kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по литературному чтению "Лев и собачка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по литературному чтению по произведению Л.Н.Толстого "Лев и собачка"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по литературному чтению "Лев и собачка"»

План-конспект



открытого урока по литературному чтению



Класс: 3А



Учитель: Д.Н.Лысенко



Тема урока: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»



Цель: создать условия для раскрытия идейно-художественного смысла произведения через содержание текста.



Задачи:



образовательные: продолжить работу над анализом художественного произведения, отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;



развивающие: развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;



воспитывающие: воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.



Формируемые УУД:



регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища;

познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;

коммуникативные – умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Технология: исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.



Методы: проблемно-поисковый, объяснительно- иллюстративный, работа в паре, использование ИКТ.



Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.



Структура: урок комплексного применения знаний и умений.



Ожидаемые результаты.



вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;

увеличение интереса к литературным произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;

повышение эрудиции и словарного запаса детей;

развитие фантазии, творческого воображения;

совершение доброго поступка по отношению к животным;

Оборудование:

– компьютер, проектор, экран, презентация к уроку; «Словарики настроений» на партах, учебник «Литературное чтение», Э. Кац, 3 кл. 2 часть, рабочая тетрадь по лит. чтению 2 часть; выставка работ по мини-проекту «Я - иллюстратор»; Дневники читателя; лист-вкладыш с биографией Л.Н. Толстого; лимоны по количеству детей в классе; оценочные фишки.





Ход урока:



СЛАЙД 1



Организационный этап.

СЛАЙД 2



- Начнём наш урок со «Словариком настроений» (спокойное, грустное, радостное, бодрое, унылое, тревожное, сердитое); найдите в списке прилагательное, которое соответствует вашему настроению в начале урока и подчеркните его. Объясните ваш выбор.



2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.



- Я бы охарактеризовала своё настроение словом, которого нет в словарике «приподнятое» (радуюсь каждому открытому уроку; жду гостей, которые оценят нашу с вами работу; верю в хороший результат, которым мы порадуем друг друга; уверена в вашей хорошей подготовке к уроку) Надеюсь, что вы сегодня меня не разочаруете! Итак….



-Зачитать описание наружности Лимона (М. Пришвин. Лимон); какие сравнения использованы в описании? (рабочая тетрадь, стр. 36, №6,ответы детей)



- Каких знакомых животных вы описали в задании 7? Какие сравнения использовали? (ответы детей)



- Продолжаем презентацию работ по мини-проекту «Я - иллюстратор» (ребята демонстрируют готовые работы; пополняется выставка на доске; обсуждение работ)



А теперь конкурс иллюстраций к рассказу М.М. Пришвина «Лимон» (конкурс работ проходит по рядам; определяется победитель с каждого ряда)



- В конце урока не только победители, но каждый получит небольшой подарок по теме конкурса. Какой? Это пока секрет! (в мешочке лимоны по количеству детей в классе)



Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

СЛАЙД 3



Рассказ учителя: Недавно я на сайте посмотрела видео, которое не оставило меня равнодушной. Вот на слайде кадр из видео. Выполняя строительные работы в одном из домов, рабочие забетонировали под ступеньками дома выход для собаки, у которой вскоре должны были появиться щенята. Жильцы дома, услышав жалобный вой через два дня, разбили бетон и помогли животному освободиться.



- Почему произошла такая ситуация?



- Ваше отношение к поступкам людей, которые были причастны к этой истории (ответы детей)



- Одним из героев произведения, по которому мы начнём сегодня работу, будет тоже собачка. Вы, наверное, видели все, что по улицам нашего посёлка иногда бродят бездомные собаки. А в больших городах их встречается ещё больше, таких вот брошенных четвероногих друзей, которых человек предал и довёл озлобления и отчаяния.



Я знаю, что у многих из вас есть домашние животные, в том числе и собаки. И вы уже не раз делились рассказами о том, как вы заботитесь и ухаживаете за ними.



На уроках окружающего мира вы узнали, как человек приручил собаку. Давайте вспомним, что именно вам известно? (Собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком. Это первое прирученное им животное.)



- Многие из вас были в зоопарке и видели там льва? Что можете о нём рассказать. ( Лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг. Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет).



- По заголовку вы уже догадались, что героями были (а это произведение - быль) Л.Н.Толстого будут именно эти животные.



СЛАЙД 4



4) Работа по новой теме:



Первичное восприятие текста.



