Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная (самостоятельная работа).
Урок построен с использованием информационно-коммуникативной технологии на основе технологии деятельностного подхода.
Оборудование: учебник «Математика» 3 кл. Ч.1 М.И. Башмаков,М.Г. Нефедова, М.Г.Нефёдова стр.106-107, мультимедийная презентация; карточки для работы в парах; листы самооценки; маршрут урока.
Цель урока:
-учить вычислять длину пути;
-совершенствовать умения располагать единицы измерения пути в порядке возрастания;
-повторение единиц измерения длины (сантиметр, метр, дециметр, кило-метр);
-формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения длины.
Задачи:
Образовательные:
- повторить единицы измерения пути, учить решать задачи на нахождение расстояния (пути), продолжать учить записывать краткую запись задач; сравнивать единицы измерения.
- совершенствовать вычислительные навыки (устные приемы вычислений в пределах 1000);
- расширять математический кругозор учащихся.
Развивающие:
Метапредметные:
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные:
развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач;
формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся в содержании учебного материала, в социальных ролях и межличностных отношениях, формирование личностных универсальных учебных действий.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения сверстников и учителя.
Познавательные:
развивать познавательную активность,
умение наблюдать, анализировать, делать выводы,
умение устанавливать связи между единицами измерения(см, м, км),
развивать внимание, наблюдательность
осуществлять работу с графической информацией (бланк с заданием в табличной форме);
обнаруживать пробелы в информации;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
формировать умения учебного сотрудничества через работу в паре, в группе.
Ход урока:
Блок мотивации:
- Разделите на две группы понятия: минута, путь, маршрут, секунда, час, расстояние…
- Какие величины мы изучали на предыдущих уроках?
- Дополните группу единиц времени.
- У кого в нашем классе путь в школу самый короткий? Почему?
- В один из дней я вышла из дому как обычно, а пришла в школу на 10 минут позже. Почему это могло произойти?
- Кому и в каких случаях важно вычислять или просто знать длину пути?
- Перед вами маршрут нашего движения от начала до конца урока. Поверим, пройдём ли мы его полностью? (на доске маршрут)
- Перед вами лист самооценки, в который вы будете вносить личный результат по каждому заданию от 2 до 5 баллов; в конце урока отметкой обозначите свою работу (отмечают баллы за первое задание)
Блок творческого разогрева:
- Важно не только уметь вычислить длину пути, но ещё и сделать это без ошибок. Тренируемся в навыках счёта:
а) Устный счёт у доски:
Записать (два ученика у доски):
- сколько минут в 3 часах;
- сколько минут в 7-ми часах;
- сколько секунд в 5-ти минутах;
- сколько секунд в 10-ти минутах;
- 120 минут, сколько это часов;
- 360 минут, сколько это часов;
(180, 420, 300, 600, 2, 6) Проверка по записи на доске; анализ ошибок (если есть)
б) Счёт по лабиринту стр. 107, № 6 (работа выполняется частично; предлагается для самостоятельного счёта дома)
Блок «Работа в парах»:
- Уточним, в каких единицах измеряем длину пути. Какие наименования на слайде лишние? (км, сек., м, кг, т, см, мм, г, дм) Запишите в тетрадь нужные единицы измерения в порядке увеличения (проверка в парах)
- Расположите перед собой сигнальные карточки. В каких единицах вы бы измеряли следующие расстояния? (стр. 106, № 1) Предлагаются другие варианты по выбору учителя: ширина учебника, длина классной доски; размер футляра и т.д.
Блок «Содержательная часть»:
Проблема: Ваша семья отправилась летом в поход на несколько дней, наметив мест для ночёвки. В первый день шли пешком и к месту ночлега добрались только поздно ночью. Что не учли? (ответы детей; корректировка по мере необходимости и дополнение учителя)
- Давайте рассчитаем путь третьеклассников, которые заранее определили свой маршрут (стр. 106, № 2)
Коллективная работа; запись выполняется на доске:
А. – 40 км
П. - ? на 140 км больше (40+140=180 км)
П. - ?в 6 раз меньше, чем на поезде (180:6=30 км)
Л. - ? втрое больше, чем пешком (30x3=90 км)
40+180+30+90=340 км – длина всего маршрута (считают самостоятельно; комментарий вариантов сложения)
ФИЗМИНУТКА
Отправляемся в поход, Сколько нас открытий ждёт! Мы шагаем друг за другом Лесом и зелёным лугом…
(движение по направлению сторон горизонта С, Ю, В, З, СВ, СЗ, ЮВ, ЮЗ)
Блок «Творческая разминка»:
- Часто, выбирая маршрут следования, приходится исходить из условий местности, как в следующем задании: (стр. 107, № 5)
- Где находится стоянка? Домик лесника? Железнодорожная станция?
- Будет ли выбран короткий путь? Почему? (ответы детей)
Запись решения в тетради с комментированием:
1). 16+5=21 км
2). 21- 9= 12 км
Ответ:
Блок «Работа в группах»:
- Прочитайте задание, обратите внимание, какое слово будет ключевым? (одновременно) Почему?
Что нужно сделать перед тем, как начинать вычисления? (перевести единицы измерения) (стр. 106, №3)
1 – 130 см
2 – 130-70= 60 см
3 – 60x3=180 см
Ответ: третий оказался выше всех.
(Отметка за первые выполненные работы; проверка работ учениками-консультантами)
Блок «Закрепление»:
- Перемещаемся в спортивный зал и сравним результаты соревнований в тройном прыжке (стр. 106, № 4)
- Кто принимал участие в соревнованиях?
- Какой математический закон используем для оптимального подсчёта результата?
- Можно ли без подсчёта назвать самый высокий результат? Почему? (ответы детей)
Антон: 5 м
Боря: 5м 10см
Витя: 5м 55см
Гоша: 6м 05 см
Порядок уменьшения: Гоша, Витя, Боря, Антон
Блок «Резюме»:
- Давайте посмотрим маршрут, который мы прошли на уроке (на доске отмечены выполненные задания по маршруту урока)
- Какие задания у вас вызвали затруднения?
- Что удавалось легко?
- Над чем следует поработать дома?
- Посмотрите свой лист самооценки: какую отметку выставите себе за урок по результатам вашей работы по каждому заданию?
Лист самооценки
Ед. измерений
Устный счёт
Задание № 1
Коллективная работа
Задание № 5
Задание № 3
Задание № 4
Итог
(отметка)
- Дома поработаете над вычислительными навыками по заданию Математического тренажёра: стр. 118, № 9.