Осмысление: 4. Подготовительная работа. - Что вы знаете о сове? Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся. На кого они охотятся? (На мышей, лягушек, полевок, насекомых.) Что помогает им охотиться? а) Острый слух. б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно). в) Когти (хватать добычу, держать ее). г) Клюв. -. Какую пользу приносят совы? Ушастая сова. Днём в ветвях Сосны косматой, Возле самого ствола, Точно столбик сучковатый, Дремлет чуткая сова. На оранжевых глазищах* Веки серые сомкнет, «Ушки» длинные встопорщит, Терпеливо ночи ждёт. (К. Шилов) Приметы о сове 1.Если много сов – урожай будет хороший. 2.Сыч кричит ночью перед дождем и холодом 3.Филин кричит на оттепель. 4.Сова в дупле – на ветер, в сушняке – к дождю. 5.Сова кричит – на холод. «А вы знаете?» Выступление подготовленного ученика. - Символом чего является сова? С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины. Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой. В книгах Дж. Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).Совами также называют людей, которые привыкли поздно вставать. В мире насчитывается около 130 видов сов. На территории России встречается 16. Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент о самых крупных совах..Что нового узнали? 5 .Открытие нового знания. Чтение сказки В.В. Бианки «Сова». 1. Словарная работа. - Как можно заменить слова и выражения? Утекает | | убегает. | Кормовистый | | клевер, предназначенный для корма скоту. | Цветень | | пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки. | Хорониться | | прятаться, таиться. | Раздолье | | много места. | Как бы худа не вышло | | как бы беды не было. | Чай белить | | добавлять молоко в чай. | Пойло | | питательное питьё для скота. | - Посмотрите, есть ли в тексте слова из словарика. Прочитайте их значение. 2. Чтение текста подготовленными учениками. (1 и 2 часть). 3. Смысловое прогнозирование. - Как вы думаете, что произойдет дальше? Давайте послушаем, что об этом говорит Бианки. Чтение 3 части. 4. Обмен впечатлениями. - Понравилось ли вам произведение Бианки? Почему в жизни старика возникла сложная ситуация? (Он нарушил порядок вещей, закон целостности мира). 6. Релаксация. - В.В. Бианки любил наблюдать за живой природой. Я вас тоже приглашаю в зоопарк понаблюдать за « братьями нашими меньшими».(Дети встают и подходят к доске). На доске фотографии животных: крокодил, обезьяна, медведь, носорог, лев. (Фотографии закрыты. Дети открывают по одной.) - Составьте предложения о понравившихся животных. Назад возвращаемся на лошадях. Имитируем стук копыт лошади. Физкультурная минутка «Сова». В лесу темно, Все спят давно. (Дети изображают спящих.) Все птицы спят... Одна сова не спит, Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.) Совушка-сова, Большая головой. (Изобразить большой круг руками.) На суку сидит, (Присесть.) Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.) Во все стороны глядит, Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.) 7. Продолжение работы с текстом. 1. Самостоятельное чтение с выполнением заданий. - . Прочитайте текст еще раз и запомните всех действующих лиц сказки. Приготовьтесь ответить на вопрос, к какому литературному жанру относится данное произведение. Самостоятельное чтение сказки. - . К какому жанру относится произведение, которое вы прочитали? Покажите с помощью модели. (На партах у детей модели литературных жанров). На доске: Литературные жанры | рассказ □ | сказка | стихи O | басня | - Почему вы так решили? Назовите героев сказки. По мере называния героев, их фигурки выставляются на доску. 2. Чтение-обсуждение. - Давайте прочтем эту сказку еще раз и пронаблюдаем за происходящими событиями. Как начинается сказка? Чтение отрывка. - Что произошло? (Улетела сова). Почему? По ходу действия сказки фигурки героев убираются с доски или добавляются. Чтение отрывка -.Что произошло дальше? (Вышли мыши).Почему? Чтение отрывка - Что произошло дальше? (Улетели шмели). Почему? Чтение отрывка - Что произошло дальше? (Не стало клевера).Почему? Чтение отрывка. - Что произошло дальше? (Корова отощала). (Заменить фигурку сытой коровы, на фигурку тощей). Почему? - Как изменилась жизнь старика? Почему? От чего же зависело благополучие старика? (От общих усилий героев сказки).В природе все взаимосвязано. Выпадение хотя бы одного «инструмента» ведет к нарушению гармонии в слаженном «оркестре» живых организмов. 8. Анализ настроения и поступков героев. -. Давайте посмотрим, как менялось настроение старика. Расположите карточки в нужном порядке. На доске: Задиристое, насмешливое. (Красная карточка). Сердитое, растерянное. (Коричневая карточка). Ласковое, уважительное. (Зеленая Карточка). - Покажите, как менялось настроение совы. Расположите карточки в нужном порядке. На доске: Ласковое, уважительное. (Зеленая Карточка). Обиженное, сердитое. (Фиолетовая карточка). Ласковое, уважительное. (Зеленая Карточка). - Когда настроение у старика и совы совпало? . Что для этого сделал старик? (Попросил у совы прощения). . Что сделала сова? (Простила старика). |