План-конспект урока по русскому языку "Глаголы 2 спряжения", 4 класс
План-конспект урока по русскому языку "Глаголы 2 спряжения", 4 класс
план-коснпект урока по русскому языку по теме "Глаголы 2 спряжения", в котором отрабатываются знания учащихся по 1 и 2 спряжению глаголов, а также вводятся гаголы-исключения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку "Глаголы 2 спряжения", 4 класс»
Тема «Глаголы 2 спряжения» 4 класс.
Цель: познакомиться с изменением по лицам и числам глаголов 2 спряжения, с глаголами-исключениями.
Задачи: 1. Познакомить с глаголами-исключениями и особенностями их спряжения;
2. способствовать усвоению особенностей изменения по лицам и числам глаголов-исключений;
3. закрепить умение распознавать спряжение глаголов с безударным окончанием;
4. развивать умения распознавать глаголы-исключения в тексте и правильно писать безударные личные окончания глаголов;
5. воспитывать интеллектуальную культуру.
УМК: учебник, иллюстрации, жетоны для работы в парах, карточки для групповой работы, муз.произведение Ф.Шопена «Весенний вальс», куклы для спектакля.
Ход урока
1. Организационный момент.
Утром ранним кто-то странный Заглянул в моё окно. На ладони появилось Ярко-рыжее пятно. Это солнце заглянуло, Будто руку протянуло. - Представьте, что у вас в руках солнечный зайчик, почувствуйте его тепло. Обменяйтесь этим теплом с своим соседом по парте – посмотрите в глаза, улыбнитесь и “бросьте” зайчика. - Во время работы на уроке постарайтесь сохранить эти “солнечные паутинки” между вами.
За окном хорошая погода. В нашем классе тепло и уютно. У всех прекрасное настроение. Надеюсь, что оно сохранится до конца нашего урока. А мы начинаем урок русского языка.
Откройте тетради, Запишите число, вид работы.
2. Актуализация знаний и умений учащихся.
Орфографическая разминка
У вас на партах лежит стихотворение. Прочтите его и скажите, кто автор этих строк.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!»
Ф.Тютчев
( на слайде с пропущ.буквами, глаголы на отдельных листах прикрепл.на доску)
- Кто автор этого стихотворения? Какой теме оно посвящено?
- Вставим пропущенные орфограммы, объясним свой выбор.
- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?
- Какие слова помогают автору передать силу движения воды в стихотворении?
- Что это за часть речи?
Проверка дом.задания
- что вы знаете о глаголе? (повторение)
1.Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?
2.Время.(н., пр, буд.вр.)
3. Глагол изменяется по числам.(н.вр, буд.вр.)
4. Глагол имеет 1, 2, 3 лицо (н.вр, буд.вр.)
5. имеет род (пр.вр.ед.ч)
6. глаголы бывают 1 и 2 спряжения.
- Определим грамматические категории данных глаголов ( н.вр., мн.ч., 3 лицо)
Минутка чистописания
К глаголу гласят подберем правильную фонетическую транскрипцию слова
- Какое слово в ряду лишнее? (сверкать, т.к. словарное)
- А теперь какое лишнее?(смотреть, т.к. н.ф. гл.)
- Какие еще словарные слова на С вы знаете?
(называют слова)
Тренировка памяти (физкультмин. для глаз)
Давайте отдохнем, закроем глазки и послушаем произведение
(прослушивание музыкального произведения Ф.Шопен «Весенний вальс»)
- Какие картины весны вы представили?
- Нравится вам фотография?
- Подходят ли такие строчки из стихотворения
Шепчет солнышко листочку: – Не робей, голубчик! И берёт его из почки За зелёный чубчик. (В. Орлов)
- Какие орфограммы встречаются?
- Назовем глаголы, определим спряжение.
- По какому плану будете работать?
Спряжение глаголов определяется двумя способами: – по личному окончанию, если оно ударное: -- по суффиксу неопределённой формы, если личное окончание безударное.
