Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Жизнь пресного водоема.»
План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе.
Жизнь пресного водоема
Цель урока: - познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов;
Формы обучения: работа в группах, фронтальная работа, дифференцированная работа по
карточкам, индивидуальная работа по карточкам, творческая работа, тестовая работа для
контроля знаний, групповая форма работы в игре, коллективная работа, самостоятельная
работа.
Используемые образовательные технологии : технологии развивающего обучения,
личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, методы игрового обучения, метод
малых групп, методы наглядного обучения, различные приёмы активизации познавательной
деятельности.
Оборудование для учителя: плакат-схема «Пресный водоём», тест «Лес и луг»,
индивидуальные карточки, плакаты правил поведения на водоёме, проектор, компьютер,
презентация
Оборудование для учащихся: учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков, карточки, тест.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел весёлый звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.
Сегодня мы поговорим о природных сообществах луга и пресного водоёма.
II. Проверка знаний и умений.
Тест «Луг – природное сообщество».
Карточки для индивидуальной работы.
III. Работа над новой темой. Постановка цели урока.
Изучение нового материала пройдет по следующему плану :
Виды водоёмов Растения водоёмов Животные водоёмов Решение экологических задач
Если вмешивается человек? Что нарушается в жизни водоёма?
На доске плакат-схема «Водоём».
Коллективная работа:
- Вспомните, на какие группы по происхождению делятся водоёмы? (естественные, искусственные водоёмы).
- Какие ещё бывают водоёмы? (пресные и солёные).
- Какие типы пресных водоёмов вы знаете.
Наша заочная экскурсия начинается .
Работа по плакату с изображением водоёма:
-Какой водоём изображён на плакате? Обоснуйте свой ответ. (Это озеро потому, что водоём окружен лесом и в нём много растений)
- А, может быть это пруд или река? (Это не река и не пруд, у реки есть течение, а пруды находятся у населённых пунктов).
- Хорошо, убедили. Это лесное озеро. Давайте понаблюдаем, как течет жизнь в этом озере ?
Растения водоёмов
- Что вы можете сказать о поверхности озера? (она покрыта маленькими зелёными листочками)
- Это растение – ряска. Что вы о нём узнали? (ряска – это крошечные растения, плавающие на поверхности воды).
-Какие ещё растения вам знакомы?
Цветы кубышки желтой на ночь под воду не прячутся. Их просто видно на воде в светлую короткую июньскую ночь. Кубышка не просто украшение водоемов, но и лекарственное растение.
Работа с учебником (стр.194).
- Какую роль играют в водоеме растения? (выделяют кислород, очищают воду от загрязнений, являются убежищем и пищей для животных)
Между растениями и животными водоема существует тесная связь.
Животные водоёма
- Догадайся по описанию, о ком идет речь?
- По гладкой поверхности воды, будто конькобежец по льду, катит длинноногое насекомое. Сделает толчок ногами и скользит. Так целый день и меряет воду в пруду. Вот и прозвали это насекомое … (водомерка) ( стр192-193)
- Сама ползет, На себе свой дом везет. (улитка)
- Какие улитки встречаются в водоеме? - Чем защищено их тело? - Какую пользу приносят улитки? - Ребята, у кого дома есть аквариум? - Зачем в аквариумы заводят труженицу улитку? (улитка очищает воду в аквариуме)
- Под водой живет народ, Ходит задом наперед. (рак)
Какие еще животные вам знакомы?
Работа по учебнику с.192-193
Сформулируйте правила поведения у водоема
1 Нельзя брать домой обитателей водоема!- ответы детей.
- Молодцы!
2.Нельзя ловить стрекоз
3.Нельзя оставлять после отдыха мусор.
4.Нельзя кидать в водоём пищевые отходы, бутылки, пакеты.
5.Нельзя включать громко музыку.
IV. Физкультминутка.
На болоте 2 подружки,
2 зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям – физкульт- привет!
Угадайте, о ком идёт речь?
? Я с подружками летаю над полянками, над водой, блестя на солнце прозрачными крылышками. Легкие, стройные, быстрые. Летая, мы все время охотимся.(стрекоза)
- Почему говорят, что погубить стрекозу равносильно тому, что выпустить несколько тысяч комаров и мошек?
(Стрекоза и ее личинки очень прожорливые хищники).
Познакомиться со всеми обитателями водоёма мы сегодня не успеем. Это вы сможете дома или в библиотеке, прочитав интересные книги, и посмотрев занимательные фильмы.
V.Закрепление новой темы:
Итак, в водоёмах обитают разнообразные живые организмы. Какой можно сделать вывод? Как живут все обитатели водоёма? (они живут сообща, пресный водоём – это природное сообщество).
Если вмешивается человек в жизнь водоёма, что нарушается?
Работа по учебнику.
Но иногда человек вмешивается в жизнь водоёма, к чему это приводит?
Прочитайте об этом в учебнике на стр. 196 –197.
Давайте попробуем решить экологические задачи.
Класс делится на 2 группы. Каждой группе даётся экологическая задача. На решение задачи даётся 3 минуты.
1-я группа: - Почему помутнело озеро?
2-я группа: - Почему заболели рыбы?
Ответы детей.
Какой же можно сделать вывод?
Вывод: Экологические задачи убеждают, что в водоеме нет ненужных обитателей. Уничтожение двустворчатых моллюсков сделало воду мутной, что поставило под угрозу существование многих растений и животных. Надо охранять редкие растения, не ловить раков – санитаров, не губить головастиков и лягушек – будет много комаров и мошек