1. Наблюдать над ролью обращений в речи, местом в предложении.
2. Рассмотреть постановку знаков препинания при обращении.
3. Развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.
4. Воспитывать интерес к урокам русского языка, самостоятельность.
Рабочая программа, учебник русского языка под ред. Л.Ф Климановой, Т. В. Бабушкиной, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация «Обращение», тексты песни «Лесной олень», карточки с заданием, литературное чтение 4 класс, видео сопровождение физкультминутки.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методический комментарий |
| Самоопределение к деятельности | Психологический настрой Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожмите руки, передайте частичку своего тепла другому и пожелайте хорошего рабочего настроения на весь учебный день. Я тоже желаю всем успехов в работе. Прочитайте эпиграф (слайд 2) Пусть эти слова станут девизом нашего урока. | Прозвенел звонок для нас. Всех детей позвал он в класс, Чтобы дети не ленились, С удовольствием трудились, Всем здоровья пожелаем и урок наш начинаем. | Такие упражнения проводятся в начале учебного дня для создания благоприятной рабочей обстановки в классе. Формируются УУД личностные: умение выделить нравственный аспект поведения, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. |
| Самоопределение к деятельности Проблемная ситуация | - Понять значение слова нам часто помогает знание его состава. Какие части слова называются значимыми? - В какой части слова заключено его основное лексическое значение? - Прочитайте слова, записанные на доске. Спишите. - Что вы можете сказать о них? - Как вы объясните общий смысл однокоренных слов? - Откройте учебник на стр.8, прочитайте тему урока. - Что самое важное в понятии обращение? - Сформулируйте цель урока. | - Основное лексическое значение заключено в корне слова. Общий, общество, общение, общежитие, сообщество, сообща, общаться - Это однокоренные слова. Корень -общ- . - Разговаривать, делиться мыслями, знаниями. - Узнать что такое обращение, вспомнить правила обращения. | Учитель помогает осознать смысл обучения, задуматься о получении новой информации на уроке. |
| Актуализация знаний. | Обратите внимание на задание и найдите отличия (слайд 3) -Чем различаются предложения? -Что это за слова? Спишите 3 предложение. | -Во втором столбике в предложениях некоторые слова выделены запятой. -Мы называем того, к кому мы обращаемся . Списывают предложение. | Принимаются разные высказывания детей. Важно научить уч-ся слушать друг друга. УУД познавательные: определение проблемы; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
| Постановка учебной задачи Самоопределение к деятельности Работа в парах | -Назовите тему нашего урока. -Что об этом знаете? Не знаете? -Чему будем учиться на уроке? - Какие цели вы перед собой поставите? -Я согласна с вами и предлагаю прочитать цели на слайде (слайд 4) - Чем обусловлены изменения в обращении? - Какие виды речи вы уже знаете? - Разыграйте ситуации в парах. 1 ряд – ситуация «ученик – ученик», 2 ряд – ситуация «учитель – ученик», 3 ряд – ситуация «ученик – директор школы». - Сделайте вывод о различиях деловой и разговорной речи, прочитайте сообщение профессора Самоварова на с.18. | - Обращение. - Находить обращение в предложении, правильно выделять на письме. - Выбор обращения зависит от ситуации общения. - Виды речи: деловая, научная, разговорная, художественная Коллективная проверка. Учащиеся под руковоством учителя определяют область употребления лексики в предложениях (упр. 25, с.18-19). Записывают в тетрадь. | УУД регулятивные: целеполагание; общеучебные: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации. Закрепляется навык работы с информационным источником - учебником. |
| Изучение нового материала | Найди обращения в предложениях (слайд 5). -Прочитайте предложения. -Есть ли в них обращения? -Почему вы так решили? -Какой частью речи могут быть обращения? -Подберём к обращениям прилагательные по смыслу. -Что вы заметили? -Итак, какой вывод мы можем сделать: -Что мы назовём обращением? -Понравившееся предложение запишите в тетрадь. | -Существительными. -Долгожданная весна и чистый ручеёк. -Слово или сочетание слов, которое называет того (человека, животное), к кому мы обращаемся. | Фронтальная работа УУД регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблем; познавательные: построение логической цепочки рассуждений |
6. 7. | Первичное закрепление Динамическая пауза | Письмо по памяти -Обращение не всегда обособляется запятыми. Обратите внимание на слайд 6 -Где стоит обращение? -Как оно выделено на письме? Интонационно? Если обращение стоит в начале и произносится с сильным чувством, то выделяется восклицательным знаком. -Запишите предложение в тетрадь по памяти. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (музыкальная презентация) -Встречалось ли обращение в физкультминутке. Кто может назвать? -Кто желает, может записать предложение в тетрадь. | -В начале предложения. -Запятыми. Восклицательным знаком. -Эй, лежебоки, все на зарядку!... (проговаривают вслух) | УУД регулятивные: формирование уровня усвоения знаний; познавательные: структурирование знаний; коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; Учитель обращает внимание ребят, как данная физкультминутка связана с темой урока. |
8. 9. 10. | Самостоятель ная работа с самопроверкой по эталону Включение нового знания в систему знаний и повторения Тест Творческая работа | 1.Игра «Выбери меня» Ребята, перед вами на слайде предложения (слайд 7) Задание: выбрать предложения с обращением списать, расставить знаки препинания. Прочитайте предложения и найдите в них грамматическую основу. Слайд 9 -Каким членом предложения является слово «друзья». -В каком падеже стоит слово - обращение? -Какой вывод мы можем сделать? -Является ли обращение членом предложения? -Выполните тест. - В древнерусском языке для обращений существовал звательный падеж. С формой звательного падежа можно встретиться в произведениях А.С.Пушкина (не старик-старче) -Поработаем с учебником литературного чтения. - Вспомним произведения А.Пушкина. -Найдём в них обращения. -Прослушаем и исполним песню «Лесной олень» (слайд 10) -Подумайте, какое отношение имеет эта песня к теме нашего урока? -Представьте себе, что олень выполнил вашу просьбу, и вы оказались в сказке. Напишите дома мини –письмо любимому сказочному герою, в котором просите о помощи, так как попали в трудную ситуацию. Используйте обращения и вежливые слова. | Учащиеся выполняют работу на слайде-тренажёре выполненное задание учащиеся проверяют по слайду 8 «Проверяй внимательно» -В 1предложении-подлежащим, во 2-это обращение в И.п. -Обращение не является членом предложения. -Обращение тоже стоит в И.п., но отличается от подлежащего звательной интонацией. - Нет. Ученики выполняют и работы сдают учителю. Читают наизусть отрывки из сказок А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…». -Встречается обращение: Вернись ко мне, лесной олень. | Формируются УУД регулятивные: Сличение выполненного задания с заданным эталоном; общеучебные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности; коммуникативные: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Создание ситуации успеха. Учащиеся продолжают работать в паре Учитель помогает детям через предложенное задание увидеть роль обращения в предложении. УУД регулятивные: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Все учащиеся с удовольствием исполняют песню и учатся видеть прекрасное. Творческая работа способствует закреплению знаний об обращении. |
11. 12. | Итог урока Домашнее задание | -Что нового узнали? -Чему учились сегодня на уроке -Какие вопросы рассмотрели? - Ребята, какую роль обращения играют в нашей жизни? -Что выражают обращения? -Представьте, если бы обращения исчезли из нашей жизни? слайд 11, слайд 12 По желанию выбирают задание №1 или №2 и выполняют: 1.мини –письмо любимому сказочному герою, используя обращения и вежливые слова. 2. На слайде 13 дополнительные задания, которые можно использовать на уроке русского языка по теме «Обращение». | -Узнали, что такое обращения; выделяется запятыми и восклицательным знаком. В предложении стоит в И.П. в звательной форме. -Обращаемся к окружающим. -Наше отношение, что чувствуем к тому, к кому обращаемся. Учащиеся выбирают понравившееся задание | Учитель обращает внимание на огромную роль обращений в нашей жизни. УУД регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Основная цель урока достигнута. Учащиеся сумели обозначить учебную задачу, осознали, чему научились и над чем стоит ещё поработать. |
13. | Рефлексия | Выскажите своё мнение о сегодняшнем уроке, используя выражения (слайд14) А теперь нарисуйте на полях в тетради «волшебную палочку» и поставьте на ней себе отметку за активность на уроке | | УУД личностные: оценивание усваиваемого содержания; регулятивные: осуществление самооценки собственной учебной деятельности. |