- Выучим это четверостишье. (постепенно убираются слова)
Физкультминутка.
НЕ ИДЕТ ЛИ К НАМ ВЕСНА?
На орех взобрался Мишка
(имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево) С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу) Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша) Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление) За деревней, за долиной Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево). Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей) Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)
3.Целемотивационный этап.
Сегодня мы на уроке продолжим изучать спряжение глаголов. Более подробно будем работать над глаголами 2 спряжения. Знания, которые мы получим, помогут нам писать грамотно, без ошибок, правильно писать безударные окончания глаголов.
4. Изучение новой темы.
«Игра с жетонами» (работа в парах)
- Посмотрите, ребята, у нас в классе развешены жетоны. Сейчас вы будете работать в паре. Помните наш девиз при работе в паре: “Помогая другим, учимся сами”. Каждая пара подойдет и возьмет 1 понравившийся жетон (на жетоне с другой стороны написаны глаголы).
- Прочитайте про себя, запишите в тетрадь, выделите окончание глаголов и определите спряжение.
ПОМНИ! Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание.
И еще на ударение
Обрати внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение.
Краснеть, наступает, смотреть
Мечтать, совершать, видеть
Стоит, открыл, обидеть
Уплывать, исследовать, ненавидеть
Идти, говорить, зависеть,
Спешить, долететь, терпеть
Построить, отвезут, вертеть
Сбегут, живешь, слышать
Решать, спросит, дышать
Успеть, спасать, держать
Звучать, наблюдать, гнать
– Я вижу, что при спряжении некоторых глаголов вы испытывали затруднения. Какие глаголы вызвали у вас затруднения? (слово на доске появляется после того, как дети назовут его)
Смотреть Видеть Обидеть Ненавидеть Зависеть Терпеть Вертеть Слышать
Дышать Держать Гнать
– Почему эти глаголы вызвали у вас затруднения? (По окончанию одно спряжение, а при спряжени и другое).
Подводящий диалог (если дети не ответили на заданный вопрос)
– Какого спряжения глагол “терпеть”? Итак, мы думаем, что глагол 1 спряжения. Давайте проспрягаем этот глагол:
1 л. терплю терпим
2 л. терпишь терпите
3 л. терпит терпят
– Обратите внимание на окончание глагола в 3 лице множественного числа. Какая гласная в окончании? Какое правило знаем?
– Итак, что мы думали о глаголе сначала, и что оказалось на самом деле? (Думали, что глагол 1 спряжения, а оказалось, что глагол 2 спряжения).
– Попадают ли эти глаголы в правило? (Нет)
– Как можно назвать такие глаголы? (Исключения)
– Так какова тема нашего урока? (Слайд или прикрепляю на доску) Прочитаем её хором.
– А какого все-таки спряжения глаголы-исключения? Поднимите руки те, кто считает, что I спряжения. Поднимите руки те, кто считает, что глаголы-исключения II спряжения. Кто же прав?
Работа по алгоритму
1. Предварительно определяем спряжение.
2. Проспрягаем глагол.
3. Окончательно определяем спряжение.
4. Обобщение
–А остальные глаголы? Давайте их проспрягаем в парах и окончательно определим их спряжение. (Снимаю карточки с написанными на них глаголами с доски и раздаю их детям ). Особое внимание обращайте на форму глагола в 3 лице множественного числа.
- Нужно ли знать эти глаголы? Для чего?
-Чему мы будем учиться сегодня на уроке, что должны узнать?
- 1. Узнать глаголы-исключения
- 2 К какому спряжению относятся?
- 3. Научиться находить глаголы - исключения
- 4. Научиться писать безударные личные окончания глаголов.
- Где можно получить информацию об этом ? ( в учебнике)
- Откройте учебник на стр. __
- Прочитайте правило.
- Что нового узнали?
