1 | Актуализация знаний. | | - Начинаем урок окружающего мира. Проверьте, все ли у вас готово. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи на уроке. Повторим пройденный материал (работа в парах): Подпишите на карте полушарий все материки. Проверьте работу своих соседей; докажите, что вы сделали правильно. Оцените работу своих товарищей. Посмотрите на карту: какого цвета на карте больше? Какой можно сделать вывод? А как выглядят реки на нашей планете? | (Слушают, проверяют рабочее место) (работа в парах) Дети подписывают материки. (Дети проверяют, доказывают, оценивают) Вывод: - На карте больше голубого. Значит, вода занимает большую часть на нашей планете. - На суше тонкие синие линии – это реки. | 8 |
2 | Постановка проблемы. | | - Отгадайте загадку. Один сказал, что она тихая, медленная, ленивая, прозрачная. Другой сказал, что она шумная, пенистая, мутная, быстрая. То она широкая, то она узкая. О чем это? - Как вы думаете, о чем сегодня будет разговор на уроке? Какие у вас возникли вопросы? | Слушают. Дети высказывают свои версии, приходят к выводу, что это река. - Мы будем говорить о реках. - Почему реки такие разные? - Почему река всегда течет? - Откуда и куда течет река? | 2 |
3 | Совместное «открытие» знаний. | «Речная система» №1. «Круговорот воды в природе» №2. | - Ребята, а что нам поможет ответить на эти вопросы? - Посмотрите на карту. Как обозначены реки? Много ли рек на земле? Можно ли выделить какие-либо части реки? - Посмотрите название частей реки по иллюстрации - Как называется место сбора всех вод реки? - Как определить правый или левый берег реки? - Откуда собирается вода в реке? - А что еще может пополнять запасы воды? Для этого нужно вспомнить круговорот воды. - А может ли добавить воды в реке маленький дождик? - Вспомните, ведь даже при маленьком дожде вся вода с крыши дома собирается в водосточную трубу и вытекает струей, как рекой. А сколько воды соберется с водосборного бассейна реки? Представить это мы можем по иллюстрации (проектор) - Можете ли теперь ответить на вопрос, почему река всегда течет? - Но реки текут не только во время дождя. Давайте понаблюдаем за водой во время опыта. (Учитель показывает опыт) - А вот определить, куда течет река, вам поможет карта. Обратите внимание, можете ли вы сами определить, где начало реки? -Как вы думаете, маленький ручеек может быть сильным, могучим? Может ли обыкновенный журчащий, веселый ручеек менять земную поверхность? - Тогда я советую вам послушать необычную сказку о ручейке на с.108 (читает учитель). Словарная работа: Русло, долина: Русло – углубление в грунте, по которому течет водный поток; Долина – удлиненная впадина (вдоль речного русла, среди гор). | - Карта, учебник, тетрадь и опыты. - Реки на карте – как тонкие синие ленточки. Обозначены только самые крупные реки, а более мелких на карте нет. - Можно увидеть начало, конец реки. Только определить, какое из них начало, невозможно. Есть и маленькие ответвления. Однако к реке они текут или от реки, мы определить не можем. Дети работают с интерактивной доской. - Водосборный бассейн реки. Он включает в себя все мелкие речки и речушки, ручейки и родники. - Если плыть по течению, то слева – левый берег, а справа – правый берег. Работа в тетради с.33, № 2. - Это могут быть осадки. (Дети посмотрели, вспомнили) Работа в тетради с.33, № 3. (Дети высказывают свои мнения.) (Дети работают с иллюстрацией и делают вывод.) - Вода в реку собирается со всего водосборного бассейна из множества ручейков, речек и речушек. Добавляют воду в реку и различные осадки, так как в природе идет круговорот воды. Вывод: - Вода собирается и из подземных ручейков. Ответы детей: - Мы не знаем, как это определить. Но можно немного порассуждать. Многие реки соединяются с морем. Если бы реки брали начало в морях, то речная вода была бы соленой, а она пресная. Значит, реки в моря впадают. Но есть и реки, которые соединяются с озерами. - Мы думаем, что этого он не может. (Слушают и делают вывод) - Теперь мы знаем, что ручеек очень сильный. Он может образовать даже овраг. (Рассматривают рисунки и делают вывод) | 21 |
4 | Первичное закрепление знаний. | | Опыт. -Попробуем налить воду на плоскую поверхность. Что произошло? - Какой закон природы подскажет нам, как показать течение реки? Какой макет возьмем для того чтобы показать течение реки: плоский или с возвышенностями? - Нальем воды из стакана. Думаю, теперь вы сможете ответить на вопрос «Почему река всегда течет?» -Теперь вы сможете ответить и на вопрос: «Откуда и куда течет река?» - И, наконец, последний вопрос: «Почему реки такие разные?» | (наблюдение детей) -Вода собирается в лужицы или растекается в разные стороны. -Это притяжение земли. - Возьмем макет с возвышенностями. Ответы детей: - Да, реки начинаются в горах или на возвышенностях. Ответы детей: - Реки текут с более высокой земной поверхности в более низкую и впадают в моря или озера. Ответы детей: - Шумные, быстрые, мутные реки – это горные, а медленные, спокойные реки, текут по ровной поверхности. | 10 |