Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по человеку и мир 2 класс " Я и моя семья. Семейные традиции."»
ГУО «СШ №109 г. Минск»
План-конспект
Урока человек и мир в 2 «Б» классе
Тема: «Я и моя семья. Семейные традиции.»
Учитель: Соловьёва М.В.
Минск, 2019
Тема программы: Я и моя семья.
Тема. Я и моя семья. Семейные традиции.
Цель: создать условия для осознания учащимися необходимости заботливого и уважительного отношения к членам своей семьи.
Задачи:
Образовательная: формировать у учащихся представление о семье как родных людях, которые заботятся и любят друг друга, о семейных традициях;
популяризовать полезный совместный отдых всей семьёй;
Развивающая: содействовать воспитанию потребности в заботливом, внимательном отношении к членам своей семьи, ответственном отношении к своим домашним обязанностям;
Воспитательная: создать условия для развития творческих способностей учащихся, самостоятельности.
Методы обучения:беседа, рассказ; иллюстрирование; работа на карточках, работа с доской.
Тип урока:комбинированный.
К концу урока учащиеся должны иметь представление:о семье, семейных традициях.
Литература:
1.Человек и мир: учеб.пособие для 2 – го класса учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В. М. Вдовиченко, Т.А. Ковальчук. – Минск: Адукація і выхаванне, 2012. – 144 с.: ил.
2.Учебные программы по учебным предметам: 1-4 кл. учреждений общ. Сред. Образования с рус яз.обучения / Г.И. Бондаренко, Л.Б. Сопот. – Минск: Национальный институт образования, 2012. – 240с.
3.Начальная школа. 2 кл.: примерное календарно-тематическое планирование: пособие для учителей учреждений общ.сред. образования с рус. Яз.обучения / М. Б. Антипова. - Минск, НИО: Аверсев, 2015. – 176 с. – (Библиотека учителя)
Структура урока:
1)Организационный этап(1 мин)
2) Этап усвоения новых знаний(17)
3) Физкультминутка(2 мин)
4) Этап закрепления нового материала(10 мин)
5) Этап информирования учащихся о д/з, инструктаж по его выполнению(2 мин)
6) Этап подведения итогов(4 мин)
7) Этап рефлексии.(1 мин)
Меж предметные связи: литература.
Оборудование: слайды, изображающие семью, семейный отдых, семейные праздники, слова для пословиц, карточки для работы в группах, конверты, разрезная картинка дома, полоски слов.
Ход урока.
I Организационный момент.
Добрый день, меня зовут Маргарита Владимировна, сегодня урок человек и мир у вас буду проводить я.
II Определение темы урока. Целеполагание.
- Отгадайте ребус : 7Я (семья).
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
- Тема нашего урока “Семья и семейные традиции”. Нам с вами предстоит определить, что такое семья и выяснить, какая семья называется счастливой.
- Ребята, прошу вас отгадать загадку.
В нём живёт моя родня, Мне без неё не жить ни дня. В него стремлюсь всегда и всюду, К нему дорогу не забуду. Я без него дышу с трудом, Мой кров, родимый, тёплый …(Дом)
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.
- Сегодня на уроке мы с вами построим Дом Семьи. Расскажите, какой он должен получиться.
- В каком доме вы хотели бы жить?
Части дома я уже подготовила. Вам необходимо активно работать на уроке, чтобы кирпичик за кирпичиком выстроить большой и светлый дом.
III Работа над темой урока.
Беседа по теме урока.
- Что такое семья? (Ответы детей.)
- Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудную минуту – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья.
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
- Как вы считаете, для чего человеку семья? (В семье все друг другапонимают, любят, уважают, заботятся друг о друге: кормят, одевают, делают подарки, помогают.)
Ученик.
Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамою, папа и я –
Мы называемся вместе семья.
- Как обычно дома вы называете друг друга? (ответы детей)
- Какие ласковые обращения звучат в вашем доме? (ответы детей)
Игра «Лучики».
- Я предлагаю сыграть в игру «Лучики». К доске выходят два человека. Каждый рисует круг – солнышко, но без лучей. По очереди вы говорите ласковые слова и рисуете лучик за каждое слово. Выигрывает тот, у кого солнышко будет иметь больше лучиков.
2. Чтение статьи «Я и моя семья».
- Что значит почитать родителей? (Слушать их советы, всегда выполнять свои обязанности по дому.
3. Исследование «Кто самый занятый человек в моей семье?»
- Какую работу приходится делать в семье? Кто выполняет домашнюю работу?
дедушка готовит еду
бабушка пылесосит
папа стирает
мама ходит в магазин
другие дети работает
я учится
утюжит бельё
моет посуду
моет пол
выносит мусор
работает
- Давайте проведём исследование и увидим, кто же дома больше всех занят работой (слова записаны на доске, соединить стрелками):
- Почему у наших мам так много работы? Легко ли им?
Вывод: надо придумать, как запретить нашим мамам так много работать!
4. Групповое обсуждение проблемы.
- Посоветуйтесь в группах:
1 группа.
- Что бы вы могли из домашнего труда взять на себя? (Учебник, стр. 113,
в. 3.)
2 группа.
Прочитать пословицу «Любишь кататься – люби и саночки возить».
- Какой совет вы могли бы дать ребятам? (Если ты играешь с игрушками,после игры убери их на место. И т.д.)
- Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас в классе. Слушайте задание и выполняйте.
– Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши. – У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой. – У кого есть сестра и брат подпрыгните несколько раз. – Кто помогает дома близким подпрыгните и хлопните в ладоши. – У кого в семье живут домашние животные, помашите руками. – Хлопните те, кто очень любит свою семью!
6. Беседа о семейных традициях.
- Ребята, давайте подумаем, у каждого из нас есть своя семья, но чем же наши семьи отличаются? Какие особенности есть у каждой семьи? Прочитайте слово, записанное на доске.
(на доске – традиции)
- Что же такое традиция?
Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому (т.е. от ваших родственников: мам, пап, бабушек, дедушек). Это правила поведения, которые постоянно соблюдаются людьми. В каждой семье существуют свои традиции.
- Сейчас я вам прочту отрывки из детских сочинений, а вы должны понять, о какой традиции я прочитала. (Приложение 1)
- Как вы думаете, с какого радостного события начинается каждая семья? (СДня рождения.) Как это событие празднуется в вашей семье? (Ответы детей.) Является ли это традицией? (Да.)
- Можно ли отнести к традициям совместные праздники?
7. Игра «Что же тут традиция?».
- Давайте немного поиграем. Я прочту вам стихотворение. Если вы услышите какие-либо семейные традиции, хлопните в ладоши, если услышите то, что не может быть семейной традицией, сидите неподвижно.
- Помогите отгадать, что же тут традиция…
Дни рождения справлять,
С другом в салочки играть,
Всей семьёй за ужин сесть,
Вместе весело поесть,
Помогать помыть посуду,
Вот традиции повсюду.
Во дворе играть с друзьями,
Поиграть с соседом в яме,
Новый год отметить вместе,
Не сидим с семьёй на месте,
Ходим в разные походы,
В тёплые весной субботы.
- Молодцы ребята.
- Итак, традиции могут быть разными от празднования совместных праздников, до взаимопомощи в семье.
8. Чтение статьи «Семейные традиции» учащимися.
- Какая традиция, по-вашему, должна соблюдаться в каждой семье?
(прикрепляются стены дома)
9. Беседа о совместном отдыхе в семье.
- Каждый человек нуждается в отдыхе. После тяжёлой умственной или физической работы хочется отдохнуть, побыть в покое или заняться чем-то весёлым, интересным.
- Что такое досуг? (Свободное от работы время.)
10. Работа с иллюстративным материалом.
- Ребята, вам предстоит определить на каких слайдах изображён совместный отдых семьи.
- Как же организовать отдых и досуг в семье?
11. Чтение статьи «Совместный отдых» учащимися.
- Так как же можно организовать отдых всей семьи? (Вместе послушать музыку, почитать книгу. Совершить прогулку на свежем воздухе. Катания на коньках, санках, лыжах, велосипедах. Походы в лес, в парк.)
- Для чего же необходим отдых всей семьёй? (Чтобы семья была дружной и крепкой.)
12. Аукцион идей «Совместный отдых». (Работа в группах.)
Задание. Придумать игру, в которую можно поиграть вместе с родителями, всей семьёй.
(прикрепляется крыша дома)
13. Работа над пословицами. (Работа в парах.)
- В прежние времена семьи были большие. Вместе жили дедушки и бабушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Вместе трудились, воспитывали детей, заботились о стариках. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим в сказках, пословицах и поговорках. Давайте попробуем составить пословицы и поговорки из отдельных слов. (На партах лежат конверты со словами. Для каждого ряда одна пословица.)
В гостях хорошо, а дома лучше.
В своём доме и стены помогают.
Не нужен клад, когда в семье лад.
- Как вы понимаете эти пословицы?
- Чем крепка семья? (Взаимопониманием, любовью, заботой друг о друге.)
(прикрепляются окна дома)
(Приложение 2)
IV. Обобщение. Подведение итогов урока.
- Вот мы и закончили строительство Дома семьи. Нравится вам этот дом?
– Дом построен. А что самое главное в доме? (Учитель выслушивает мнения учащихся и зачитывает стихотворение.)
А дом, заставленный добром, – еще не дом. И даже люстра над столом – еще не дом. И на окне с живым цветком – еще не дом. Когда вечерняя сгустится темнота, Так эта истина понятна и проста – Что от ладоней до окна наполнен дом Твоим теплом.
– О каком же тепле идет речь? (Любовь, дружба, понимание и т.д.) Эти качества являются для семьи семейными ценностями. – Прочность дома зависит от прочности фундамента, от крепости стен, надёжности крыши. Так и семья зависит от того, какие ценности лежат в основе отношений в семье. Есть образное выражение – «фундамент семьи». Я хочу, чтобы вы сейчас укрепили фундамент нашего дома семейными ценностями. Какие семейные ценности лежат в основе вашей семьи, вашего родного дома, решать вам? (На доске полоски со словами: понимание, уважение, доброта, помощь, грубость, терпение, любовь, ненависть, доверие, забота, злость, дружба. Дети прикрепляют выбранные слова к фундаменту дома.) (Приложение 2)
- Как вы думаете, какая семья живёт в нашем доме? (Счастливая.)
Дети читают стихотворение.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
Что вы дома расскажете своим родителям о нашем уроке.
Назовите слова, которые будут «жить» в вашем доме.
VДомашнее задание.
Подготовить рассказ о семейных традициях своей семьи и коллаж традиции моей семьи с использованием фотографий и вырезок из журнала.
Приложение 1
Текст 1
Отрывок из детского сочинения
Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?
Текст 2
Отрывок из детского сочинения
Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.
Текст 3
Отрывок из детского сочинения
Самой важной традицией в нашей семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации.