Инструкция для детей В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак "-"; если нравится "+", если очень нравится, ставьте "++". Инструкция для родителей Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - "-"; если нравится -"+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной. Лист вопросов Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..." 1.решать логические задачи и задачи на сообразительность; 2.читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести; 3.петь, музицировать; 4.заниматься физкультурой; 5.играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры; 6.читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе; 7.делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу); 8.играть с техническим конструктором; 9. изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами; 10.самостоятельно рисовать; 11. играть в спортивные, подвижные игры; 12. руководить играми детей; 13.ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми; 14.ходить в магазин за продуктами; 15.читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.; 16.играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных); 17. самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы; 18.соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам; 19.разговаривать с новыми, незнакомыми людьми; 20.содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак идр.); 21.убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.; 22.конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.; 23.знакомиться с историей (посещать исторические музеи); 24.самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества; 25. читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи; 26.объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение); 27.ухаживать за домашними растениями; 28.помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.); 29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе; 30. знакомиться с общественными явлениями и международными событиями; 31.участвовать в постановке спектаклей; 32.заниматься спортом в секциях и кружках; 33.помогать другим людям; 34. работать в саду, на огороде, выращивать растения; 35.помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать. Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы. Фамилия, имя_______________ 1 2 3 Обработка результатов Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер: математика и техника; гуманитарная сфера; художественная деятельность; физкультура и спорт; коммуникативные интересы; природа и естествознание; домашние обязанности, труд по самообслуживанию. Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным. Обработка результатов Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка. Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. |