kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока "Степные просторы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

1. Сформировать представление о природной зоне "степь", дать её характеристику, раскрыв её практическое значение и проблемы экологии.

2. Продолжить формирование специальных учебных действий - картографических умений, развивать умение извлекать информацию из разных источников. Познавательные УУД: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Коммуникативные УУД: включаться в диалог с учителем, уважать другую точку зрения. Регулятивные УУД: оценивать свою деятельность и уметь её корректировать.

3. Продолжить формирование целостного взгляда на окружающий мир на основе взаимосвязей компонентов живой и неживой природы в степи, воспитание бережного  отношения к природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Степные просторы"»

Тема урока: «Степные просторы»

Задачи:

1. Сформировать представление о природной зоне "степь", дать её характеристику, раскрыв её практическое значение и проблемы экологии.

2. Продолжить формирование специальных учебных действий - картографических умений, развивать умение извлекать информацию из разных источников. Познавательные УУД: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Коммуникативные УУД: включаться в диалог с учителем, уважать другую точку зрения. Регулятивные УУД: оценивать свою деятельность и уметь её корректировать.

3. Продолжить формирование целостного взгляда на окружающий мир на основе взаимосвязей компонентов живой и неживой природы в степи, воспитание бережного отношения к природе.

Методы обучения:

Словесные: беседа, рассказ

Наглядные: иллюстративный

Средства обучения:

Плоскостные: иллюстрации учебника, карта природных зон

Вербальные: текст учебника

Тип урока по дидактической цели: изучение нового материала

  1. Организационный момент.

Вводное слово. Нас сегодня ждёт дорога, и узнать нам надо много.

Мы путешествуем по природным зонам России. Давай сначала вспомним некоторые природные зоны, где мы уже были в нашем мысленном путешествии, а потом двинемся дальше.


    1. Актуализация знаний.

Какие вы знаете компоненты живой и неживой природы?

Как изменяется температура от экватора к полюсам?

Как могут изменяться в зависимости от климата др. компоненты природы?

Работа с картой

3. Сообщение темы урока.

А сегодня мы будем знакомиться с той природной зоной, в которой мы живём. Посмотри на картины твоего родного края. (Звучит песня «Ах, ты, степь широкая» на фоне картин степи).

4. Работа над новым материалом.

В первую очередь нам необходимо определить, где же находится зона степей.

а) Работа с картой.

  • Давай поработаем с главным помощником географов — картой. Нам потребуется карта природных зон.

Поможет тебе карточка-помогайка №1

Карточка-помогайка № 1.

Степная зона расположена зоны . На карте она обозначена цветом.

По отношению к другим зонам она имеет размер.

Зона степей тянется вдоль границы России.

Земная поверхность зоны .

б) Климат. (Работа с учебником стр. 135)

Мы с тобой составили схему влияния

Солнце — климат — почва — растения — животные.

Давай проверим, как действует эта схема в зоне степей. Найди ответ в учебнике.

Карточка-помогайка № 2.

По сравнению с другими зонами, солнце в степи находится

Снеговой покров здесь

Лето и

Часто дуют почву ветры-суховеи.

Физкультминутка.

в) Растительный мир степи

Итак, климат степи: жаркое лето, более мягкая зима, плодородные почвы. Как здорово! Благоприятные ли условия для растений? Что необходимо растениям для роста?

Свет, тепло, питательные вещества, вода. Есть всё необходимое. Можно предположить, что растительность очень богатая. Однако мы смотрели картины степи. Каких растений мы не увидели? (Высоких деревьев.) Как ты думаешь, почему? Чего-то им не хватает, или чего-то слишком много. Попробуй предположить. Мы живём в этой зоне, климат нам известен.

Как растения приспособились к жизни в степи. Рассказ учителя с использованием презентации.

Особенно красива степь весной. Пёстрым ковром украшают её красные маки и пионы, жёлтые тюльпаны, лиловые цветки сон-травы. Спешат растения использовать весеннюю влагу, за короткий срок отцвести, дать семена, запасти питательные вещества в корневищах, луковицах, клубнях, пока не наступило знойное лето. Уже в августе от засохшей травы степь становится серо-жёлтой.

Растут в степи и засухоустойчивые травы: типчак, осока, полынь и другие. Среди них выделяются красивые ковыли. В период их цветения серебристые султаны колышутся под ветром, и степь в это время похожа на морские волны. Из кустарников в степи чаще всего встречаются терновник и степная вишня.

Как защищаются растения степи от излишнего испарения влаги? Многие из них имеют волоски, колючки, шипы, восковой налёт на листьях. В степях, где совсем нет кустарников и деревьев, некоторые растения сильно ветвятся, становясь почти шарообразной формы. К концу лета, когда растения засыхают, ветер отрывает их от корней и переносит на большие расстояния. Такие растения называют перекати-поле.

