kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект открытого урока по теме "В.В.Бианки. Рассказ "Музыкант"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект открытого урока во 2 классе по теме "В.В.Бианки. Рассказ "Музыкант" по программе "Школа России"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по теме "В.В.Бианки. Рассказ "Музыкант"»

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дети! Добро пожаловать на урок литературного чтения.

- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.


2. Актуализация знаний. Речевая разминка.

- Ребята, давайте вспомним как называется раздел учебника, который мы изучаем?(О братьях наших меньших).

- Правильно, а кто они братья наши меньшие? И как нужно к ним относиться? (Это животные, проживающие рядом с человекои и в дикой природе. К ним нужно относиться бережно - не пугать, не разорять гнёзда, заботиться о домашних питомцах и т.д.)

- Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями этого раздела.


- Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.

Учитель:

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз, 
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. 



Ученики:

Медведь.



- Правильно, это медведь.


Учитель:

- Посмотрите на СЛАЙД (изображение бурого медведя).



Учитель:

- Назовите любимое лакомство медведя (мёд).

- Да, любимое лакомство медведей – это мёд.

- Сейчас мы подготовим свой речевой аппарат для урока чтения.



Речевая разминка. Работа со скороговоркой.

СЛАЙД (картинка как медведь ест мёд)

Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёда – много пчел.

(Учитель читает скороговорку, затем дети вместе с учителем её проговаривают).


- Прочитаем вместе:

а) медленно; г) тихо;

б) громко; д) быстрее;

в) еще громче. е) еще быстрее

- Замечательно. Все справились. Молодцы!



VI. Работа по теме урока.  Работа с текстом во время чтения

- О ком мы загадывали загадки и говорили в скороговорке? (о медведе)

- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня читать на уроке? (о медведе)

- Правильно. Мы будем знакомиться с творчеством Виталия Валентиновича Бианки и читать произведение о медведе.


– Виталий Валентинович Бианки вырос в семье учёного. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои – звери, птицы, растения. Он написал около трёхсот произведений. Бианки мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы. Учат детей бережно относиться к ней, любить её. И мы с вами постараемся об этом помнить всегда.


Работа с выставкой книг.

- Я предлагаю рассмотреть выставку книг В. Бианки.

Это книга, в которой напечатано произведение, которое мы будем сегодня читать.

Дети, кто догадался какая тема урока?

(Дети называют тему)

СЛАЙД Тема урока: «Виталий Валентинович Бианки «Музыкант».


СЛАЙД Проблемный вопрос:

- Почему Виталий Бианки назвал своё произведение «Музыкант»? Как связаны понятия медведь и музыкант?

- Кого называют музыкантом?

Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте, человек, занимающийся музыкой.

- А как это связано с жизнью медведя в лесу? Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Нет. Мы должны ознакомиться с произведением, прочитать его и подумать).

Учитель: Зная тему урока, давайте попробуем вместе поставить цели урока:

  1. Познакомиться с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант».

  2. Учиться правильно, выразительно читать и анализировать литературное произведение.

  3. Учиться давать полные грамотные ответы на поставленный вопрос.



- Хорошо, ребята! Правильно.


1.а) словарная работа

- В произведении нам встретятся незнакомые слова.

- Прочитаем эти слова по слогам.

Медвежатник – Охотник на медведей.

Завалинка – Земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.

Колхозник – Крестьянин - член колхоза

Скрипка – Четырехструнный смычковый музыкальный инструментвысокого регистра.


Б)Первичное чтение рассказа (прослушивание аудио).



2.Проверка первичного восприятия рассказа.

– Чтоб узнать, как вы запомнили произведение, проведем тестирование.
– Взяли листочек и ручку, на листочке уже поставлены цифры от 1 до 6, если вы согласны с утверждением, то рядом с цифрой ставите +, если не согласны, то – .

  • Старик медвежатник играл на балалайке (–) На скрипке.

  • Знакомый охотник в лесу видел волка (–) Медведя.

  • Старик присел отдохнуть на пенек (+)

  • Звук, который  услышал старик слышался с опушки (+)

  • Медведь сидел на дереве (–) Под деревом.

  • Старик убил медведя (–)

– Поменяйтесь листочками и проверьте ответы друг у друга, а сейчас проверим по эталону.

Появляется слайд  – эталон с ответами № 5

– Встаньте те, кто работу выполнил без ошибок.(Возьмите себе по одному кружку)
– Молодцы, ребята, внимательно слушали произведение.

Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, (движения руками)
Улыбайся и садись.

Анализ произведения

1. Определение жанра произведения

(На столе карточки с названием жанров)

  • Сказка

  • Басня

  • Стихотворение

  • Рассказ

  • Загадка

– Отметьте плюсиком тот жанр, который относится к данному произведению. 
– Ребята, к какому литературному жанру художественной литературы вы отнесли это произведение?
Докажите, что это рассказ. (Это произведение небольшое по объему, в нем мало действующих лиц, рассказывается об одном случае  из жизни старика – охотника).
– Кто верно определил жанр произведения, возьмите кружок.

3) Ответ на ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС урока.

Возвращаемся к СЛАЙДУ - ПОЯВЛЯЕТСЯ КНИГА В. В. Бианки рядом с вопросом.

А сейчас мы можем ответить на ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС урока? Почему автор дал такое название рассказу? (Потому что медведь играл на расщеплённом грозой дереве).

- А это обычное явление в природе, чтобы медведь играл на дереве?

(Медведь играл на щепке, а это необычное явление в природе).

- А теперь прочитаем произведение по частям и, может быть, дополним свой ответ на ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС после его анализа.

8. Анализ произведения. Закрепление изученного материала.

- А сейчас откроем учебники и начнем работу.


  1. Чтение 1 части произведения учащимися (жужжащее чтение, затем 1 часть читает 1 учащийся).

Анализ 1 части. Вопросы после прочтения 1 части:


- Ребята, вспомним, кто такой медвежатник? (прост)

- Любил ли старик музыку? (уточн.)

- На чем играл старый медвежатник? (прост.)

- Что сказал ему колхозник? (прост.)

Прочитайте и ответьте на вопрос к 1части

(Обсуждаются ответы детей).

- Озаглавим 1 часть. Что в ней самое главное? (Познакомились с главным действующим лицом – старым медвежатником)

Название 1 части – Старый медвежатник


2)Чтение 2 части хорошо подготовленными учащимися (выборочно – читают 2-3 человека)

Анализ 2 части. Вопросы после прочтения 2 части:

- Зачем медвежатник пошел в лес? (объяс.)

- Что услышал охотник в лесу? Чему он удивился? (прост.)

- И на что был похож этот звук? (прост.)

- Найдите в тексте описание, прочитайте.

Прочитайте и ответьте на вопрос к 2 части

(Обсуждаются ответы детей).

- Озаглавим 2 часть. Что в ней самое главное? (Старик удивился тому, что кто-то в лесу играет на струне)

Название 2 части – Удивительный звук в лесу


3) Чтение цепочкой 3 части (1ряд, 2 ряд, 3ряд)

- Перед чтением 3 части давайте послушаем наших исследователей. Они узнали что-то интересное из жизни медведей и хотят сообщить нам.

Ученик:

- Ребята, а что вы знаете о медведе? Помните, я проводил исследование, которое включало и тест «Что я знаю о буром медведе?». Оказалось, что знаем мы не очень много. И я решил узнать и дополнить наши знания. Для этого я воспользовался энциклопедией и ресурсами интернета.



Сообщение 1 ученика:

- Бурого медведя можно назвать одним из самых известных хищников. У многих народов он упоминается в сказках и легендах. Он частый герой русских сказок. Это один из самых крупных наземных хищников.

У бурого медведя мощное тело, крупная голова с небольшими ушами и глазами.

Хвост короткий, едва выделяющийся из шерсти. Лапы сильные с мощными длинными когтями. Шерсть густая.

Медведь обитает в лесах.



Сообщение 2 ученика:

- Медведь ходит, одновременно наступая двумя лапами с каждой стороны. От этого его походка выглядит вперевалку с боку на бок, ступни направлены немного внутрь. За это его и прозвали косолапым. Несмотря на неуклюжий вид, бурый медведь иногда может быстро бегать, превосходно плавает и хорошо лазает по деревьям. Медведь – зверь  очень любопытный, но осторожный и сообразительный.

- Бурый медведь всеяден, питается ягодами, желудями, орехами, корнями растений.



