kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План - конспект урока по русскому языку Тема: Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока по русскому зыку

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по русскому языку Тема: Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка»»

План – конспект урока по русскому языку

Тема: Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка»

Класс: 3

УМК «Школа России»

Цель: формирование у обучающихся умений анализировать, сравнивать, обобщать в процессе работы над сочинением по картине В. М. Васнецова «Снегурочка»

Задачи:

Образовательные: совершенствовать умение подбирать необходимые для описания и повествования слова; создать условия для обучения соотнесению художественного текста и изобразительных средств картины;

Развивающие: способствовать развитию мышления, кругозора, воображения, словарного запаса, умения понимать содержание картины;

Воспитательные: содействовать воспитанию любви к чтению, сказкам, русскому фольклору.

Планируемые результаты:

Предметные: участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение; составляют под руководством учителя небольшие описательные тексты по репродукции картины.

Личностные: проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства через выразительные возможности языка, анализ репродукций картин; имеют мотивацию к творческому труду; осознают свои эмоции и чувства, контролируют их; определяют эмоции собеседников.

Метапредметные:

Познавательные: воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию из текстов разных видов, строят несложные рассуждения.

Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставят новую учебную задачу, выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные: высказывают своё мнение; участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами.

Оборудование: репродукция картины, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, вопросы, репродукция картины на доске и у каждого ученика на столе

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся





1.Мотивирование к учебной деятельности (Организационный момент)

Приветствует учащихся.


–Всем, добрый день!

Начинаю урок,

Он пойдёт вам, ребята, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать.


- Садитесь! Проверьте готовность к уроку.

Сегодня урок по развитию речи начну с чтения сказки. Послушайте.


…Надел старик шапку, вышли они в огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову. Вылепил старик носик, рот и подбородок. Глядь – а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается.


- Отгадайте, из какой сказки эти строки?




- Как вы думаете, почему я прочитала отрывок из этой сказки?

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.





Из русской народной сказки «Снегурочка».


(Ответы детей). Сегодня на уроке мы будем говорить о Снегурочке.

Л – проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость на слова учителя

2.Сообщение темы урока

Сейчас мы отправимся в картинную галерею. У нас есть замечательная возможность попасть в сказку! В своё путешествие возьмём Мудрую Сову. Её девиз: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

Давайте найдём репродукцию картины В. М. Васнецова «Снегурочка». Раз мы с вами в картинной галерее, назовите тему урока.







Слушают учителя.

Девиз дети говорят хором.





Сочинение по картине (или составление текста по репродукции картины)



П – воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию из текстов разных видов, строят несложные рассуждения.

Р– принимают и сохраняют цель и учебную задачу.

К– участвуют в диалоге, общей беседе; высказывают своё мнение.

Л – имеют мотивацию к творческому труду

3.Постановка учебной задачи

- Работа нас ожидает непростая. Нам предстоит понять замысел художника.


Назовите цели урока.

Слушают учителя.

Рассмотреть репродукцию (т.е. научиться «читать» картину; описывать; составлять предложения в определённой последовательности; устанавливать связи между частями плана.


Р – в сотрудничестве с учителем становят новую учебную задачу

4.Усвоение новых знаний и способов действий.

1.Рассматривание картины


Начнём работу с рассказа о художнике.

Прежде, чем приступить к рассматриванию картины, вспомните:

- Что значить репродукция?

- Кто такой художник?

- Скажите, каков порядок (алгоритм) рассматривания картины?

- Сколько позиций мы должны выделить обязательно?

- С помощью каких слов идёт описание?

-Что такое эпитеты?

- Что такое сравнения?

-Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Снегурочка».

-Какие чудеса и тайны январской ночи раскрыл перед нами художник?

- Как правильно на письме оформить текст?

- Поработаем над планом. Озаглавим части плана.

Рассказывает о творчестве художника заранее подготовленный ученик.

(рассказ см. в приложении)

Воспроизведение картины путём фотографирования.

Человек, работающий красками (маслами) на холсте,..

(Схема – алгоритм см. в приложении)

Пять.( В центре картины, на переднем плане, на заднем плане, слева на картине, справа на картине)

Отвечают, высказывают впечатления. Участвуют в обсуждении. Составляют предложения описательного характера, выполняют лексическую работу (подбирают сравнения, эпитеты).

Образные художественные определения (прил.)


Слова или образные выражения, где идёт сравнение одного предмета с другим.

Очарование настоящей русской зимы: дыхание её холода и великолепие её снегов, тишину глубокого сна природы и безмолвие лунной ночи. Метели и бураны завалили снегом поля и дороги, сделали непроходимыми леса. Но в удивительной тишине этой безветренной ночи, изображённой художником, о пролетевших вьюгах напоминают толькооставшиеся снежные комья на пушистых ёлочках. Снег укрыл землю толстым мягким ковром, и земле уютно, сладко спится под этим чудесным снежным покровом.


(Ответы детей.) В составленном тексте обязательно выделим три части: 1.Вступление (1 -2 предл.), 2.Основную часть (5 и более предл.),3.Заключение (2 предл.).

Пр. – участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение, составляют под руководством учителя небольшие описательные тексты по репродукции картины.

П – понимают информацию, представленную в изобразительной форме, переводят ее в словесную; осознанно строят речевое высказывание.

Р – выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

К – участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Л – проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства через выразительные возможности языка, анализ репродукций картин

5.Рассматривание деталей картины

Кого мы видим в центре картины? Как одета Снегурочка?

Где и в какое время суток мы видим Снегурочку?

Какими вы увидели снег, ёлочки, берёзку, огни в глубине леса?

Подберите слова и словосочетания для описания Снегурочки.

Подберите слова и словосочетания для описания зимней ночи.

Понравилась ли вам картина? Чем?


Рассматривают репродукцию картины, обращая внимание на детали. Строят речевое высказывание, подбирают лексические средства для передачи увиденного, средства выразительности и образности для передачи своего настроения и чувств, вызванных картиной.

(Снегурочка – какая?

Снег – какой?

Ёлочки и деревья – какие?

Деревня – какая?

Небо – какое?)




Пушистая парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, тёплые варежки; на шубке красивый узор не из снежинок, а из земляничек.

(Работа со словарём – парча?)



Зима. Ночь. Лес. Лунный свет озаряет поляну. Сияют редкие звёзды.

(Работа со словарём – озаряют?)

Маленькие ёлочкисловно живые, тонкая берёзка трепещет от холода, на снегу тёмные тени, в глубине леса мерцают, словно светлячки, огни деревеньки.

(Работа со словарём – мерцают?)

Снегурочка – юная, красивая, волшебная, очаровательная.

Яркая, лунная, волшебная, лазоревый снег, жемчужные снежинки, хрустальные льдинки. Пушистые хлопья снега.

Пр. – участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение; составляют под руководством учителя небольшие описательные тексты по репродукции картины.

Р– овладевают способами решения учебной задачи.

К– строят монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Л – проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства через выразительные возможности языка, анализ репродукций картин

6.Обсуждение структуры описательного текста

Как вы должны построить текст – описание по данной репродукции?

Давайте составим примерный план вашего сочинения:

1.Автор и его картина.

(Возможны 2 варианта начала:

1.Перед нами репродукция картины В. М. Васнецова «Снегурочка».

или

2. В. М. Васнецов – замечательный русский художник. Одна из его картин – «Снегурочка».)


2.Описание репродукции.

( Подробная работа над основной частью)


3.Отношение к картине.

( Мне картина очень понравилась.

И обязательно добавить почему.)

- Мы смогли «прочитать репродукцию» картины. Отдохнём.

Слушают учителя, предлагают свои варианты плана работы над сочинением по репродукции картины, в совместных действиях с учителем приходят к общему плану сочинения.

Проговаривание всех частей вслух. Далее воспроизведение всего текста.

( Читают то, что пока получилось)

П– осознают познавательную задачу и решают её.

Р– планируют в сотрудничестве с учителем и самостоятельно свои действия для решения задачи.

К – выражают свои мысли и чувства в устной форме. Ориентируясь на задачи и ситуацию общения.

Л – осознают свои эмоции и чувства, контролируют их; определяют эмоции собеседников

Физкультминутка

Отдохнём с Мудрой Совой


Выполняют движения по тексту под руководством дежурного по классу


Совушка – сова, большая голова, (повороты головы влево – вправо)

На суку сидит, головой вертит, (повороты туловища влево – вправо)

Во все стороны глядит, (хлопаем глазами)

Да вдруг – как полетит! (махи руками – «крыльями)

Л–осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня

7.Воспроизведение содержания картины ( устно )

- Думаю, вы уже готовы создать свой текст -описание по репродукции картины. Пришло время попробовать свои силы в творческой работе. Попробуйте устно воспроизвести содержание картины.


- А теперь запишите текст самостоятельно в своих черновиках. Черновик – наш друг. Здесь мы исправляем ошибки, переставляем предложения в нужной последовательности, меняем слова, если есть повторы,…

- В конце работы не забудьте оценить свою деятельность смайликом на полях.


Детям, слабым в речевом развитии, можно предложить готовый текст, где нужно вставить пропущенные в словах буквы. ( текст см. в приложении)

Слушают задание учителя. Составляют устный текст – описательного характера по картине.

Слушают комментарии и дополнения учащихся и учителя.

Самостоятельно записывают текст в тетрадях.

(Воспроизводят содержание картины.)

Работа по тексту на заранее приготовленных листах

Пр. – создают в воображении яркие словесные образы, составляют под руководством учителя описательные тексты по репродукции картины.

Р– адакватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами.

К– оценивают эстетическую сторону высказывания

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

- Какое открытие сделали на уроке?

- Какой вид работы понравился больше?

- О чём хотели бы узнать подробнее?


Прослушать несколько сочинений детей!!!

Отвечают на вопросы

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

9.Домашнее задание

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.

Повышенный уровень (с.116 упр. 222 )

Составить по рис. текст – описание, записать в тетрадь

Программный уровень

( с. 126 упр. 244 )

Составить из слов предложения, чтобы получился текст, записать в тетрадь

Необходимый уровень

Раскрасить иллюстрацию( иллюстрацию см. в приложении ), устно составить несколько предложений


Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Р – принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Карцева Анастасия Александровна

Дата: 09.08.2020

Номер свидетельства: 555502


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства