формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации
Воспитательные:
привитие любви к русской литературе; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; развитие доброжелательности, самостоятельности; развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Развивающие:
развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
УУД:
Познавательные:
-ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; находить ответы на вопросы в тексте;
-извлечение необходимой информации из текстов различных жанров, из иллюстраций;
сознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
-использование знаково – символических средств;
-анализ объектов с целью выделения существенных признаков;
-установление причинно-следственных связей;
-умение анализировать, делать выводы, строить доказательства.
самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Личностные:
-умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;
-развитие готовности к сотрудничеству;
-интерес к общему делу;
Регулятивные:
-определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
-умение прогнозировать текст;
-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
-слушание и понимание речи других;
-умение работать в парах, умение договориться.
Оборудование: выставка книг Н. И. Сладкова, карточки (для работы в парах), учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова для 2 класса, простой карандаш, компьютерная презентация, видео песни «Не дразните собак»
Ход урока:
I Организационный момент. Психологическая поддержка(Слайд 2).
- Ребята, встаньте красиво, ровно. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем хорошее настроение.Такое настроение нам понадобится сегодня для работы.
Мы - умные, мы - дружные,
Мы - внимательные, мы - старательные.
Мы отлично учимся.
Всё у нас получится!
-Садитесь. Проверим готовность к уроку.
Руки? – На месте!
Ноги? – На месте!
Локти? – У края!
Спинка? – Прямая
II. Речевая разминка (Слайд 3)
- Посмотрите на экран. Прочитайте «про себя» и определите жанр литературного произведения. (Стихотворение.)
Светлячок! А где твой дом?
Я ищу тебя кругом.
Где ты прячешься? Скажи!
Я хочу с тобой дружить!
-Как называется стихотворение? («Светлячок»)
-Кто такой светлячок? (Насекомое. Жук.)
-Почему его так назвали? (Он светится в темноте. Он отражает свет.)
-А где он живет? (В траве.)
-Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Самоопределение к деятельности(Слайд 4)
Разгадайте ребусы:
-Назовите всех этих существ одним словом. (Животные.)
(Слайд 5)
- Здесь зашифрована фраза. Кто догадался, в чем секрет? Как расшифровать слова?
(По стрелочкам)
- Расшифруйте слова и вы узнаете название раздела, к которому мы сегодня переходим.
(«О братьях наших меньших»)
- Кто догадался, кого называют «Братьями нашими меньшими»?
(Животных.)
- Как вы понимаете здесь слово «меньшие»? Почему меньшие? Разве бегемот или жираф меньше нас?
(Животные меньшие по разуму. Они не умеют думать, говорить. Они слабее и беззащитнее нас.)
- Что подчеркивается словами «наши братья»?
(Те, кто живет рядом с нами. Те, кто требует от нас особой заботы и ухода.)
- Какие животные требуют от нас особой заботы и ухода?
(Домашние животные. Животные живого уголка. Животные, которые живут в зоопарках. Они не умеют самостоятельно добывать корм.)
- Сегодня мы поговорим о животных.
- Сформулируйте тему нашего урока.
-«Братья наши меньшие».
IV. Работа над новым материалом
Прогнозирование раздела
- Узнав название раздела и поняв это название, можете ли вы предположить, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?
(Это будут произведения о животных и об отношении человека к ним.)
- Откройте учебники на странице 125.
Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе?
- Чему мы научимся?
- Чему мы будем учиться?
Работа над текстом Н. Сладкова «Они и мы»
1) Знакомство с писателем (Слайд 6)
т
ь
я
ы
ь
ш
и
а
р
х
у
н
ф
х
р
о
н
в
е
ы
л
б
с
а
в
м
с
э
о
в
ш
и
х
р
р
-Прочитайте фамилию автора вступительной статьи на странице 126.(Н. Сладков.)
- Посмотрите на портрет Николая Ивановича Сладкова. Родился он в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде (сейчас это Санкт-Петербург). С детства он любил природу, интересовался ей. Со 2 класса записывал в специальную тетрадь свои впечатления и наблюдения о животных. Посмотрите на эту выставку книг. Сладков написал более 60-ти книг, а в каждой книге огромное количество рассказов. В них он пишет о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Много писал о необходимости защиты природы, о воспитании бережного отношения к природе. Умер Николай Иванович Сладков в 1996 году в возрасте 76 лет. Теперь познакомимся с его статьей.
2) Прогнозирование чтения
Прочитайте ее название
(«Они и мы»).
-Кого это имеет в виду автор, когда говорит: «они»?
(Автор имеет в виду животных.)
-Кого это имеет в виду автор, когда говорит: «мы»?
(Автор имеет в виду людей.)
- Как вы думаете, о ком этот текст?
(О животных и людях, об отношении людей к животным.)
3) Словарная работа (Слайд 7)
- Верны ли наши предположения, мы убедимся, когда прочитаем текст. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте. Какой словарь поможет нам растолковать значение непонятных слов? (Толковый словарь.)
Здесь слова зашифрованы:
коилац (околица) яивмзыйу (уязвимый)
2124365 81532467
Околица — 1. Изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.
Уязвимый — тот, которого легко обидеть. Слабый, плохо защищенный.
4) Первичное чтение текста (учителем).
- Сейчас я прочитаю текст, а вы внимательно слушайте.
Проверка первичного восприятия текста
-Какой текст прослушали: художественный или научно-познавательный?
(Научно-познавательный.)
-Докажите, что это научно-познавательный текст.
(В научно-познавательном тексте автор не передает свои чувства и переживания, он сообщает только факты, сведения о жизни животных. В таком тексте много познавательного материала.)
- Подумайте, какие факты сообщает нам автор?
