Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по теме "В.В.Бианки. Рассказ "Музыкант"»
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дети! Добро пожаловать на урок литературного чтения.
- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.
2. Актуализация знаний. Речевая разминка.
- Ребята, давайте вспомним как называется раздел учебника, который мы изучаем?(О братьях наших меньших).
- Правильно, а кто они братья наши меньшие? И как нужно к ним относиться? (Это животные, проживающие рядом с человекои и в дикой природе. К ним нужно относиться бережно - не пугать, не разорять гнёзда, заботиться о домашних питомцах и т.д.)
- Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями этого раздела.
- Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.
Учитель:
Летом ходит без дороги Возле сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос.
Ученики:
Медведь.
- Правильно, это медведь.
Учитель:
- Посмотрите на СЛАЙД (изображение бурого медведя).
Учитель:
- Назовите любимое лакомство медведя (мёд).
- Да, любимое лакомство медведей – это мёд.
- Сейчас мы подготовим свой речевой аппарат для урока чтения.
Речевая разминка. Работа со скороговоркой.
СЛАЙД (картинка как медведь ест мёд)
Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёда – много пчел.
(Учитель читает скороговорку, затем дети вместе с учителем её проговаривают).
- Прочитаем вместе:
а) медленно; г) тихо;
б) громко; д) быстрее;
в) еще громче. е) еще быстрее
- Замечательно. Все справились. Молодцы!
VI. Работа по теме урока. Работа с текстом во время чтения
- О ком мы загадывали загадки и говорили в скороговорке? (о медведе)
- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня читать на уроке? (о медведе)
- Правильно. Мы будем знакомиться с творчеством Виталия Валентиновича Бианки и читать произведение о медведе.
– Виталий Валентинович Бианки вырос в семье учёного. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои – звери, птицы, растения. Он написал около трёхсот произведений. Бианки мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы. Учат детей бережно относиться к ней, любить её. И мы с вами постараемся об этом помнить всегда.
Работа с выставкой книг.
- Я предлагаю рассмотреть выставку книг В. Бианки.
Это книга, в которой напечатано произведение, которое мы будем сегодня читать.
- Почему Виталий Бианки назвал своё произведение «Музыкант»? Как связаны понятия медведь и музыкант?
- Кого называют музыкантом?
Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте, человек, занимающийся музыкой.
- А как это связано с жизнью медведя в лесу? Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Нет. Мы должны ознакомиться с произведением, прочитать его и подумать).
Учитель: Зная тему урока, давайте попробуем вместе поставить цели урока:
Познакомиться с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант».
Учиться правильно, выразительно читать и анализировать литературное произведение.
Учиться давать полные грамотные ответы на поставленный вопрос.
- Хорошо, ребята! Правильно.
1.а) словарная работа
- В произведении нам встретятся незнакомые слова.
- Прочитаем эти слова по слогам.
Медвежатник – Охотник на медведей.
Завалинка – Земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.
Колхозник – Крестьянин - член колхоза
Скрипка – Четырехструнный смычковый музыкальный инструментвысокого регистра.
– Чтоб узнать, как вы запомнили произведение, проведем тестирование. – Взяли листочек и ручку, на листочке уже поставлены цифры от 1 до 6, если вы согласны с утверждением, то рядом с цифрой ставите +, если не согласны, то – .
Старик медвежатник играл на балалайке (–) На скрипке.
Знакомый охотник в лесу видел волка (–) Медведя.
Старик присел отдохнуть на пенек (+)
Звук, который услышал старик слышался с опушки (+)
Медведь сидел на дереве (–) Под деревом.
Старик убил медведя (–)
– Поменяйтесь листочками и проверьте ответы друг у друга, а сейчас проверим по эталону.
Появляется слайд – эталон с ответами № 5
– Встаньте те, кто работу выполнил без ошибок.(Возьмите себе по одному кружку) – Молодцы, ребята, внимательно слушали произведение.
Топай, мишка, (топаем ногами) Хлопай, мишка (хлопаем в ладоши) Приседай со мной, братишка, (приседаем) Лапы вверх, вперед и вниз, (движения руками) Улыбайся и садись.
Анализ произведения
1. Определение жанра произведения
(На столе карточки с названием жанров)
Сказка
Басня
Стихотворение
Рассказ
Загадка
– Отметьте плюсиком тот жанр, который относится к данному произведению. – Ребята, к какому литературному жанру художественной литературы вы отнесли это произведение? Докажите, что это рассказ. (Это произведение небольшое по объему, в нем мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика – охотника). – Кто верно определил жанр произведения, возьмите кружок.
3) Ответ на ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС урока.
Возвращаемся к СЛАЙДУ - ПОЯВЛЯЕТСЯ КНИГА В. В. Бианки рядом с вопросом.
- А сейчас мы можем ответить на ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС урока?Почему автор дал такое название рассказу? (Потому что медведь играл на расщеплённом грозой дереве).
- А это обычное явление в природе, чтобы медведь играл на дереве?
(Медведь играл на щепке, а это необычное явление в природе).
- А теперь прочитаем произведение по частям и, может быть, дополним свой ответ на ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС после его анализа.
8. Анализ произведения. Закрепление изученного материала.
- А сейчас откроем учебники и начнем работу.
Чтение 1 части произведения учащимися (жужжащее чтение, затем 1 часть читает 1 учащийся).
Анализ 1 части. Вопросы после прочтения 1 части:
- Ребята, вспомним, кто такой медвежатник? (прост)
- Любил ли старик музыку? (уточн.)
- На чем играл старый медвежатник? (прост.)
- Что сказал ему колхозник? (прост.)
Прочитайте и ответьте на вопрос к 1части
(Обсуждаются ответы детей).
- Озаглавим 1 часть. Что в ней самое главное? (Познакомились с главным действующим лицом – старым медвежатником)
Название 1 части – Старый медвежатник
2)Чтение 2 части хорошо подготовленными учащимися (выборочно – читают 2-3 человека)
Анализ 2 части. Вопросы после прочтения 2 части:
- Зачем медвежатник пошел в лес? (объяс.)
- Что услышал охотник в лесу? Чему он удивился? (прост.)
- И на что был похож этот звук? (прост.)
- Найдите в тексте описание, прочитайте.
Прочитайте и ответьте на вопрос к 2 части
(Обсуждаются ответы детей).
- Озаглавим 2 часть. Что в ней самое главное? (Старик удивился тому, что кто-то в лесу играет на струне)
Название 2 части – Удивительный звук в лесу
3) Чтение цепочкой 3 части (1ряд, 2 ряд, 3ряд)
- Перед чтением 3 части давайте послушаем наших исследователей. Они узнали что-то интересное из жизни медведей и хотят сообщить нам.
Ученик:
- Ребята, а что вы знаете о медведе? Помните, я проводил исследование, которое включало и тест «Что я знаю о буром медведе?». Оказалось, что знаем мы не очень много. И я решил узнать и дополнить наши знания. Для этого я воспользовался энциклопедией и ресурсами интернета.
Сообщение 1 ученика:
- Бурого медведя можно назвать одним из самых известных хищников. У многих народов он упоминается в сказках и легендах. Он частый герой русских сказок. Это один из самых крупных наземных хищников.
У бурого медведя мощное тело, крупная голова с небольшими ушами и глазами.
Хвост короткий, едва выделяющийся из шерсти. Лапы сильные с мощными длинными когтями. Шерсть густая.
Медведь обитает в лесах.
Сообщение 2 ученика:
- Медведь ходит, одновременно наступая двумя лапами с каждой стороны. От этого его походка выглядит вперевалку с боку на бок, ступни направлены немного внутрь. За это его и прозвали косолапым. Несмотря на неуклюжий вид, бурый медведь иногда может быстро бегать, превосходно плавает и хорошо лазает по деревьям. Медведь – зверь очень любопытный, но осторожный и сообразительный.
- Бурый медведь всеяден, питается ягодами, желудями, орехами, корнями растений.
Сообщение 3 ученика:
- Медведь – хищник. Он ловит рыбу, ест муравьёв и лягушек.
- Хитрости медведей часто удивляются даже бывалые охотники. Известно, например, что они умеют запутывать следы, идя задом наперед.
- К зиме медведь нагуливает подкожный жир и с осени залегает в спячку в берлогу. В разных районах зимний сон медведя длится 3-6 месяцев.
- Бурый медведь занесен в Красную книгу как вид под угрозой исчезновения.
Анализ 3 части. Вопросы после прочтения 3 части:
- Что же увидел охотник на опушке? (прост.)
- Как оценил охотник пение щепки? (Хорошо поет щепка).
Работа с иллюстрацией учебника с.144
- Рассмотрите иллюстрацию на с.144
- Кого вы видите? Что он делает?
- Найдите в тексте отрывок, который соответствует этой картинке.
- Сравните, как слушали музыку старик и медведь
- Найдите в тексте эти строки (в 3 части), прочитайте их.
- Озаглавим 3 часть. Что в ней самое главное?(Медведь играет на щепке )
Название 3 части – Необыкновенный музыкант
4) 4 часть. Чтение «про себя».
Учитель:
- А эту часть прочитайте самостоятельно, «про себя» (дети читают).
Анализ 4 части. Вопросы после прочтения:
- Найдите предложение, в котором говорится, почему охотник не убил медведя (Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я).
- Почему охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку?(Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю).
- Озаглавим 4 часть. Что в ней самое главное?(Старик не убил медведя, т.к. почувствовал в нём родственную душу, то, что медведь такой же музыкант, как и он сам).
Название 4 части – Необыкновенная развязка
Учитель:
- Верно, дети, человек, любящий и понимающий музыку, искусство, не способен совершить плохой поступок.
- Какие действующие лица в 4 части? (автор, колхозник, старик-охотник).
5)Чтение 4 части по ролям. ( Автор, старик-охотник, колхозник).
Автор - 1 ученик
Мужик - 2 ученик
Колхозник - 3 ученик
Вывод после анализа произведения:
- Ребята, назовите главное действующее лицо нашего рассказа.
- Верно, ребята! Главное действующее лицо – старик-охотник, не медведь! С ним связаны все события рассказа и с ним связана основная мысль рассказа.
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ РАССКАЗА:
- А в чём заключается основная мысль рассказа? Зачем автор написал это произведение? (Любовь к искусству делает человека лучше и даже может спасти жизнь дикому зверю. Охотник не стал убивать медведя, поняв, что медведь такой же музыкант, как и он).
- Как бы вы ответили на ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС урока?
- Почему автор назвал рассказ «Музыкант»?
(- Да, медведь был похож на настоящего музыканта и пытался играть на щепке, как настоящий музыкант).
- А о чем стоит нам задуматься после прочтения этого произведения?
(Надо беречь животных, природу!)
9. Работа в группах.
- А сейчас поработаем в группах. Узнаем, насколько вы были внимательны на уроке.
- Каждой группе выдан файл с заданием. Задание у групп одинаковое – составить план пересказа произведения.
Пункты плана разрезаны ножницами. Необходимо восстановить правильную последовательность. Группа, которая правильно составит план пересказа и справится с заданием быстрее остальных, будет считаться победившей.
План
Старый медвежатник
Удивительный звук в лесу
Необыкновенный музыкант
Необыкновенная развязка
Проверка задания.
Рефлексия
На доске изображены 2 медведя:
улыбающийся
грустный
– если сегодня на уроке вы открыли для себя что-то новое при знакомстве с произведением, то прикрепите зеленый кружок около улыбающегося медведя; – если ничего нового не узнали, для себя ничего не открыли, произведение не затронуло ваших чувств, то прикрепите красный кружок около грустного медведя;