- Прежде чем начать новую тему давайте проверим домашнее задание. Вспомните, что называется окружающей средой? (Все, что окружает живое существо и с чем оно связано)
- Что изучает наука экология ? (Наука о связях между живыми существами и окружающей средой)
- Ребята, вспомните название темы прошлого урока ( «Природа в опасности»).
- О какой опасности идет речь?
- Откройте рабочие тетради и объясните, как вы выполнили задание № 1.
- Что называется заповедникам и национальными парками, объясните, как вы выполнили задание № 2.
- Согласно заданию № 3 назовите заповедники и национальные парки, которые есть в нашей стране.
- Перечислите названия растений (животных), которые вы прописали в кроссворде (задание № 4).
Сообщение темы, целей. Задание на дом.
- Ребята, сегодня у нас не обычный урок, а урок-экскурсия. Что такое экскурсия?
- Правильно, мы будем выполнять задание, осматривая природу, мир в пределах парковой зоны возле нашей школы. В результате экскурсии вы должны будете самостоятельно выполнить домашнее задание в рабочей тетради. Откройте с.13 и прочитайте задания № 1 и № 2. Запишите это задание в дневник.
Цель нашей экскурсии – это ваши наблюдения. Вы должны будете определить названия растений и животных, птиц, насекомых, которые нам встретятся, впоследствии зафиксировать это в своей тетради. Кроме того, вам необходим будет увидеть и впоследствии записать в тетради примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу.
- Напомните мне правила поведения на улице (называют).
Построение, прибытие на место
Осмотр местности
- Ребята, посмотрите вокруг, кто нас сейчас встречает (Деревья, кустарники, травянистые растения, поздние цветы, птицы, насекомые, возможно – кошки и собаки)?
- Давайте сначала станем в общий круг и возьмемся за руки. Полюбуйтесь красками золотой осени, самого яркого, хоть и короткого периода – листопада. Давайте поздороваемся с обитателями этого парка, пожелаем им красоты, тепла и добра. Улыбнитесь им, почувствуйте, как они улыбаются в ответ.
- Послушайте, какие звуки вокруг? Как вам кажется, рада вам природа? Как вы себя чувствуете, какое настроение (ответы)?
- Раз вам хорошо, значит и природа вам рада, запомните это открытие. И если вдруг вам станет плохо, вы всегда можете выйти в парк, посмотреть вокруг на красоту природы, послушать пение птиц, и уверяю вас, хорошее настроение вернется. Но в ответ и природа просит бережного отношения к себе.
- Скажите теперь, в чем сила улыбки? Радостно у вас на душе? Настроение хорошее? Если вы научитесь улыбаться красоте, природе, друг другу, то ваша волшебная улыбка будет дарить и вам, и окружающим добро, здоровье, счастье.
- Посмотрите вокруг, какие царства живой природы вы видите, слышите?
Остановка 1. Какие растения вы видите вокруг? Назовите их (дети называют). Помните ли вы какие-либо стихи о природе?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной
(И.Бунин)
- Осмотритесь еще раз. Назовите примеры положительного воздействия людей на окружающие сейчас нас растения (дети называют).
- А какие примеры отрицательного воздействия вы видите (дети называют)?
- Что вы, как дети, можете сделать уже сейчас для того, сберечь растения (дети называют)?
– Что бы вы хотели сделать, если бы уже сейчас вы были взрослыми (дети называют)?
Остановка 2. Каких животных, птиц, насекомых вы видите или слышите? Назовите их (дети называют).
- Назовите примеры положительного воздействия людей на животный мир (дети называют).
- А какие примеры отрицательного воздействия вы можете назвать (дети называют)?
- Как вы можете помочь животным (дети называют)?
Остановка 3. Скажите, пожалуйста, кого еще кроме животных и растений мы может отнести к живой природе (человека)?
- Посмотрите вокруг, какие примеры сообществ людей вы можете назвать (дети называют)?
- Какие положительные примеры развития человеческого общества, каждого человека индивидуально вы можете назвать (дети называют)?
- Оглядитесь: есть ли примеры, которые приносят вред, позорят людей, как представителей человечества?
- Что можно сделать, чтобы исправить это? Как не допустить?
- Мы можем прямо здесь и сейчас сделаем доброе дело, достойное звание человека. А давайте поиграем в экологов: быстро соберем весь мусор с этого участка (показывает небольшой участок) и порадуемся за свое доброе дело (собирают мусор).
6. Итог
- Понравилась ли вам экскурсия?
- Какие растения и животных мы с вами наблюдали?
- Какое доброе дело сделали?
Самооценка:
Оцените свою работу на уроке:
• Зелёный – я был активен и доволен своей работой.
• Жёлтый – я старался, но у меня ещё не всё получилось.
• Красный – я работал не достаточно хорошо.
Нарисовать кружок выбранного цвета рядом с темой урока в «Рабочей тетради»