Карточка-помогайка № 3.

1.Какие группы растений преобладают в степной зоне?

2.Какое время года и почему благоприятно для степных растений?

3.Как первоцветы и другие растения приспосабливаются к условиям жизни в

степи?

г) Какие животные обитают в степи.

В диких целинных степях, которых осталось очень мало, живут травоядные млекопитающие: сайгаки, куланы, зайцы, суслики, хомяки, полёвки, тушканчики. На них охотятся хищники: лисицы, волки, ласки, хори. Гнездятся прямо на земле дрофы, жаворонки, журавли, куропатки. Есть в степи и хищные птицы: степные орлы, ястребы, совы. Обитают здесь и пресмыкающиеся: степные гадюки, ящерицы, черепахи. Изнасекомых много бабочек, кузнечиков, кобылок, жуков. Земноводные встречаются в степях редко. За неимением укрытия многие животные скрываются от ветра, зноя и хищников в норах.

Составь 2 цепи питания для степной зоны:

колорадский жук, суслик, пшеница, картофель, индюк, орёл.

Для сохранения редких степных растений, животных и для изучения этого природного сообщества отведены заповедные места. Это целинные участки степи с её разнотравьем и разными видами степных животных. Созданы и питомники для выращивания животных, чьи места обитания потревожены человеком: дроф, журавлей, пеликанов, сайгаков, куланов. Заповедники и питомники есть в Курской, Воронежской областях, в низовьях реки Волги,. В нашей Ростовской области есть заповедник «Ростовский» на юго-востоке области, на озере Маныч-Гудило. Здесь очень много редких птиц: дрофа, малая крачка, розовый пеликан, фламинго и др. Более 200 видов птиц. Ещё создан в дельте Дона природный парк «Донской». Это первый и единственный Природный парк на территории Ростовской области. Здесь уникальный ландшафт: степные просторы сменяют хвойно-лиственные лесные пейзажи и водно-болотные угодья. Благодаря разнообразию ландшафтов здесь богатое разнообразие фауны, обитание многих ценных и редких растений и животных, занесённых в Красные книги Ростовской области и России.

Дрофу иногда называют степным страусом. Перья этой крупной птицы не имеют достаточной жировой смазки. Во время осенних дождей они становятся тяжёлыми и дрофа не может летать. Поэтому она становится лёгкой добычей для охотников. Гнёзда дроф, расположенные на земле, гибнут во время весенней распашки степей и летнего сенокоса, а осенняя уборка хлебов губит уцелевших птенцов. Все три вида дроф, обитающие в нашей стране, занесены в Красную книгу России.

Вопросы для закрепления:

1.Какие группы животных обитают в степи?

2.Чем особенна жизнь этих животных?

3.Какие степные животные занесены в Красную книгу России?

4.Как охраняют этих животных?

Чем занимаются жители степей.

Степная зона — наиболее густонаселённая среди природных зон России. Крупные города здесь располагаются по берегам рек. Основные занятия людей в степях —растениеводство и животноводство. На плодородных степных почвах выращивают богаты е урожаи пшеницы, сахарной свёклы, кукурузы, подсолнечника. Растут здесь яблони, груши, абрикосы, виноград, арбузы. Большая часть степей распахана, и, чтобы сберечь богатые почвы от выдувания ветром и вымывания весенними потоками воды, высаживают защитные лесополосы.

Часть степных земель отведена под пастбища. Степные травы — прекрасный корм для животных. Разводят здесь разные породы овец, коров, лошадей. Кормовые травы вытаптываются копытами животных и могут постепенно вытесняться сорняками. Поэтому скотоводы следят за состоянием пастбищ и регулярно перегоняют стада с места на место.

В степной зоне развито не только сельское хозяйство, но и промышленность: текстильная, пищевая, машиностроение, переработка нефти и другие её отрасли.

Вопросы для закрепления:

1)Каковы основные занятия людей, живущих в степной зоне?

2)Какие культуры возделывают на полях, в садах, на бахчах?

3)От чего и как оберегают почву и пастбища в степях земледельцы и животноводы?

Вывод. Зона степей находится южнее лесной зоны, на карте окрашена в жёлтый цвет. Климат жаркий, мало влаги, частые ветра, растительность травянистая, животные в основном небольшие — это грызуны, которые живут в норах, птицы вьют гнёзда на земле.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока "Степные просторы"

Автор: Дудка Анна Вячеславовна

Дата: 29.11.2018

Номер свидетельства: 488290


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства