Тема урока | Главные члены предложения |
Цель | Создание условий для формирования представления у учащихся о главных членах предложения |
Задачи. | -развитие представления о главных членах предложения, -развитие письменной и устной речи и мышления, орфографической зоркости, навыки каллиграфического письма -воспитание интереса к родному языку, вежливое обращение друг с другом, аккуратность, дисциплинированность |
Планируемые образовательные результаты (предметные) | Формирование умений соотносить схемы с предложениями; развитие умения выделять главные члены предложения; формирование умения работать над правилом, графически обозначать предложения, озаглавливать текст и объяснять лексическое значение. |
Личностные результаты | Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: общеучебные – имеют сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические – осуществляют сравнение, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Коммуникативные:проявляютинициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Основное содержание темы, понятия, термины | Предложение, вопросы: кто? что? что делают? Что что делал? Что сделают? Главные члены предложения. |
Методы и формы обучения | Частично-поисковый, наглядный. |
Наглядно-демонстрационный материал | Карточки с заданиями. |
Образовательные ресурсы | Учебник «Русский язык», 2 класс, 1 часть, автор Горецкий В.Г., М, 2013, мультимедиа |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организация учащихся. Мотивация учебной деятельности | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Владимировна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Динь-динь-динь, Звенит звонок, Начинается урок. Будем мы писать красиво, Будем дружно отвечать, Будем думать, рассуждать, Дисциплину соблюдать. Давайте проверим рабочее место. У вас на столах должны лежать ручка, тетрадка, дневник, учебник. | - Здороваются с учителем -Проверяют рабочее место | Личностные Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; Выражать положительное отношение к процессу познания |
2.Актуализация знаний учащихся | Повторение ранее изученного материала. Работа по карточкам (всем учащимся) Содержание карточки. Обведи букву правильного ответа: Продолжите предложение: Слова в предложении связаны между собой.... А). По родству Б). По смыслу В). По знакам препинания. Составьте предложения. Маленькая Сидеть Норка В Мышка Продолжите предложение. В каждом предложении есть важное по смыслу слово, которое выражает.... А), Главную мысль предложения Б). Неважную мысль предложения В). Конец предложения Выделите голосом важные по смыслу слово и подчеркните его. Старший брат читает сестре сказку? (Собираю карточки) Ребята, откройте свои тетради запишите дату и классная работа. Минутка чистописания. Сейчас мы проведем минутку чистописания. - А написание какой буквы повторим, вы узнаете из загадки: Эта буква как жучок Растопырила шесть ног, И, конечно, знаешь ты, Что за ней не ходит «ы»! (Буква Ж) - Верно, это буква Ж -На первой строке запишите соединения заглавной и строчной буквы Жж до конца строки. Словарная работа. (работа в парах) На следующей строке запишем слово с большой буквы с красной строки «Словарь»: Будем записывать словарные слова. Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год. Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнайте и запишите названия. 1) Летает, прыгает, чирикает… (воробей). 2) Летает, стрекочет… (сорока). 3) Каркает … (ворона). Какое общее правило правописания объединяет эти слова? -Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов. Молодцы ребята. | Выполнят задания (ответы к заданиям: 1-А; 2-Маленькая мышка сидит в норке;3-А, главную мысль предложения; 4-сказку) -Делают записи в тетрадях - открывают тетради, записывают дату и классную работа - Буква Ж -Воробей -Сорока -Ворона (Сочетание –оро-). | Личностные Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, причины неудач; Регулятивные: Оценивать( сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные Выявлять известное и неизвестное. Коммуникативные Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду). |