(глаголы - исключения, и что они относятся ко второму спряжению)
- Молодцы!
Итак, ко 2 спр.относятся
Ко второму же спряженью
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на - ить.
И еще:_смотреть, обидеть
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на - Е - спрягать нельзя!
- Это стихотворное правило я вам подготовила каждому, вы возьмете его домой, выучите и будете помнить это всегда.
Отработка нового материала
Определите спряжение глаголов: ( у доски коллективно, затем несколько глаголов на самост.работу за доской и у себя в тетради)
- Молодцы! А сейчас мы разделимся на группы по цвету жетонов! (розовые, желтые, голубые). Работа в группах! Помните правила работы.
Правила работы в группе:
уважать мнение товарищей;
слушать и слышать друг друга;
не обижать и не обижаться;
быть внимательным;
участвовать всем.
1 группа - работа в тетрадях
2 группа –« Замени фразеологизмы глаголами, укажи спряжение»(распечатать)
Забегать вперёд - спешить, торопиться
Закинуть удочку -разузнать, выяснить
Делать из мухи слона - преувеличить
Смотреть сквозь пальцы – не заметить, пропустить
Сбить с толку - помешать
Бить баклуши - бездельничать
Задирать нос – зазнаваться
3 группа – разыграть сказку ( Царь, глагол 1 спр, глагол 2 спр., глаголы-исключения, автор)
Давным-давно в царстве Грамматики жил-был царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым: все время что-то делал, чем-то занимался. Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и стал говорить им: - Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать
Думали братья три дня и три ночи, пришли к батюшке-царю и говорят:
- Я, отец, - говорит 2 спряжение, - буду править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на –ить!
- А я, - говорит 1 спряжение, – всеми остальными!
- Как я рад!- обрадовался Глагол,- что у меня такие умные дети. Издаю указ о разделении царства. Все глаголы, что заканчиваются на –ить живут в правой половине царства, во 2 спряжении. Все остальные глаголы – в левой половине, в 1 спряжении.
Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала. Были семьи, которые из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пошли они к царю с просьбой: – Милостивый государь, помоги нам. – Что случилось? – По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши родители – в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними. – Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ. – Смилуйся, государь, сделай исключение. Не мог царь устоять перед просьбой и разрешил глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. По сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению.
– Так как же эта сказка связана с темой нашего урока? – Что нового мы узнали на уроке? Что должны запомнить?
5. Этап подведения итогов урока
- Ребята, над какой темой мы сегодня работали на уроке?
- Что нового узнали?
- Для чего нам нужны новые полученные знания?
- Какой вид работы вам больше всего понравился на уроке?
Вы с честью выдержали все испытания, но продемонстрируйте в заключении свои знания.
Пройдем тест.
Определите строчку, где все глаголы являются исключениями:
А) рисовать, смотреть, гнать, читать.
Б) гнать, держать, дышать, звать
В) смотреть, видеть, зависеть, вертеть
2. К какому спряжению относятся глаголы - исключения на -ать, -еть
А) к I спряжению
Б) ко II спряжению
3. Выбрать глагол с гласной «е» в личном окончании глагола
А) держ.шь
Б) гон.шь
В) рису.шь
4. Выбрать глагол с гласной «и» в личном окончании глагола
А) дыш.шь
Б) зна.шь
В) игра.шь
5. сколько глаголов- исключений во 2 спряжении?
А) 10
Б) 12
В)11
Г) 9
Молодцы!!!
6. Рефлексия
У вас на партах лежат кружочки красного, желтого и зеленого цветов.
Напишите свое имя и прикрепите кружок в соответствующую часть круга:
Если вам все было понятно и можете по теме помочь другому – ЗЕЛЕНЫЙ
Если были незначительные трудности и вам еще нужна помощь, чтобы разобраться – ЖЕЛТЫЙ
Если было вам трудно на уроке и многое осталось неясным – КРАСНЫЙ.