Специальность: 44.02.02.
Ключевые компетенции | Преподаватель | Обучающиеся |
Организационная компетенция | Организация педагогом образовательного процесса, управление деятельностью обучающихся. | Умение организовать свою деятельность на уроке. |
Коммуникативная компетенция | Умение взаимодействовать с детьми младшего школьного возраста в рамках образовательного процесса. | Развитие умения взаимодействовать в рамках образовательного процесса. |
Личностная компетенция | Накопление педагогического опыта, повышение уровня мастерства, приобретение практических умений при работе с классом. | Интеллектуальное развитие в процессе получения знаний, формирование навыков и отработка умений обучающегося. |
Информационная компетенция | Умение обрабатывать информацию и адаптировать её для учащихся младших классов. | Развитие навыка работы с информацией. |
Языковая компетенция | Владение литературной речью, её выразительностью, чёткостью, ясностью, понятностью, разборчивостью. | Развитие устной речи обучающихся: умение грамотно ответить на вопрос, формулировать свои мысли, доказывать свою точку зрения. |
Общекультурная компетенция | Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, способность к самоорганизации и самообразованию; | Воспитание нравственных и моральных качеств личности, культурного поведения на уроке, в социуме. |
Здоровье сберегающая компетенция | Создание условий, при которых обучающимся комфортно и безопасно работать на уроке, соответствие нормам санитарно-гигиенических условий. | Соблюдение правил техники безопасности во время образовательного процесса. |
Профессиональная компетенция | Владение свободным и уверенным использованием профессиональной терминологии с целью доведения информации до сознания участников образовательного процесса в доступной форме. | Способность и готовность применять полученные знания, навыки в образовательной деятельности. |
Основные этапы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
I.Организационный момент/приветствие | Организация класса, проверка готовности обучающихся, знакомство с учениками: «Доброе утро. Сегодня у нас урок окружающего мира. Занимайте свои места и проверьте готовность к уроку. У вас на партах должны быть: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе и пенал. Все лишнее убрали с парт.» | Приветствуют учителя, готовятся к уроку. | Коммуникативные: - планирование совместного сотрудничества с учителем и сверстниками; Регулятивные: - умение организовывать свое рабочее место; |
II. Постановка учебной задачи путем создания проблемной ситуации | Включает аудиозапись «Звуки леса» «Ребята, я хочу пригласить вас сегодня в лес, В добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес. Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи, Ты же видишь, - мы свои! Если внимательны, будете, дети, Чудные тайны откроете эти. Мы подошли к опушке леса. Ярко светит солнце. Перед нами раскинулся пёстрый ковёр из ромашек, колокольчиков, клевера. Порхали бабочки, жужжали шмели и пчёлы, стрекотали кузнечики. Посмотрите вокруг. Каких только живых существ вы не увидите. Одни из них большие, а другие совсем крошечные. У одних яркий красочный наряд, а у других невзрачный. Но даже самое скромное живое существо по-своему красиво. Мы попали на опушку леса. Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?» Лес не только для нашей забавы. В нем – деревья, ягоды, травы. Птицы, звери И прочие твари. Ученые тоже работают тут, Лес они средой зовут. (1) А вы раньше встречали слово «среда»? Конечно, среда – это третий день недели, но слово «среда» имеет и другое значение, средой учёные называют всё, что окружает живые существа, среди чего они живут. (2) Кто нам всем еще раз повторит, что такое среда? (3) А что окружает нас с вами? Что необходимо нам для жизни? Это и есть окружающая среда для человека. (4) А что будет являться окружающей средой для других живых существ?» | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. Пред полагаемые ответы обучающихся: (1) Да, среда – это день недели. (2) Среда – это все, что окружает живые существа, среди чего они живут. (3) Солнце, воздух, вода, пища. (4) Всё, что окружает живые существа, среди чего они живут. | Познавательные: - самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели; Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
III. Изучение нового материала. | «Опушка леса откроет для нас свои тайны, если мы отгадаем (1) загадку: синенький звонок висит, никогда он не звенит. Верно. Конечно же, это колокольчик. (2) Давайте посмотрим, что будет окружающей средой для колокольчика. Где живет колокольчик? (3) Нам нужно определить, кто живёт рядом с ним и кто (что) нужен (нужно) ему для жизни. Как мы можем это сделать? Внимательно смотрим на рисунок в учебнике. (4)Что самое необходимое для жизни колокольчика? (5) В чём укреплён корень колокольчика? (6) Кто еще окружает колокольчик? В определённой местности встречаются разные животные. На опушке, где много цветущих травянистых растений, можно увидеть большое количество разнообразных насекомых. Растения помогают насекомым прятаться от врагов и дают им пищу. Пищей насекомым служит нектар цветков, листья и другие части растений. Насекомыми питаются птицы.» | Предполагаемые ответы обучающихся: (1) Растение колокольчик. (2) На лесной опушке. (3) Поразмышлять, почитать. (4) Воздух, солнце, почва, вода. (5) Корень укреплён в верхнем слое земли – почве. (6) Другие растения, животные, насекомые, птицы. | Регулятивные: - целеполагание; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Личностные: - умение визуально воспринимать информацию; |
IV. Принятие решения. Сбор и уточнение информации, обсуждение - «мозговой штурм», выбор оптимального варианта и уточнение плана деятельности. (1) | «(1) Ребята, а как нам будет интереснее и легче представить, кто живёт рядом с колокольчиком? Мы сделаем проект в виде плаката и повесим его в вестибюле нашей школы, чтобы все дети и их родители смогли больше узнать, о том кто живёт рядом с колокольчиком на опушке. Согласны? Итак, выполнив исследовательское задания, мы узнаем, кто обитает рядом с колокольчиком, сделаем плакат, на котором покажем среду его обитания. (2) Как нам будет легче его сделать: по одному, с товарищем или в группе? Прежде чем приступить к исследовательской творческой работе, давайте немножко разомнемся.» | Предполагаемые ответы обучающихся: (1) Можем отгадать загадки, подобрать иллюстрации. (2) В группе. | Познавательные: - самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели; |
V. Динамическая пауза | «Поднимаемся со своих мест и повторяем за мной.» Это лёгкая забава — Повороты влево-вправо. Нам известно всем давно — Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (Приседания.) А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. (Ходьба на месте.) | Выполняют физические упражнения. | Личностные: - умение визуально воспринимать информацию; |
VI. Принятие решения. Сбор и уточнение информации, обсуждение - «мозговой штурм», выбор оптимального варианта и уточнение плана деятельности. (2) | Делит обучающихся на группы. «У нас есть три группы. Сейчас каждой группе будут даны задания. Вам необходимо: 1.Выполнить задание 2. Подобрать к нему иллюстрации. 3. Разложить иллюстрации на столе. 4.Прикрепить к плакату. 1 группа Ребята, отгадав загадки, вы узнаете, какие растения окружают наш колокольчик. 2 группа Разгадав кроссворд, узнайте, какие насекомые обитают среди растений, выберете их иллюстрации. 3 группа Посмотрите внимательно на пенёк и вы узнаете, каких птиц и животных можно встретить на лесной опушке. Раздает необходимый материал для выполнения работы и карточки с заданиями. Теперь вы можете приступать к работе.» | Внимательно слушают задание. Приступают к выполнению проектов по группам. | Личностные: - формирование умения контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; Регулятивные: - планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Познавательные: - развитие операций мышления, построение логической цепи рассуждения; - упорядочение объектов по выделенному основанию; |
VII. Защита проекта. Раскрытие содержания и результатов проекта; работа оппонентов. | «Потихоньку заканчиваем нашу работу. А теперь давайте посмотрим, что же вы узнали, работая в группах. 1 группа, покажите, какие растения обитают рядом с колокольчиком. Прикрепите к нашему плакату. 2 группа, покажите, насекомых, которых мы можем увидеть на опушке.3 группа, покажите птиц и животных, которые встречаются на опушке. Посмотрите на наш плакат. (1) Что же мы видим теперь? (2) Что у нас получилось? (3) Какие растения увидели на опушке леса? (4) Каких животных? (5) Как одним словом можно назвать бабочек, шмелей, пчёл и кузнечиков? (6) Относится ли паук к виду насекомых и почему? (7) Возле нашего колокольчика оказалось много разных растений, насекомых, птиц и зверей, а чего ещё не хватает? Какие условия для жизни растений мы забыли? Отлично. Посмотрите, какой прекрасный плакат у нас получился.» | Выполняют задания учителя, отвечают, оформляют плакат. Предполагаемые ответы обучающихся: (1) Много друзей у колокольчика. (2) Лесная опушка. Среда обитания колокольчика. (3) Деревья, травы, кустарники. (4) Лось, заяц, ёж. (5) Насекомые. (6) Нет, т.к. у него 8 лапок. (7) Солнце, воздух, вода, почва. | Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные: - умение визуально воспринимать информацию; |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. | «(1)Итак, что называют окружающей средой? В этом удивительном окружении живём и мы с вами ребята. Но мы должны ещё знать и помнить, что… Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. (2) О чём мы должны помнить? Мне было приятно, что сегодня вы показали свои отличные знания, умение работать вместе. Я верю, что полученные знания вам пригодятся в жизни. Все могут быть свободны.» | Предполагаемые ответы обучающихся: (1) Всё, что окружает живые существа, среди чего они живут. (2) Мы должны беречь природу и заботиться о ней. | Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные: -самоанализ; |
Группа 1.
1. Летом зеленеет,
2. Хороша трава –
и чайку заварит. (Иван-чай)
3. Стоит в лесу кудряшка,
4. Тёмной он покрыт корой,
Лист - красивый, вырезной.
5. Кислит, а не щавель,
В тени, а не ель.
6. В лесу на поляне
Стоит кудрявый Ваня.
А орешками наделит. (Орешник)
7. Разбежались на опушке
Группа 2.
6. Стрекоза
Сел на желтый одуванчик.
Голос тонок.
Он летал в цветной рубашке.
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу» - я с ромашками дружу.
Присели на цветок.
Порхающий цветок.
3. Муравей.
Народ рабочий весь день хлопочет.
И в сотах копит сладкий мёд.
Группа 3.
Соедините буквы, которые стоят в квадратиках.