(Животные живут в лесах, полях, болотах).
-А чем отличается художественный текст от научно-познавательного?
(В художественном тексте автор передает свое отношение к герою, вызывает у читателя сочувствие, переживание за его судьбу, желание помочь ему в трудной ситуации.)
- Как вы думаете, для чего автор создал такой текст?
(Чтобы дать знания об окружающем мире.)
5) Вторичное чтение текста (детьми)
- Прочитайте текст «жужжащим» чтением; вполголоса; по «цепочке»
6) Работа по содержанию текста
- Что это за существа в перьях? (Это птицы.)
- Что за существа в чешуе? (Это рыбы.)
- Что за существа в шерсти? (Это звери.)
- Как назвать этих существ одним словом? (Животные.)
- Что общее связывает нас с животными? (Жизнь.)
- А почему автор называет животных нашими соседями и земляками?
(Соседи потому, что живут рядом с нами. Земляки потому, что живут с нами на одной земле, на одной планете.)
- Много тысячелетий живут на планете рядом с нами птицы, рыбы, звери, насекомые.
- Найдите в тексте, как автор называет животных? (Странные существа, обитатели.)
Проблемный вопрос:
- Подумайте, какое главное правило при общении с животными нам предложил Н. Сладков?
(«Не навреди!»)
- Как человек может навредить животным?
(Люди загрязняют водоемы, воздух. Еще выбрасывают на улицу маленьких котят, щенков. Они становятся бездомными.)
- Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных?(Ответы детей)
- Почему, по-вашему, писатели обращаются к этой теме?
(Много людей жестоких и равнодушных, которые обижают животных или просто проходят мимо.)
- Можем ли мы как-то помочь животным?
(Да. Можно взять хотя бы одного маленького котенка домой и заботиться о нем: кормить его, лечить. Нужно пожалеть их, проявить к ним сострадание, ведь они маленькие и беззащитные. Можно подкармливать птиц зимой.)
- Сделайте вывод, как же нужно относиться к животным, чтобы им не навредить? Что нужно для этого делать? (Слайд 8)
Вывод: нужно любить животных, заботиться о них, кормить их, не засорять и не загрязнять водоемы и воздух. Общение с животными положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче.
V. Физкультминутка (Слайд 9)
Шли по крыше три кота.
Три кота Василия. (Ходьба.)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)
Сели кисти на карниз,
Посмотрели вверх и вниз. (Приседание.)
И сказали три кота:
- Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)
Работа над стихотворением А. А. Шибаева «Кто кем становится»
1) Знакомство с писателем (Слайд 10)
-Посмотрите на портрет А. А. Шибаева. Родился он в 1923 году в городе Волхове Ленинградской области. Воевал в Великую Отечественную войну, был тяжело ранен. Долгие годы боролся с болезнями. Умер в 1979 году, прожив 56 лет. А. А. Шибаев сочинял веселые, радостные детские стихи. С одним из них мы сегодня познакомимся. Но сначала рассмотрите иллюстрации на странице 127. Как вы думаете, что хотели нам показать авторы учебника? (Ответы детей)
-Прочитайте название стихотворения. («Кто кем становится»)
-О чем говорит это название? (Ответы детей)
Найдите задание 1 на странице 127. Прочитайте его.
-Что нужно сделать в стихотворении? (Вставить пропущенные слова.)
-Выполните задание. Кому трудно запомнить, можно записать эти слова на карточке.
(Учащиеся читают самостоятельно стихотворение и вставляют пропущенные слова.)
2) Первичное чтение стихотворения.
Проверка восприятия стихотворения
-Понравилось ли вам стихотворение?
-Какое оно? (Веселое, шуточное.)
- Что вы представили, когда его читали? Какие картинки возникли в вашем воображении?
(Учитель спрашивает каждого ученика.)
- Сейчас почитаем стихотворение выразительно.
3) Выразительное чтение стихотворения (Учащиеся читают стихотворение по «цепочке».)
4) Игра «Кто у кого» - Работа в парах (Слайды 11, 12, 13)
- У вас на столах карточки с названиями животных. Запишите рядом названия детенышей животных.
У кошки — … .
У собаки—… .
У зайчихи —… .
У утки—… .
У овечки—… .
У курочки—… .
У ежихи—… .
У коровы—… .
У свиньи—… .
У лисы—… .
У рыбки—… .
У лосихи —… .
У волчицы—… .
У скворчихи—… .
У кошки — котенок.
У собаки — щенок.
У зайчихи — зайчонок.
У утки — утенок .
У овечки — ягненок .
У курочки — цыпленок.
У ежихи — ежонок.
У коровы — теленок.
У свиньи — поросенок.
У лисы — лисенок.
У рыбки — малек.
У лосихи — лосенок.
У волчицы — волчонок.
У скворчихи — птенец.
VI. Подведение итогов урока
- Какой раздел мы начали изучать сегодня?
(«Братья наши меньшие»)
- Нравится ли вам, что в учебнике есть такой раздел? Почему?
-Чему нас учит этот раздел?
(Заботится о животных, жалеть их.)
Видео песни «Не дразните собак».
VII.Рефлексия(Слайд 14)
-Выберите и продолжите любое предложение:
-Сегодня я сумел…
-На этом уроке я похвалил бы себя за…
-Оцените свою работу на уроке смаликом, который отражает ваше отношение к материалу урока:
Желтый: на уроке мне было интересно. У меня все получилось.
Зеленый: на уроке мне было интересно, но были трудности.
Красный: на уроке мне было неинтересно, скучно. Я не справился с заданием.
VIII. Домашнее задание(Слайд 15)
Читать выразительно на с. 126 – 127, ответить на вопросы