В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Задачи:
образовательные:
- расширить и накапливать кругозор учащихся;
- создать условия для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения;
развивающие:
- создать условия для развития навыков работы с художественным текстом, исследовательских умений, умений сравнивать, анализировать, обобщать, коммуникативных умений;
- развивать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;
- развивать речь детей;
- расширять представления об окружающем мире живой природы;
воспитательные:
- создать условия для формирования умения работать в группе;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.
Планируемые результаты:
- осознанно читать текст с записью рассказа целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
- использовать полученный читательский опыт для обогащения знания;
- сопоставлять полученную информацию с информацией, полученной из других источников и жизненным опытом.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая, работа в группах и в парах.
Оборудование:
Для учителя:
- Книга В.В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» («Приключения Муравьишки»), другие книги писателя для выставки;
- Звуковая книга В.В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
- презентация;
- компьютер, экран, проектор, колонки.
Для учащихся:
- книги, тексты «Как муравьишка домой спешил»;
- цв.бумага, карандаши, фломастеры, ножницы, клей, шаблоны и магнитики.
План урока:
- Организационный момент.
- Постановка темы и цели урока.
- Актуализация знаний, практических и умственных умений
- Работа над темой урока. Чтение текста и проверка правильности выполнения тестов.
- Физкультминутка.
- Практическая работа
- Закрепление учебного материала.
- Рефлексия. Подведение итогов.
Домашнее задание.
Ход урока
- Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок, начинается урок.
- Доброе утро! Ребята к нам сегодня на урок пришли гости. Давайте, их приветствуем.
- Тихо, без шума сели.
II. Постановка темы и цели урока.
- Давайте, ребята, закроем глаза и послушаем. Слайд 2
- Куда мы, «мысленно» перенеслись? (в лес)
- Что услышали? Что почувствовали? (ответы учащихся)
– Итак, куда мы отправляемся в путешествие? (В лес.)
– Лес – это сказочный уголок живой природы, который нас радует в любое время года, завораживает и притягивает своей красотой, тайнами и загадками. Как мы знаем 2013 год – был объявлен годом охраны окружающей среды.
– Думаю, вы догадались, что сегодня на уроке будем работать над произведением В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»
- Расставив правильно буквы, вы узнаете другое её название.
Слайд 3. РЕКЯЛИЧПЮНИ УИАШРЬКМВИ (Приключения муравьишки)
- Что вы знаете о муравьях?
Свои пути муравьи метят, прикасаясь брюшком к земле и выделяя пахучие вещества — ФЕРОМОНЫ. Муравьям приходится много бегать по окружающей местности в поисках пищи, чтобы накормить своих товарищей. Но бегают не все. У муравьев строгое разделение труда: одни занимаются домашним хозяйством, подновляя и очищая муравейник, другие ухаживают за молодняком, третьи дежурят у входов, готовые отразить врага, а вот четвёртые уходят далеко от муравейника и занимаются добыванием пищи.
III. Актуализация знаний, практических и умственных умений
Слайд 4. Выступление Юлианы Марковой
Бианки Виталий Валентинович известный детский писатель, открывший мир леса для многих юных читателей. Любовь к природе Виталию Валентиновичу привил с детства отец, известный ученый-орнитолог, директора Зоологического музея. Виталий Бианки часто называл своего отца главным «учителем леса». Виталий Валентинович написал большое количество детских сказок и рассказов о повседневной жизни животного мира. Порой придавая героям человеческие черты, но не преувеличивая и не добавляя сказочных моментов. Многие рассказы, это заметки из его жизни. Вся его жизнь была связана с лесом, с природой. Бианки много путешествовал. В молодости участвовал в научных экспедициях по Уралу, Волге, Алтаю и Казахстану. Виталий Валентинович почувствовал на себе времена ложных обвинений и заключений под стражу. Был в ссылке, но помощь друзей и коллег помогла вернуться к творческой жизни. Много болел. Особенно перед смертью. Но до последнего был верен лесу и своему маленьком читателю.
IV. Работа над темой урока. Проверка правильности выполнения тестов. Слайд 5.
Вопросы теста:
- Залез муравей на дуб (-)
- У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, все домой бегут (+)
- Сидел муравей на листке (+)
- Дунул ветер, летит муравей на веточке (-)
- Листок упал на гриб (-)
- Муравей отшиб себе усики (-)
- Сразу укусил Гусеницу-Землемера (-)
- Впереди луг, на лугу Паук-Сенокосец (+)
- У паука 6 ног (-)
- Муравьишка вскарабкался на жужелицу на спину и они полетели (-)
- Жужелица не может прыгать по картофельным грядкам (+)
- Картофельная ботва для муравья – лес густой (+)
- У Жучка-Блошачка ножки как пружинки складные (+)
- Через забор выпрыгнул кузнечик (+)
- Водомерка скользит по воде, как по льду (+)
- Майскому Хрущу муравей полез на спинку и там остался сидеть (-)
- Жук выключил мотор и сел на сук (+)
- Жук полетел вниз к муравьям (-)
- Гусеница-Листоверка шелковую нитку из себя тянет и нс сучок мотает (+)
- Все двери входы-выходы закрыли, тут и солнышко вышло.(-)
20-18 – «5» слайд 6
17-15 – «4»
15-10 – «3»
V. Физкультминутка.
- Как мы знаем, кроме муравья в лесу есть разные животные. Так давайте вместе с ними отдохнем.
VI. Практическая работа.
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион. (Ответ: Муравейник)
- На муравейнике кого не хватает? (муравьев)
-Давайте, оживим наш муравейник.
VII. Закрепление учебного материала. Подведение итогов. Просмотр слайдов с 7 по 12
– Кто помогал Муравьишке на каждом из этапов его путешествия?
VIII. Рефлексия. Подведение итогов
- Было интересно…
- Было трудно…
- Теперь я знаю, что…
- Молодцы ребята, очень хорошо работали. Спасибо!