Сообщение 3 ученика:

- Медведь – хищник. Он ловит рыбу, ест муравьёв и лягушек.

- Хитрости медведей часто удивляются даже бывалые охотники. Известно, например, что они умеют запутывать следы, идя задом наперед.

- К зиме медведь нагуливает подкожный жир и с осени залегает в спячку в берлогу. В разных районах зимний сон медведя  длится 3-6 месяцев.

- Бурый медведь занесен в Красную книгу как вид под угрозой исчезновения.

Анализ 3 части. Вопросы после прочтения 3 части:

- Что же увидел охотник на опушке? (прост.)

- Как оценил охотник пение щепки? (Хорошо поет щепка).

Работа с иллюстрацией учебника с.144

- Рассмотрите иллюстрацию на с.144

- Кого вы видите? Что он делает?

- Найдите в тексте отрывок, который соответствует этой картинке.

- Сравните, как слушали музыку старик и медведь

- Найдите в тексте эти строки (в 3 части), прочитайте их.

- Озаглавим 3 часть. Что в ней самое главное?(Медведь играет на щепке )

Название 3 части – Необыкновенный музыкант


4) 4 часть. Чтение «про себя».


Учитель:

- А эту часть прочитайте самостоятельно, «про себя» (дети читают).

Анализ 4 части. Вопросы после прочтения:

- Найдите предложение, в котором говорится, почему охотник не убил медведя (Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я).

- Почему охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку?(Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю).

- Озаглавим 4 часть. Что в ней самое главное?(Старик не убил медведя, т.к. почувствовал в нём родственную душу, то, что медведь такой же музыкант, как и он сам).

Название 4 части – Необыкновенная развязка


Учитель:

- Верно, дети, человек, любящий и понимающий музыку, искусство, не способен совершить плохой поступок.

- Какие действующие лица в 4 части? (автор, колхозник, старик-охотник).

5)Чтение 4 части по ролям. ( Автор, старик-охотник, колхозник).

Автор - 1 ученик

Мужик - 2 ученик

Колхозник - 3 ученик


Вывод после анализа произведения:


- Ребята, назовите главное действующее лицо нашего рассказа.


- Верно, ребята! Главное действующее лицо – старик-охотник, не медведь! С ним связаны все события рассказа и с ним связана основная мысль рассказа.


ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ РАССКАЗА:

- А в чём заключается основная мысль рассказа? Зачем автор написал это произведение? (Любовь к искусству делает человека лучше и даже может спасти жизнь дикому зверю. Охотник не стал убивать медведя, поняв, что медведь такой же музыкант, как и он).


- Как бы вы ответили на ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС урока?

- Почему автор назвал рассказ «Музыкант»?

(- Да, медведь был похож на настоящего музыканта и пытался играть на щепке, как настоящий музыкант).


- А о чем стоит нам задуматься после прочтения этого произведения?

(Надо беречь животных, природу!)


9. Работа в группах.

- А сейчас поработаем в группах. Узнаем, насколько вы были внимательны на уроке.

- Каждой группе выдан файл с заданием. Задание у групп одинаковое – составить план пересказа произведения.

Пункты плана разрезаны ножницами. Необходимо восстановить правильную последовательность. Группа, которая правильно составит план пересказа и справится с заданием быстрее остальных, будет считаться победившей.

План

  1. Старый медвежатник

  2. Удивительный звук в лесу

  3. Необыкновенный музыкант

  4. Необыкновенная развязка


Проверка задания.





 

 Рефлексия

На доске изображены 2 медведя:

  • улыбающийся

  • грустный

– если сегодня на уроке вы открыли для себя что-то новое при знакомстве с произведением, то  прикрепите зеленый кружок около улыбающегося медведя;
– если ничего нового  не узнали, для себя ничего не открыли, произведение не затронуло ваших чувств, то прикрепите красный кружок около грустного медведя;

XI. Оценка деятельности учащихся на уроке

– Оценим вашу работу.

  • У кого 3 кружка – получает за урок оценку «5»;

  • У кого 2 кружка – получает за урок оценку «4»;

  • У кого 1 кружок – получает за урок оценку «3»;




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект открытого урока по теме "В.В.Бианки. Рассказ "Музыкант"

Автор: Шакирова Лилия Фанисовна

Дата: 18.05.2020

Номер свидетельства: 550259


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства