Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Мотивирование к учебной деятельности (Организационный момент) | Приветствует учащихся. –Всем, добрый день! Начинаю урок, Он пойдёт вам, ребята, впрок. Постарайтесь всё понять, Хорошо запоминать. - Садитесь! Проверьте готовность к уроку. Сегодня урок по развитию речи начну с чтения сказки. Послушайте. …Надел старик шапку, вышли они в огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову. Вылепил старик носик, рот и подбородок. Глядь – а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. - Отгадайте, из какой сказки эти строки? - Как вы думаете, почему я прочитала отрывок из этой сказки? | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Из русской народной сказки «Снегурочка». (Ответы детей). Сегодня на уроке мы будем говорить о Снегурочке. | Л – проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
2.Сообщение темы урока | Сейчас мы отправимся в картинную галерею. У нас есть замечательная возможность попасть в сказку! В своё путешествие возьмём Мудрую Сову. Её девиз: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». Давайте найдём репродукцию картины В. М. Васнецова «Снегурочка». Раз мы с вами в картинной галерее, назовите тему урока. | Слушают учителя. Девиз дети говорят хором. Сочинение по картине (или составление текста по репродукции картины) | П – воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию из текстов разных видов, строят несложные рассуждения. Р– принимают и сохраняют цель и учебную задачу. К– участвуют в диалоге, общей беседе; высказывают своё мнение. Л – имеют мотивацию к творческому труду |
3.Постановка учебной задачи | - Работа нас ожидает непростая. Нам предстоит понять замысел художника. Назовите цели урока. | Слушают учителя. Рассмотреть репродукцию (т.е. научиться «читать» картину; описывать; составлять предложения в определённой последовательности; устанавливать связи между частями плана. | Р – в сотрудничестве с учителем становят новую учебную задачу |
4.Усвоение новых знаний и способов действий. 1.Рассматривание картины | Начнём работу с рассказа о художнике. Прежде, чем приступить к рассматриванию картины, вспомните: - Что значить репродукция? - Кто такой художник? - Скажите, каков порядок (алгоритм) рассматривания картины? - Сколько позиций мы должны выделить обязательно? - С помощью каких слов идёт описание? -Что такое эпитеты? - Что такое сравнения? -Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Снегурочка». -Какие чудеса и тайны январской ночи раскрыл перед нами художник? - Как правильно на письме оформить текст? - Поработаем над планом. Озаглавим части плана. | Рассказывает о творчестве художника заранее подготовленный ученик. (рассказ см. в приложении) Воспроизведение картины путём фотографирования. Человек, работающий красками (маслами) на холсте,.. (Схема – алгоритм см. в приложении) Пять.( В центре картины, на переднем плане, на заднем плане, слева на картине, справа на картине) Отвечают, высказывают впечатления. Участвуют в обсуждении. Составляют предложения описательного характера, выполняют лексическую работу (подбирают сравнения, эпитеты). Образные художественные определения (прил.) Слова или образные выражения, где идёт сравнение одного предмета с другим. Очарование настоящей русской зимы: дыхание её холода и великолепие её снегов, тишину глубокого сна природы и безмолвие лунной ночи. Метели и бураны завалили снегом поля и дороги, сделали непроходимыми леса. Но в удивительной тишине этой безветренной ночи, изображённой художником, о пролетевших вьюгах напоминают толькооставшиеся снежные комья на пушистых ёлочках. Снег укрыл землю толстым мягким ковром, и земле уютно, сладко спится под этим чудесным снежным покровом. (Ответы детей.) В составленном тексте обязательно выделим три части: 1.Вступление (1 -2 предл.), 2.Основную часть (5 и более предл.),3.Заключение (2 предл.). | Пр. – участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение, составляют под руководством учителя небольшие описательные тексты по репродукции картины. П – понимают информацию, представленную в изобразительной форме, переводят ее в словесную; осознанно строят речевое высказывание. Р – выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме. К – участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи. Л – проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства через выразительные возможности языка, анализ репродукций картин |