- История, которую поведал нам автор, произошла в Лондоне – столице Англии. Сам Лев Николаевич никогда не был в этом городе. Давайте предположим, как же он мог узнать об этом случае? (ответы детей)



Возможно, эту историю ему рассказали моряки, которые бывали в Лондонском порту. Услышав её, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ.



- Я знаю, что многие из вас уже читали эту быль и это очень хорошо. Тем не менее, ещё раз внимательно послушайте, прислушайтесь к своим чувствам и потом поделитесь ими.



У меня будут помощники (2 ученика с хорошей выразительностью чтения)



- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ и почему? (ответы детей)



ФИЗМИНУТКА



5) Первичное закрепление



- Определим значения некоторых слов рассказа; для каждого ряда своё задание, работаем в парах.



СЛАЙД 5



Словарная работа (работа в паре):



подле – около, близко, совсем рядом.



зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа; сейчас он называется зоопарком.



ощетинился – поднял дыбом шерсть, щетину (когда сердится, недоволен).



барин – богатый человек, который имеет прислугу (помещик).



бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.



метался - беспокойно двигался из стороны в сторону.



издохла - умерла.



засовы - большие дверные задвижки



смотренье – разглядывание (ответы детей; уточнение слов по необходимости)





Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.



- Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать? (люди безжалостны – вместо того чтобы брать только деньги, они уничтожают животных и смотрят на эту расправу).



- Кем стала собачка для льва? (другом).



- Как царь зверей отреагировал на попытку хозяина зверинца, вернуть собачку владельцу? (ощетинился, зарычал).



- Сколько прожили лев и собачка вместе? (1 год).



- Что произошло с собачкой? (умерла).



- Почему лев не принял собачку после смерти друга?



- Что значит быть преданным? (верным кому-то)



-Чем заканчивается эта история? (лев умирает).



- Каким словом охарактеризуете конец этой истории? (он печальный…)



- Мы с вами на примере героев рассказа увидели, что совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру, могут испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу.





6) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)



Выборочное чтение:



- Зачем человек поймал собачку и принёс её в зверинец?



- Как лев встретил собачку?



- В чём выражалась дружба льва и собачки?



- Как ведёт себя лев после смерти собачки?





- Подберите антонимы к предложенным словам в задании 1 (р. тетрадь, стр. 32) (работа в парах)



Бросить – поднять



Оторвать – пришить, приклеить, соединить



Вскочить – соскочить, спрыгнуть (сесть)



Отдать – взять, получить



Поднять – опустить



Перестать – начать, продолжать (ответы детей; уточнение слов по необходимости)





7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению



- На следующем уроке мы продолжим работу по этому рассказу. Дома научитесь читать выразительно (стр. 94-95 учебника) Думаю, услышу завтра отличное чтение от вас, судя по тому, как хорошо справились сегодня мои помощники без предварительной подготовки.



- Кроме того, предлагаю вам ещё раз обратиться к биографическим сведениям о Л.Н.Толстом, которыми вы пополните ваш Дневник читателя (дети получают распечатки биографии Л.Н. Толстого)





8) Рефлексия (подведение итогов)





- Вспомните последние произведения Л.Н. Толстого, которые мы прочитали (Лгун. Прыжок. Король и лев. Царь и рубашка. Отец и сыновья.)



СЛАЙД 6



Все они ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.



- Какую же главную мысль хотел донести Лев Николаевич до тех, кто прочитает быль «Лев и собачка»?



Давайте запишем её в рабочих тетрадях , стр 39, № 5. (Животные могут быть верными и преданными друг другу. Человеку есть чему у них поучиться)



- Часто люди распоряжаются животными и их судьбами как хотят. Поведение льва в этом рассказе – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.



- К концу урока моё настроение осталось таким же приподнятым, потому что вы смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.



- А как ваше настроение? Оно изменилось? (возвращаемся к Словарикам настроения; ответы детей)



- Теперь обещанный подарок в конце урока! Догадались, что спрятано в этом волшебном мешочке? (ребята получают по лимону) В зимнее время витамины очень нужны и взрослым, и детям! Пейте чай с лимоном, будьте здоровы!



Спасибо всем за урок: вам, мне и нашим гостям!







Материал к уроку:



Вариант орг. этапа:



(У детей на партах лежат "Словарики настроений". Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)



Ответы детей.

- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.

- А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.

- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок ……, мы всегда такие интересные задания выполняем.

- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.

Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по страницам Литературного чтения.





О писателе:



Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.



Отца звали – Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца.



Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.



Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. В то время было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.



20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.



Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.



Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока по литературному чтению "Лев и собачка"

Автор: Лысенко Дарья Николаевна

Дата: 25.08.2022

Номер свидетельства: 612120


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства