как выглядят звуки. Задание № 4. – Посмотрите это простейшая модель телефона – нитка и два коробка. - Как думаете, почему можно при помощи простых коробков услышать собеседника? |