5.Рассматривание деталей картины | Кого мы видим в центре картины? Как одета Снегурочка? Где и в какое время суток мы видим Снегурочку? Какими вы увидели снег, ёлочки, берёзку, огни в глубине леса? Подберите слова и словосочетания для описания Снегурочки. Подберите слова и словосочетания для описания зимней ночи. Понравилась ли вам картина? Чем? | Рассматривают репродукцию картины, обращая внимание на детали. Строят речевое высказывание, подбирают лексические средства для передачи увиденного, средства выразительности и образности для передачи своего настроения и чувств, вызванных картиной. (Снегурочка – какая? Снег – какой? Ёлочки и деревья – какие? Деревня – какая? Небо – какое?) Пушистая парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, тёплые варежки; на шубке красивый узор не из снежинок, а из земляничек. (Работа со словарём – парча?) Зима. Ночь. Лес. Лунный свет озаряет поляну. Сияют редкие звёзды. (Работа со словарём – озаряют?) Маленькие ёлочкисловно живые, тонкая берёзка трепещет от холода, на снегу тёмные тени, в глубине леса мерцают, словно светлячки, огни деревеньки. (Работа со словарём – мерцают?) Снегурочка – юная, красивая, волшебная, очаровательная. Яркая, лунная, волшебная, лазоревый снег, жемчужные снежинки, хрустальные льдинки. Пушистые хлопья снега. | Пр. – участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение; составляют под руководством учителя небольшие описательные тексты по репродукции картины. Р– овладевают способами решения учебной задачи. К– строят монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи. Л – проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства через выразительные возможности языка, анализ репродукций картин |
6.Обсуждение структуры описательного текста | Как вы должны построить текст – описание по данной репродукции? Давайте составим примерный план вашего сочинения: 1.Автор и его картина. (Возможны 2 варианта начала: 1.Перед нами репродукция картины В. М. Васнецова «Снегурочка». или 2. В. М. Васнецов – замечательный русский художник. Одна из его картин – «Снегурочка».) 2.Описание репродукции. ( Подробная работа над основной частью) 3.Отношение к картине. ( Мне картина очень понравилась. И обязательно добавить почему.) - Мы смогли «прочитать репродукцию» картины. Отдохнём. | Слушают учителя, предлагают свои варианты плана работы над сочинением по репродукции картины, в совместных действиях с учителем приходят к общему плану сочинения. Проговаривание всех частей вслух. Далее воспроизведение всего текста. ( Читают то, что пока получилось) | П– осознают познавательную задачу и решают её. Р– планируют в сотрудничестве с учителем и самостоятельно свои действия для решения задачи. К – выражают свои мысли и чувства в устной форме. Ориентируясь на задачи и ситуацию общения. Л – осознают свои эмоции и чувства, контролируют их; определяют эмоции собеседников |
Физкультминутка | Отдохнём с Мудрой Совой | Выполняют движения по тексту под руководством дежурного по классу Совушка – сова, большая голова, (повороты головы влево – вправо) На суку сидит, головой вертит, (повороты туловища влево – вправо) Во все стороны глядит, (хлопаем глазами) Да вдруг – как полетит! (махи руками – «крыльями) | Л–осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня |
7.Воспроизведение содержания картины ( устно ) | - Думаю, вы уже готовы создать свой текст -описание по репродукции картины. Пришло время попробовать свои силы в творческой работе. Попробуйте устно воспроизвести содержание картины. - А теперь запишите текст самостоятельно в своих черновиках. Черновик – наш друг. Здесь мы исправляем ошибки, переставляем предложения в нужной последовательности, меняем слова, если есть повторы,… - В конце работы не забудьте оценить свою деятельность смайликом на полях. Детям, слабым в речевом развитии, можно предложить готовый текст, где нужно вставить пропущенные в словах буквы. ( текст см. в приложении) | Слушают задание учителя. Составляют устный текст – описательного характера по картине. Слушают комментарии и дополнения учащихся и учителя. Самостоятельно записывают текст в тетрадях. (Воспроизводят содержание картины.) Работа по тексту на заранее приготовленных листах | Пр. – создают в воображении яркие словесные образы, составляют под руководством учителя описательные тексты по репродукции картины. Р– адакватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами. К– оценивают эстетическую сторону высказывания |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | - Какое открытие сделали на уроке? - Какой вид работы понравился больше? - О чём хотели бы узнать подробнее? Прослушать несколько сочинений детей!!! | Отвечают на вопросы | Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
9.Домашнее задание | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи. Повышенный уровень (с.116 упр. 222 ) Составить по рис. текст – описание, записать в тетрадь Программный уровень ( с. 126 упр. 244 ) Составить из слов предложения, чтобы получился текст, записать в тетрадь Необходимый уровень Раскрасить иллюстрацию( иллюстрацию см. в приложении ), устно составить несколько предложений | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Р – принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |