Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание слов с разделительным твердым знаком"»
Предмет: русский язык, повторительно-обобщающий урок. 3 класс.
Тема:Правописание слов с разделительными мягким и твердым знаками.
Цели урока: закрепить знания учащихся о правописании разделительных ъ и ь, их месте в слове, повторить изученные орфограммы.
Задачи урока:
развивать орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь учащихся, их словарный запас;
развивать умения отличать разделительные ъ и ь;
развивать умение группировать, выделять подгруппы по определённым свойствам;
закрепить умение пользоваться правилом написания ъ и ь;
совершенствовать умения проверять на практике правила правописания изученных орфограмм;
воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе и самостоятельно.
ХОД УРОКА:
Оргмомент.
Учитель.
У нас необычный сегодня урок,
Выяснить надо, кто в классе знаток.
К нам в гости пришли загадочные буквы. Отгадайте их.
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает, перед е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою, друзья!
Дети: Это буква разделительный мягкий знак.
Учитель:
Было – сели, стало – съели.
Догадаться вы сумели?
Почему случилось так?
Кто виновен?
Дети: Твёрдый знак.
Учитель:
Молодцы, ребята! Правильно отгадали наших гостей. А что вы знаете о наших друзьях – мягком и твёрдом знаках?
(Ответы детей)
Минутка чистописания (работа над каллиграфией).
Ь еёюяи льёт, пьют, ручьи, братья
Ъ еёюя подъём, съехал, объявление
Ручьи сольются – река будет, люди объединятся – силу их не сокрушить.
Учитель:
- Ребята, как вы понимаете смысл пословицы?
- Какие известные вам виды орфограмм встретились в предложении?
- Объясните их правописание.
3. Сообщение темы и целей урока.
- Какую роль играют наши гости в записанном вами предложении?
- Сформулируйте тему нашего урока.
«Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаками».
- Моя задача на сегодняшнем уроке: Научить вас, помочь запомнить, когда же в словах пишется разделительный твёрдый знак, а когда разделительный мягкий знак.
Ваша задача: Быть внимательными, слушать учителя, беречь своё и чужое время, запомнить и правильно писать слова с разделительными ъ и ь и другие слова с изученными орфограммами. Мы продолжаем наше путешествие в страну орфографию, где будем наблюдать, сравнивать и доказывать, исследовать, т.е. трудиться.
Работа по теме урока.
А) Разрешение проблемной ситуации.
- Прочитайте строчки из письма. (Текст записан на доске)
У нас всё хорошо! Я пю молоко. А я веду сёмку из ружя и делаю фотографии.
- Кто написал это письмо?
- С какими орфограммами не знакомы герои этой книги?
- Исправим ошибки.
(Работа в тетрадях с объяснением правописания слов, в которых допущены ошибки)
Б) Составим эталоны правописания разделительных ъ и ь. ( На листе формата А 3, прикреплённом на доске, маркерами разных цветов составляем графические схемы).
согл. е
ё
ъ ю
я
согл. е
ь ё
ю
я
и
В) Классификационный диктант «Слова заблудились»
- Записать в тетрадях слова в два столбика, доказывая свой выбор буквы, дописать в каждый столбик по своему примеру.
- ъ - - ь –
(Взаимопроверка в парах) Раз, два, три, четыре, Начинается игра. Мы теперь не просто дети, Мы теперь – учителя.
Зрительная гимнастика для детей Крайнего Севера.
( Используем тренажер для глаз)
Г) Словообразовательная работа (работа с карточками по вариантам).
Учитель: Перед вами лежат карточки. Вам надо составить слова с данными приставками.
1вариант 2 вариант
Об- В -
В- С - В - С -
- ех - - езд –
Под - По - Под - По -
От - От –
- Какое слово «лишнее»? Почему?
- Что объединяет все остальные, записанные вами, слова?
(Во всех пишется разделительный ъ, это однокоренные слова)
- Какой частью речи являются получившиеся у вас слова?
(1 вариант – глаголы, 2 вариант – имена существительные)
Д) Развитие речи.
Прочитать начало рассказа. Списать предложения, подчеркнуть, грамматическую основу. Придумать и записать продолжение (2 – 3 предложения).
Стоит холодная зима. Бушует вьюга. Ветер в саду качает деревья. Сучья берёз бьют в окно.
(Проверка записанных предложений)
Грамматическая физминутка
Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придётся вам!
- Услышали слово с разделительным ъ – выполняем наклон вперёд, если в слове ъ писать нельзя – присесть.
Журчяние ручья, сьедают листъя, падъехал к подезду, шьёт платъе, птичъи семьи, висёлые друзя.
3 уровень
1 вариант
Придумай по 3 слова с разделительными ъ и ь знаками.
Спиши любые 4 предложения, добавляя подходящими по смыслу словами с разделительными ъ и ь.
Илья любит пенки с … . Гости … по домам поздно вечером. Птицы … гнёзда на … и кустарниках. Часто осенью … дожди. Машина … в гараж.
2 вариант
Придумай по 3 слова с разделительными ъ и ь знаками.
Спиши любые 4 предложения, добавляя подходящими по смыслу словами с разделительными ъ и ь.
Осенью на … желтые … . Мальчик … кусочек пирога. Сова вылетает на охоту … . Учитель на уроке … новый материал. Весной птицы … гнёзда. Ульяна … с горы на лыжах.
Релаксация:
Перед вами лежат листы бумаги. В зависимости от того, с каким настроением вы работали на уроке, изобразите на нём солнышко или тучку и наших гостей (Ъ и Ь).