3. Постановка и решение учебной задачи. | - Ребята, а теперь составьте предложение со словом воробей. Прочитайте. (Заслушивается несколько вариантов предложений) - Давайте запишем предложение в тетрадях, а один человек идет писать на доске: - Дайте характеристику этому предложению. - Каким оно является по цели высказывания? - По интонации? - Сколько слов в этом предложении? - Ребята, попробуйте прочитать предложение без первого слова ; без второго ; без третьего; без четвертого. - Если убрать некоторые слова из предложения оно потеряет смысл? - Из этого какой вывод можно сделать? - Подчеркните главные члены предложения. - Кто не смог подчеркнуть? - В чем ваше затруднение? Почему вы не смогли выполнить задание? -Как думаете, чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке, чему научимся? Определите тему и цель нашего урока. | -Да, потеряет. -В предложении есть слова, в которых заключена главная мысль. -Я не могу найти главные члены предложения -Мы не знаем, какие слова в предложении являются главными членами предложения. -Узнать, какие слова называются главными членами предложения. Научиться находить в предложении главные члены. | Личностные Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, причины неудач; Регулятивные: Оценивать( сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. . Коммуникативные Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду). |
Физминутка | Ребята, давайте отдохнем. встаньте и повторяйте движения по ходу стихотворения. Я читаю стих, а вы выполняете движения. Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | - Повторяют движения | |
4.Построение выхода из затруднения | Работа над правилом. - В каждом предложении есть главные члены. - А как вы думаете, какие это слова? - Это слово – предмет и слово - действие. - Давайте теперь проверим, какие слова главные в предложении. - Откройте учебник на странице 29. Прочитайте тему урока и правило. - Послушайте это правило (читаю) - Вернемся к нашему предложению и подчеркнем основу. - Как подчеркиваются слова, обозначающие предмет? - Как подчеркиваются слова, обозначающие действие? - Теперь подчеркните. | - читают тему и правило. - слова, обозначающие предмет, подчеркиваются одной чертой - слова, обозначающие действие, подчеркиваются двумя чертами | Личностные Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, причины неудач; Познавательные Выявлять известное и неизвестное. Коммуникативные Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду). |
6. Реализация проекта выхода из затруднения. | Упражнение 30, стр. 29 - Прочитайте предложения. - О чем говорится в каждом предложении? - Какие слова повторяются в каждом предложении? - На какой вопрос отвечает слово солнышко? - На какой вопрос отвечает слово светит? - Если мы уберем повторяющиеся слова, будет ли тогда понятен смысл предложения? Почему? - Можно сказать, что слова светит солнышко являются главными членами предложения? Докажите. - А знаете, как по-другому называют главные члены? - Это основа предложения. - Спишите последнее предложение. - Подчеркнем главные члены предложения. Самостоятельная работа - Сейчас я раздам вам карточки, прочитайте предложения, которые там записаны. Найдите главные члены предложения, если возникнут затруднения, обращайтесь ко мне. - Подчеркните грамматическую основу. (по вариантам) 1- Вариант. 1)В лес пришла осень. 2)Густые леса поредели.3) Опавшая листва кружится в воздухе. 2- Вариант. 1)Перелетные птицы улетают в теплые края.2) Часто идут холодные дожди. 3)Природа готовится к зиме. Игра «Лови ошибку» - Я читаю грамматические основы, услышите ошибку – хлопайте в ладоши. Ученики пишут, мама стирает, старенькая бабушка, папа пилит, дедушка на рыбалке, малыш спит, моя кукла, старший брат. | - в предложении говорится о солнышке - повторяются слова солнышко светит - слово солнышко отвечает на вопрос что? - слово светит отвечает на вопрос что делает? - нет, потому что исчезнет смысл предложения - да, потому что в этих словах заключена главная мысль -нет, не знаем | Личностные Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, причины неудач; Коммуникативные Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду). |
Творческая работа. Включение в систему знаний. | - Переходим к другому заданию. Составь предложения из слов. Подчеркни грамматическую основу предложения. - желтые, украсили, листья, землю; - ель; росла, зеленая, в, лесу. - с, град, неба, падал. - Давайте проверим - Молодцы, ребята, вы хорошо поработали. | | |
Итог урока Рефлексия | - что мы изучали на уроке? - Чему вы научились? - Что всегда есть в предложении? - В чем заключается главный смысл предложения? - Ребята, если у вас все получилось и не было затруднений, поднимите зеленый кружок, а если возникли затруднения, поднимите красный кружок. Вы все молодцы! До свидания! | - мы изучали главные члены предложения - мы научились находить главные члены в предложениях - главный смысл предложения заключается в основе слова | Познавательные Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи |
Домашняя работа. | Выучить правило на с. 29-30. Выполнить упражнение 32. | | |